Мы живем на земле, пропитанной кровью. Многие годы духовный подвиг, сокрытый тюремной стеной, оставался неведом народу, в отличие от подвига первых христиан, мучения которых осуществлялись всенародно. Нам надо было молиться за всех невинно убитых и неустанно просить у Всевышнего простить нас, просить, чтобы подобное никогда не повторилось больше. А вместо этого мы молчали долгие десятилетия! Во многих семьях даже вслух не произносили имена репрессированных. Только старые фотокарточки, найденные в стопках рушников для икон или в старых шкатулках, заставляли задуматься: «А кто это? И почему этот человек мне так знаком и дорог?» Не может быть будущего, если мы забудем прошлое. Наверное, невозможно вспомнить всех, помянуть каждого. И сегодня по-прежнему актуальным остается поиск информации о замученных и погибших, о тех, кто прошел дорогами смерти и смог после реабилитации жить. И до сих пор их родные пытаются найти в архивах хоть какие-то следы о тех, кто канул в бездну времени. Однако информации о пострадавших мало, архивы не совсем открыты или труднодоступны, во многих семьях о репрессированных предках молчат, годы страха притупили память, истлели тоненькие странички писем…Многие не знают где похоронены расстрелянные и как сложились судьбы тех, кто вернулся из лагерей.
Настоятель храма Святых Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове протоиерей Кирилл Каледа, рассказывая об этапах гонения на Церковь в ХХ веке, отметил, что число прославленных в лике святых – 1700 человек, пострадавших за веру, так велико, как ни в один период существования Церкви. Настоятель храма на бывшем Бутовском расстрельном полигоне сделал вывод: «Русь доказала, что она является святой, не тогда, когда управлялась православными монархами, а когда она была под властью безбожников».
Десятки лет отделяют нас, живущих сегодня, от трагической поры гибели этих мужественных людей, но память людская возвращает из небытия их имена. Всевышний не позволил предать забвению своих верных мучеников. Велика сила Господня: Он посылает на землю людей, которые целеустремленно, методично и терпеливо разыскивают сведения и возвращают родной земле, великой Родине имена неугасимых светильников веры. Они помогают нам нынешним встретиться с самим собой, со своим народом, со своим Отечеством – земным и небесным, встретиться со Христом. Он посылает нам таких подвижников, которые снова и снова напоминают их имена, чтобы люди молитвенно почитали их память.
Одним из таких подвижников является и преподаватель-краевед учреждения образования «Чериковский государственный профессиональный лицей №11» Кальчибо Марина Михайловна. Такие люди как Марина Михайловна помогают сохранит самое ценное – ПАМЯТЬ.
В 2011 году Архиерейским Собором Русской Православной Церкви принят Документ «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших». Собор выразил уверенность в том, что совместные действия Церкви, государства и общества, направленные на увековечение памяти жертв гонений за веру, помогут изменить к лучшему нравственное состояние людей. Возродилась житийная традиция, прерванная в 1917 г. Феномен святости, отраженный в житиях новомучеников, за веру пострадавших, предстал как ключевое событие века, проливающее свет на историю Отечества, духовный подвиг народа, сохранившего национальные приоритеты в период гонений на Церковь. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в докладе на Архиерейском Соборе, определяя долг перед памятью новомучеников и исповедников, особо подчеркнул, что во многих епархиях есть своя Голгофа — место, где в годы гонений расстреливались узники, лагерь или тюрьма, где пребывали исповедники Христовы нового времени. Необходимо озаботиться тем, чтобы на этих святых для нашей Церкви местах непрестанно возносилась молитва, чтобы верующие совершали туда паломничества. Святейший призвал архиереев во взаимодействии с государственными властями рассмотреть вопрос об увековечении памяти пострадавших за веру: возводить храмы, часовни, воздвигать поклонные кресты.
Есть своя Голгофа и на Чериковской земле. В учреждении образования «Чериковский профессиональный лицей №11» работа по изучению жизни и деятельности новомучеников, исповедников и сохранению памяти ведется уже давно.
Казалось, что за многие годы деятельности в лицее сложилась определенная система гражданско-патриотического воспитания молодежи, и уже трудно было найти новое направление. Но однажды…. Нет случайного ничего не бывает!
