В Священном Писании Нового Завета говорится, что в событии Преображения участвовали только три ученика, которые чаще других являются фигурантами и участниками важнейших дел Иисуса Христа: Петр, Иаков и Иоанн. Неужели другие ученики менее достойны?
Что говорит Писание о количестве учеников, бывших на момент Преображения? «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних и преобразился пред ними» (Мф. 17:1–2). «…взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними» (Мк. 9:2). «…взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться. И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею» (Лк. 9:28–29). Почему именно эти ученики были взяты на гору?
Апостол Петр положил начало трем апостолам, которые видели и воскрешение дочери Иаира, были в Гефсиманском саду… Петр вошел в число трех сразу после своего исповедания Иисуса Христа Сыном Божиим, событии, которое произошло незадолго до Преображения. «Ты — Христос, Сын Бога Живого» (Мф. 16:16). Святитель Иоанн Златоуст (IV в.) дает четкий ответ: «Почему Христос берет только этих учеников? Потому, что они превосходили прочих: Петр сильною любовью к Иисусу, Иоанн – особенною любовью к нему Иисуса, а Иаков – ответом, который он дал вместе с братом своим: можем испить чашу (Матф. XX, 22), и не одним ответом, но и делами – как другими, так и теми, которыми он оправдал свои слова. И действительно, он был так неприязнен и ненавистен для иудеев, что и Ирод умерщвлением его думал сделать великий подарок иудеям»[1].
Преподобный Иоанн Дамаскин (VIII в.) в «Слове на Преображение» говорит: «Он взял Петра для того, чтобы показать, что свидетельство Его, неложно Им данное, подтверждается свидетельством Отца, и дабы уверить его в Своих словах, что Отец Небесный открыл ему это свидетельство (см.: Мф. 16, 17); Он взял Иакова, как имевшего прежде всех апостолов умереть за Христа, испить чашу Его и креститься за Него крещением (см.: Деян. 12, 2); наконец, взял Иоанна, как девственника и чистейший орган Богословия, дабы он, узрев вечную славу Сына Божия, возгремел эти слова: В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово (Ин. 1, 1)»[2].
Не все ученики были достойны видеть славу Иисуса Христа. Среди учеников был Иуда Искариотский, с нетвердым сердцем.
Блаженный Феофилакт Болгарский (XI –XII вв.) пишет об Иуде: «Почему Владыка Христос не взял на гору всех Своих двенадцати учеников, а только Петра, Иакова и Иоанна? Потому что Иуда не был достоин своими предательскими очами видеть славу преображения Христова. Но могут сказать некоторые: если по этому так поступил, то почему Иуду одного не оставил внизу, и не взял с собою прочих. Но мы не умнее и не премудрее Христа; если бы одного Иуду Он оставил внизу, а прочих взял, то могли бы некоторые сказать, что это и оскорбило Иуду, что потому он и продал Господа своего. А дабы никто из подобных людей, ни мы не могли ничего сказать. Он оставил Иуду с прочими восемью учениками, чтоб трех прославить видением, а остальных сделать блаженными чрез веру слышанному, как говорит Господь: блажени не видевшие и уверовавшие. А кроме того, троих Он взял для того, чтоб исполнилось слово: при устех двою, или триех свидетелей станет всяк глагол (Мф. 18, 16. Втор. 17, 6)… Христос взял Петра потому, что Петр очень любил Его, Иоанна — потому, что Сам любил его, а Иакова — потому, что он, как и Иоанн, был ревнитель. — Ревность же его видна из того, что он хотел пить чашу, и из того, что Ирод убил Иакова мечем в угождение иудеям»[3].
Также важно отметить, что Иисус Христос взял не менее трех учеников, как свидетелей согласно иудейской традиции, которую упомянул блаженный Феофилакт, сославшись на книгу Второзакония.
Геннадий Схоларий (XV в.), патриарх Константинопольский, в своем «Слове на Преображение Господне» говорит: «Иакову же Зилоту было в высшей степени присуща способность усердия, все же они были достойнее всех иных увидеть событие, как более восприимчивые для осознания его, более надежные для того, чтобы усвоить и сохранить и более пользующиеся вниманием, чтобы со временем снова объявить Его и возвестить»[4].
Таким образом, эти несколько свидетельств показывают, что трое учеников были взяты в качестве свидетелей, согласно иудейской традиции. Всех учеников невозможно было взять, поскольку не все были достойны (например, Иуда Искариотский), и не все могли вместить данное событие и передать его. Тем не менее, каждый из взятых апостолов имел определенные качества: Петр любил Христа и был тверд в его исповедании, после которого мог удостовериться от Самого Христа в Его Божественности; Иоанна, любимого ученика, Сам Иисус Христос любил; Иакова, как ревностного, по иудейскому Закону ученика, который своей жизнью ревностно проповедовал Христа.
Протоиерей Андрей Ухтомский
Примечания:
- Иоанн Златоуст, свт. Комментарий на Евангелие от Матфея. 17:1.
2. Иоанн Дамаскин, прп. Слово на преславное Преображение Господа нашего Иисуса Христа.
3. Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Евангелие от Матфея.
4. Геннадий Схоларий Слово на Преображение Господне. // Проповеди св. Геннадия II (Георгия) Схолария, патриарха Константинопольского. СПб., 2007. С. 336.
По материалам сайта pravlife.org