Всегда с большой радостью жду Рождественского поста.
Словно бы осень для меня – период послабления, отдохновения. Как отпуск. Что-то вроде этого. Даже в богослужебном смысле. Ты как священнослужитель живешь, в том числе и духовно, и душевно, и умственно, и эмоционально, и телесно в богослужебном круге – суточном, седмичном, годовом. Из этого состоит жизнь. Отслужить вечерню, Литургию. Дожить до воскресенья, до какого-либо большого праздника и встретить его достойно, у престола Божия совершая Бескровную Жертву. Это, в принципе, жизнь священника. Она не меняется и в осенний период.
И вдруг наступает 28 ноября – начало Рождественского поста. Его еще называют Филипповым, потому что на заговенье, 27 ноября, выпадает день памяти святого апостола от 12 Филиппа.
И твоя жизнь фокусируется. Она концентрируется на дистанции, как у спортсмена-бегуна или как у скалолаза. Жить, чтобы достичь вершины. И вершина эта – Рождество Христово. Рождение Бога, Рождение Спасителя мира. Бог лично для тебя сходит на землю, чтобы лично тебя возвести в Небо.
Понятно, что нужно попоститься. И духовно, и телесно. Как сказано в Святом Евангелии: «А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:17–18). «Помажь голову», т. е. призови на душу твою благодать Божию, соделай ее храмом Духа Святого с помощью участия в Таинствах Церкви, особенно в Исповеди, в Причастии Тела и Крови Христовых – в Божественной Литургии. «Умой лице твое», т. е. физически очисть свое тело с помощью воздержания от грубой животной пищи, чтобы тело твое стало удобным и верным сотрудником души в достижении Царствия Небесного. Тем более что Рождественский пост нестрогий. Можно вкушать рыбу и другие морепродукты. Кроме среды и пятницы, когда мы ради Страстей Христовых воздерживаемся от употребления рыбы, переходим только на растительную пищу, усугубляем пост. Сейчас в нашей Церкви издаются календари, в которых расписан график поста на каждый день. На православных сайтах есть также подобные графики. И можно увидеть, что и когда можно кушать.
Но главное не просто обрядовое, ритуальное воздержание от определенных родов пищи. Хотя и это важно. Главное – это вектор, направление течения-движения жизни – устремление ее к Светлому Празднику Рождества Христова.
И первый большой праздник, который мы отмечаем в самом начале поста, – Введение во храм Пресвятой Богородицы. Божия Матерь Сама нас приглашает вместе с Собой взойти по дням, как по ступеням Иерусалимского храма, в Церковь, как в Небо, где с распростертыми отеческими объятиями нас ждет Господь Бог.
И далее в посте такое обилие праздников – дней памяти святых. Они словно алмазные звезды, горящие на небе и образующие некую таинственную карту-маршрут, по которой мы обязательной дойдем до Возлюбленного Господа нашего Иисуса Христа!
Это дни памяти святых благоверного князя Александра Невского (6 декабря), великомученицы Екатерины (7 декабря), апостола Андрея Первозванного (13 декабря), великомученицы Варвары (17 декабря), преподобного Саввы Освященного (18 декабря), Николая Чудотворца (19 декабря) и многих других угодников Божиих.
В два последних воскресенья перед Рождеством Христовым (Неделю святых праотец и Неделю святых отец) мы, словно бы вместе со всем человечеством, становимся единым целым, возглавляемые святыми праотцами Адамом и Евой и другими праведниками, и замираем, как на шестопсалмии в таинственном мраке и тишине зарождающегося величайшего рассвета Рождества Христова, ожидая, когда над миром взойдет «Солнце Правды», как поется в тропаре вышеупомянутого праздника.
«Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися, Солнцу Правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!»
И поэтому с 1, 2 января мы усугубляем пост. Эти остающиеся несколько дней до Рождества Христова мы постимся так, как в Великий пост – принимаем только растительную пищу. В сам же Рождественский сочельник пост немного усугубляется. Вкушается вначале коливо (сочиво), отсюда и название дня. Вареная пшеница (рис) с медом и другими сладостями. Пшеница здесь – символ жизни – Рождества и Воскресения Христова, духовного рождества и воскресения во Христе всех нас. Мед же – символ сладостной блаженной жизни в раю, которая, дай Бог, нам предстоит. Вкушается же и любая другая пища растительного происхождения с елеем. Трапезничать можно после отпуста Литургии святителя Василия Великого, соединенной с Царскими часами и вечерней. А разговляться, конечно, следует уже после отпуста Литургии в сам праздник Рождества Христова – 7 января.
Главное, чтобы у нас была хотя бы капля того великого смирения и той великой любви к Богу, которые были у Пресвятой Богородицы, того огромного желания своей жизнью послужить Господу, какое было у праведного Иосифа Обручника и его сына Иакова, той жажды Божественной мудрости, которая была у волхвов, принесших дары Богомладенцу Христу, и той святой простоты душевной, коя была у пастушков, чтобы мы так же, как и Ангелы, поющие «слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!», стали проводниками Божественного света.
Святой апостол Павел писал: «Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Флп. 3:13–14).
Забывая заднее, грехи да страсти, оставляя их позади, как скомканный и уничтоженный мусор, простираться вперед, мчать, как гончая, лететь, словно быстрый сокол, чтобы достичь и преклонить колени сердца своего перед величайшим чудом из чудес – Богом, Который во плоти лежит Младенцем в яслях для нашего с тобой спасения! Вот это действительно Цель целей и Смысл смыслов.
От всей души желаю нам, дорогие братья и сестры, дожить до Светлого Праздника Рождества Христова, чтобы войти в его светлейшую и преогромную радость торжества Бога, Изволившего стать Человеком и Соединившегося через то со всеми нами!
Протоиерей Андрей Чиженко