Несколько лет назад в храм Рождества Пресвятой Богородицы г. Черикова обратилась женщина с просьбой узнать что-либо о житии своего родственника преподобномученика Елевферия (Печенникова). Отец Елевферий является уроженцем Чериковского района, а земляки, к большому стыду, ничего о нем не знали. Кальчибо М.М. известна в г. Черикове как хороший краевед, поэтому родственники обратились со своей просьбой и к ней. Педагога и ее учеников очень заинтересовало жизнь этого святого человека. С того времени были начаты поиски информации о преподобномученике Елевферии. Это была отправная точка, начало пути познания имен пострадавших за веру, служивших в эти трудные времена на Чериковщине. Так они стали изучать кровавое столетие нашей истории. Так они приступили к восстановлению исторической правды о народной трагедии на Чериковской земле. Так начинался путь к постижению духовного смысла истории Отечества, малой родины ХХ столетия и воскрешения в памяти подвига тысяч героев духа — новомучеников Православной Церкви, святость которых все еще удерживает мир от катастрофы.
Поиски привели Марину Михайловну на Соловки. Там она нашла не только сведения, но и захоронение своего дедушки, отца папы, Кальчибо Ивана Савельевича 1908 г. рождения, репрессированного и погибшего в те страшные годы. Результатом паломнической поездки стала выставка-инсталляция «История Соловецких лагерей особого назначения 1923–1939 гг.», которая работала в течение года в лицее и в Духовно-просветительском центре им. святителя Георгия (Конисского) Могилевской епархии. Материалы экспозиции раскрывали жизнь соловецких заключенных, были также представлены книги, материалы печатных средств информации о формировании всей системы ГУЛАГа, образцом для которой стал Соловецкий лагерь особого назначения. Учащиеся учреждений общего среднего, профессионального образования Могилевской области частые гости в Духовно-просветительском центре – и в составе экскурсий, и индивидуально с родителями – особенно в дни каникул. И внимание их к материалам выставки не показное, не афишируемое, не казенное, оно очень личное, сильное, сокровенное. Это видно по их лицам, по задаваемым вопросам.
Далеко не всех мучеников имена сохранились, далеко не о всех их подвигах остались памятники, но некоторые записи об этих подвигах тогда велись, и в этих записях были имена пострадавших и описывались их страдания за Христа Спасителя. И вот такие списки именовались по-гречески «мартирологи» от слова «мартирос» – свидетель. Мученики в древности так и именовались этим словом «мартирос», т.е. «свидетель». Почему их так именовали? Потому что они своим мужеством, своей верностью Христу и готовностью идти не только на кровавые пытки, но и на смерть, свидетельствовали о силе своей веры, и об истине христианства. Марина Михайловна вместе со своими учащимися составила мартиролог Чериковского района. Работа включает биографические статьи о репрессированных православных священниках, клириках, и мирянах Чериковщины.
Кальчибо М.М. понимала, что для воскрешения подвига новомученников и исповедников потребуется огромная исследовательская работа. На тот момент было мало собрано материалов о духовенстве и мирянах, пострадавших за Христа, не известны свидетели событий — носители устной истории. Сдерживало и отсутствие опыта личного и предшественников, который можно было использовать и продвигаться дальше в исследовательском поиске. Практически работа начиналась с нуля.
Но, несмотря на это, в деятельности Марины Михайловны актуальным направлением стало изучение и распространение среди коллег, учащихся, их родителей сведений о святых новомучениках и исповедниках, с использованием разных форм, в том числе:
изучение подвигов новомучеников и исповедников с учетом истории Чериковского района;
участие в церковно-общественных мероприятиях (конференции, форумы и т.д.);
учащиеся-единомышленники по принципу «Равный обучает равного» выступают с докладами, сообщениями о подвигах новомучеников и исповедников Чериковского района на внеурочных мероприятиях в других группах лицея, в школах г. Черикова. По мере возможности вместе с учащимися участвуют в создании мемориальных досок, поклонных крестов в местах служения, страдания, смерти и погребения новомучеников и исповедников района.
