Иерей Андрей Чиженко – о значении празднования Недели Всех святых после Дня Святой Троицы.
Ежегодно в первое воскресенье после Дня Святой Троицы Православная Церковь празднует Неделю Всех святых.
Это связано с тем, что во время сошествия Святого Духа на Пресвятую Богородицу и апостолов возник День рождения новозаветной Церкви. Примечательно то, что Небеса не закрылись после сошествия Святого Духа. Нет, эта полноводная река живой воды благодати Святого Духа продолжает течь и сейчас. И поныне с того времени она посредством возложения рук апостолов и их дальнейших преемников – епископов – на достойных кандидатов продолжает сходить: Бог создает таким образом иерархию священства новозаветной Церкви. Он дарит нам возможность посредством законного священства жить щедро и обильно в животворящей благодати Святого Духа, изливающейся на всех верующих, участвующих в Таинствах Церкви, и освящающей всех нас. Именно об этом мы слышим в евангельском зачале, читаемом на утрене Недели Всех святых, когда Спаситель по Своем Воскресении говорит апостолам: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28:19, 20).
Поэтому мы и празднуем Неделю Всех святых после Дня Святой Троицы. Мы празднуем день памяти всех тех людей разных веков и поколений, на которых вслед за апостолами и посредством их трудов сошла благодать Святого Духа, осветила, просветила их, соделала храмами Бога Живого.
Кто же такие, эти святые? В идеале – это все мы. Все мы призваны Богом к святости – к стяжанию Духа Святого, как говорил об этом преподобный Серафим Саровский. Потому и читаются на Литургии эти великие и вселяющие в нас надежду слова «Апостола»: «И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства (Евр. 11:39, 40). «Все сии» – это все святые. Они и до сих пор не получили обещанного, потому что Господь ждет до Страшного суда, чтобы и мы приложились к ним, войдя в святость Божию, в новый горний град Иерусалим, войдя в рай.
Поэтому потрудимся, дорогие братья и сестры, потрудимся теми качествами, которых требует от нас Господь наш Иисус Христос. Об этом сказано в евангельском зачале, читаемом для нас на Литургии Недели Всех святых: «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным… Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня… Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам?
Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых.
И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. Многие же будут первые последними, и последние первыми» (Мф. 18: 32, 33, 37, 38; Мф. 19:27–30).
Господь от нас требует, чтобы мы исповедовали Его Своим Богом в этом непростом и грешном земном мире, исповедовали Его перед людьми, чтобы посредством и нашего исповеднического подвига люди просвещались благодатью Святого Духа, прилагаясь спасительно к Матери Церкви. И здесь не в иерархическом, но в нравственном смысле Спаситель уравнивает нас с апостолами, говоря, что и все мы – православные христиане – призваны каждым своим словом, вздохом, мыслью, чувством, движением к благовестию Евангелия в мире, в нашей жизни.
Для этого мы не должны ничего и никого в этом мире любить больше, нежели Бога. Ни отца, ни мать, ни детей и т. д. Это совсем не означает, что мы должны бросать свои семьи. Нет. Но мы должны понимать, что наших близких нам подарил Бог, и Его надо любить больше, чем наших близких. И (о великий парадокс!) в этой любви наша любовь очищается от земной и кровяной страстности да греховности. Она становится святой, небесной и чистой. И полезной как для нас, так и для наших близких. Потому что, возлюбив прежде всего Бога, а потом уже человека, мы прорываем внутри себя некий канал, по которому благодать Святого Духа щедро течет, освящая и улучшая жизнь и нашу, и окружающих нас людей. Это и имеется в виду, когда говорится, что сердцем своим мы должны оставить все земное и прилепиться единственно к Богу – Источнику жизни и Подателю благ.
И третье, что мы должны сделать: взять жизнь свою, как крест, и пойти за Христом, т. е. жить, двигаясь к Нему и подражая Ему, уподобляясь Ему в той мере, которая возможна для нас. Это подражание-уподобление состоит в том, что мы должны исполнять заповеди Божии. Наша вся жизнь должна быть движением к Богу. И тогда мы наследуем жить вечную, говорится в Евангелии.
Тогда на этом пути нам повстречается Бог, Который всех нас ждет. Он соделает нас святыми и введет в вечную и блаженную радость Царствия Небесного.
По материалам сайта pravlife.org