Протоиерей Андрей Чиженко, настоятель прихода храма в честь мученика Иоанна Воина в городе Николаеве (Украинская Православная Церковь Московского Патриархата), о важности чтения святоотеческой литературы для современного христианина. Заметил такую вещь: люди вообще мало читают, особенно мало труды святых отцов.
Новостей (особенно сейчас) – сколько угодно. Есть такой интересный анекдот на тему дня: «Самая страшная война идет в соцсетях. Убитых нет, но раненных в голову очень много». Люди смотрят развлекательные телесериалы целыми сезонами за присест. Читают какую-то псевдоправославную и псевдоапокалиптическую фантастику, доводящую бедные души до духовных, а порой и психических заболеваний. Ломают копья в спорах в тех же соцсетях и группах, периодически то выходя из них, то снова входя.
Но очень редко кто пришлет цитату кого-то из святых отцов. Так и хочется спросить на праздник Трех святителей: «Дорогие мои, а кто прочитал хоть одну книгу святителей Василия Великого, либо Григория Богослова, либо Иоанна Златоуста? Кто-то что-то взял оттуда для себя? Кому-то из вас лично и конкретно эти книги помогли?»
Так и хочется спросить в Неделю святителя Григория Паламы или преподобного Иоанна Лествичника: «Братья и сестры, а кто открывал труды святителя Григория о Нетварном свете или азбуку аскетической жизни – «Лествицу»? В Неделю святителя Григория Паламы празднуется также и наш отечественный праздник Собор преподобных Киево-Печерской Лавры. Кто-то читал «Патерик Печерский»? Эту совершенно изумительную книгу о тяжкой и страшной борьбе человека и дьявола ради своего спасения – борьбе, за которую Господь награждает сияющими райскими венцами?
Не то мы часто читаем. Очень не то. Это видно по речи. Когда человек с тобою говорит. Ты понимаешь, что он либо не знаком со святоотеческой литературой, либо знаком, но воспринял её как некую сумму знаний, а не как личный опыт и правило для поведения, фундамент для формирования верных мыслей, чувств, поступков.
И самое тяжелое то, что если бы он читал святых отцов, то у него бы две трети его вопросов отпали бы. И три четвертых его проблем, которые, конечно же, он сам себе создает, разрешились бы с Божьей помощью.
И здесь хочется поговорить о следующей опасности, которая проистекает от необразованности и от того, что человек не возделывает свой внутренний мир сердца и души. Вместо этого он вышел из себя в мир внешний и тонет в нем.
Эта проблема характерна как для священника, так и для мирянина. Довольно распространенным явлением есть то, что священник имеет дополнительное поле деятельности в виде послушания или обязанности кормить семью, или просто по талантам, которые ему дал Бог. Священник может быть писателем, журналистом, прекрасным певчим, пасечником, заниматься сельским хозяйством, писать иконы, быть учителем, блогером и т. д. И это всё может у него хорошо получаться.
Однако есть момент искушения. Может наступить такое мгновение, когда не священство, но другое поле деятельности станет в сердце твоем важнее священства, важнее богослужения и пастырства. Мир выдергивает тебя из молитвы и исихии сердца твоего, и тебя начинают перемалывать жернова мира. Особенно это обостряется в периоды социальных катастроф, когда вообще всё обостряется. Время лихолетий, в сущности, является временем проверки твоего внутреннего человека.
Насколько ты православный? Насколько верен каноническому строю Церкви и законной иерархии? Насколько подвержен греху осуждения? Насколько имеешь силу послушания? Насколько терпелив и смирен? Есть ли в тебе дух молитвы? Есть ли в тебе страх Божий и вверение себя в Его десницу в момент опасности? Есть ли в тебе безгневливость и жажда милосердия? Есть ли в тебе, наконец, любовь к Богу и ко всем, без исключения, людям на земле?
Вопросов много, а мир всегда будет стараться человека ловить.
Те же вопросы и та же проблема и у мирян. Фактически у любого православного христианина. И если мы внимательно вчитаемся в творения каждого святого отца, то увидим, что все они призывают заниматься своим внутренним духовным деланием, приближением к Богу, а на треволнения да скорби не обращать внимания, потому что они суть дело Божье, ниспосланное нам для нашего врачевания.
«Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21). Вот и ты иди, путешествуй в глубь себя, потому что там тебя ждет Бог. И мы единственно для этого и живем, чтобы встретиться с Ним.
По материалам сайта pravlife.org