Опыт работы Кальчибо М. М. заинтересовал сотрудников Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника и они пригласили педагога принять участие в ежегодной научной конференции «История страны в судьбах узников соловецких лагерей». В этом году конференция состоялась1-5 июля на базе Соловецкого музея-заповедника и Соловецкого монастыря. Республику Беларусь представляла Кальчибо М.М. Ее доклад «Белорусы в Соловецком лагере» никого не оставил равнодушным.
Обращение к устной истории, собирание сведений о реальных фактах и духовных смыслах погибших остается единственной возможностью сохранения живой связи времен и поколений в современных условиях. Как важно нам, живущим сегодня, успеть выслушать людей, которые пережили те страшные времена, пока они живы, пока могут рассказать. «И вспоминать страшно, и забыть нельзя», сказала при встрече, прощаясь, родственница репрессированного. И добавила: «Если б я сейчас нашла человека, который донес, не знаю, что бы с ним сделала. Я часто думаю – ну за что, кто мог донести?»
Нелегко найти информацию о пострадавшем. Архив КГБ остается абсолютно закрытым. В виде исключения с архивно-следственными делами репрессированного разрешено знакомиться близким родственникам. При этом на страницы с нежелательной информацией надевают конверт. То есть по несудебному делу можно увидеть ордер на арест, анкету обвиняемого, 1−2 протокола допроса, где проживал, состав семьи. Чтобы получить больше информации, Кальчибо М.М. налаживает связи с родственниками репрессированных. Однако информативных источников как личного, так и официального происхождения, для воскрешения личности пострадавшего, выяснения его духовного подвига – всегда мало. Письма и дневники, документы, содержащие биографическую и генеалогическую информацию, изымались при арестах, а сохранившиеся впоследствии нередко уничтожались родственниками как представляющие для них опасность в случае обнаружения органами госбезопасности.
Годы кропотливого исследовательского труда приподняли исторические пласты истории Чериковщины. Собранные материалы легли в основу создания мартиролога Чериковского района. В результате работы с разнообразными источниками список пострадавших за православную веру постоянно увеличивался и на сегодняшний день составляет 73 человека по Чериковскому уезду и 26 – по современному Чериковскому району. Восстановлены имена репрессированных литераторов, ученых, работников образования, общественных и культурных деятелей Чериковского района, а также палачей и жертв. Итого в Чериковском уезде известно 100 имен жертв репрессий, по которым в храме 10 февраля служится панихида.
Помимо составленного списка пострадавших, на основании архивных документов, опубликованных источников, общения с родственниками священников, Марине Михайловне удалось восстановить многие страницы, связанные с историей Свято-Троицкого собора г.Черикова и его последнего настоятеля протоиерея Михаила Николаевича Страдомского.
Особенно сильное эмоциональное напряжение, отмечает Кальчибо М.М., вызывает изучение судебно-следственных дел, в которых нашли отражение предельные состояния человека, оказавшегося перед лицом Вечности, его духовные взлеты или падения; раскрыты состояние и поступки человека в нечеловеческих условиях моральных и физических страданий. Часто с первых слов документа становится очевидным, что приговор был предопределен.
Марина Михайловна откровенно признается, что не всегда получалось узнать судьбу реабилитированных. Так, нашли сведения о Забелло Василии Васильевиче, который родился в 1890 г. в деревне Зори Чериковского павета, окончил духовную семинарию, служил священником в 1920 годы в г. Кричеве. Был женат, воспитывал сына Константина и дочерей Валентину и Зою. В 1933 г. был арестован и осужден как «член контрреволюционной церковно-повстанческой антисоветской организации» к 5 годам колонии. Все обвинения с него сняли в 1989 году. Как сложилась его судьба, выжили ли дети врага народа, где они сейчас? Вопросы, вопросы… Остается неизвестным главное: как человек завершил свой земной путь, оказавшись перед лицом Вечности.
Шаг за шагом становилось ясно и четко понятно, что все это произошло потому, что люди отошли от духовности, от нравственных истин. Как часто после экскурсии или после разговора с очевидцами того или иного события, Марина Михайловна говорит с ребятами о том, что только любовью, заботой, прощением, смирением, творческим духовным дерзновением можно сломить врагов духовных, внутренних и внешних.
Настанет день на широте миров —
Во всём преодолев стихию разрушенья —
Творца мы прославлять восстанем из гробов,
Исполнив заповедь и воскрешенья.
Так писала незадолго до своей гибели в концентрационном лагере Равенсбрюк монахиня Мария (Скобцова). Она приняла смерть 31 марта 1945 года, в дни Святой Четыредесятницы, когда в надежде Воскресения Христова обновляется и оживотворяется весь прекрасный Божий мир. А сколько таких мучеников проживали на белорусской земле!
Это были люди, которые распознали в те страшные годы свое истинное призвание: забота о ближних и дальних. Святые отцы утверждают, что в жизни духовной нет случайностей, нет счастливых и несчастливых эпох. Есть призвание, есть свой путь, по которому надо идти с верой в Бога, с верой Богу. Их путь был тяжким, это был ад на земле. Но они смиренно принимали его и служили Богу, людям еще усерднее. И это их жертвенное служение невидимой нитью связывает их с нами, живущими под мирным небом сегодня. И сегодня, через толщу времени, мы слышим их:
Я знаю только радости отдачи,
Чтобы собой тушить мирскую скорбь,
Чтобы огонь и вопль кровавых зорь
Потоплен в сострадательном был плаче.
Монахиня Мария (Скобцова).
Они знали, что дни их земной жизни сочтены, но не отчаялись, служили душой и сердцем, спасая тех, кто был рядом. Их жизни уничтожались ежедневно, ежечасно. Но они выстояли, сохранили свою человеческую сущность, сберегли душу.
Кальчибо М.М. с учащимися стараются найти ответы на многие вопросы. В чем была их вина? Почему именно им выпал жребий оказаться в расстрельных списках? Как вышло, что миллионы людей стали жертвами, а сотни тысяч — палачами?
Как важно нашим детям сегодня понять жизненный путь новомучеников и исповедников! Одним из условий развития учащихся является ранняя профилактика социальной дезадаптации, в том числе и суицидального поведения. Жизненный путь новомучеников и исповедников – это путь восхождения через земные страдания в жизнь вечную. Изучая их жизнь, учащиеся видят, что в страданиях обретается сила и воля, обретается стремление жить. .Ведь сказано: «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. Ап. 14, 22).
Исследовательская краеведческая деятельность в этом направлении способствует формированию у молодежи знаний о трагических событиях в истории страны, дает возможность почувствовать боль и ужас того несправедливого времени — с тем, чтобы каждый для себя решил, как важно не допустить его повторения. И будем надеяться, что дальнейшие исследования М. М. Кальчибо преподнесут в скором будущем и другие открытия.
Кальчибо М.М. является участником международного интернет-проекта «Духовенство Русской Православной Церкви в XX веке», который координируется Спасо-Преображенским Соловецким монастырем. Проект ставит перед собой цель совместными усилиями верующих создать как можно более полную биографическую базу данных о православных пастырях ХХ века и представить как можно более полное и яркое собрание материалов об их жизни и служении.
Годы учебы пролетают быстро. Разъедутся и выпускники лицея по многим уголочкам нашей Беларуси, но верится мне, что будут помнить они, что только с Любовью можно строить жизнь счастливую. А иного пути у нас просто нет! Чтобы и в нашей жизни совершилось то, к чему так возвышенно призывает Господь в Апокалипсисе: «Будь верен даже до смерти и дам тебе венец жизни». В тяжких мучениях, до безвинной смерти были верны новомученики Всевышнему, а значит и своему народу, своей многострадальной Родине.
Может несколько и наивны наши надежды, но мы будем неустанно молиться за наших учеников, чтобы смогли они жить по правде, чтобы Господь дал им силы последовать высокому и святому примеру новомучеников! Господи! Дай веры нашим детям и силы, чтобы не сбиться с пути!
Беларусь, пройдя сквозь годы богоборчества, совершила путь на свою Голгофу. В горниле страданий она обрела сонм новомучеников и исповедников, предстоящих пред Господом и непрестанно молящихся о ней.
Наши святые мученики — и прославленные, и еще не прославленные, ведомые и неведомые — молятся о нас. И мы обращаемся к ним как к духовным покровителям с просьбой о ниспослании Божьей милости.
Святые Новомученики, молите Бога о нас!
Рябова Лариса Алексеевна, сотрудник Духовно-просветительского центра имени святителя Георгия (Конисского) Могилевской епархии.
oroik.by