Легко стать святым, когда вокруг святые. Трудно стать праведным, если вокруг все грешники. Должна быть традиция святости, чтобы рождались святые. Эту традицию легко усвоить, если перед тобой пример. Хорошо, если книжный. Ещё лучше, если живой.
В ХVIIІ веке преподобный Паисий (Величковский) писал, что святых нет, надо учиться святости через книги и совет брата. Написал и достиг святости, и воспитал целое поколение старцев, прославившихся на весь мир. Святые появились. И как зрелую пшеницу молотят в хлеб, так Господь и всех Своих детей забрал к Себе через страдания и скорбь. Традиция святости дошла почти до середины ХХ века. Много святых дал государственный атеизм и репрессии. Православие засияло с небывалой силой в тюрьмах и лагерях. Прошло время, и опять нет святых. Опять совет прп. Паисия становится перед нами в полный рост. Книга и брат – вот что нам необходимо. Писание и Предание усваивать самостоятельно невозможно. Откровение Любви усваивается только через любовь.
В то время, когда воля слаба и иссякло желание подвига, необходима книга. Лучше всего книга о жизни святых. Такое чтение может стать трамплином в духовной жизни. Пример тех, кто достиг Царства, вдохновляет веру и укрепляет надежду. Причем, нам необходимо как можно больше узнавать о тех, кто сохранил веру и приобрел святость недавно. Они недалеко от нас по языку, обычаям, культурным ценностям.
Святые двадцатого века слушали радио, смотрели телевизор и летали на самолете. Искушения наших дней им знакомы. И в их наследии мы можем найти ответы на то, что волнует наш век.
Человек так устроен Богом, что он учится от человека. Ходить учат папа и мама, водить машину – инструктор, писать – первый учитель.
Вдохновение на жизнь лучше всего почерпнуть у тех, кто прожил вдохновенно.
Что помогло нашим новомученикам выстоять в дни, когда рушится уклад жизни, когда люди насильственно переселяются тысячами в места скорби, когда запрещается употреблять имя Бога и за это караются законом?
Их опыт – это опыт веры в кризисных ситуациях. Верить и побеждать искушения, когда небо падает на землю, – такое свидетельство наших новомучеников.
Их опыт жизни во Христе пронизывает все сферы жизни, все профессии и должности. Вот, видим исповедника и патриарха Тихона. Он один против «высокой политики» красного Кремля. Как сохранить Церковь? Какими способами? И видим, что он выстоял, выстоял, когда вокруг был обман, лжебратия и невыносимое давление. Выстоял, потому что был со Христом.
Новомученики – люди совести, люди Закона Божия. Вот митрополиты, епископы, священники, монахи и миряне. Все как один – не идут на компромисс с совестью. Одна подпись и следователь обещает свободу. Ответ: «Нет и точка». Позднее мы узнаем, что те, кто подписал и признал вину, оклеветал себя – не получали свободу и умирали униженными предателями самого себя. Вот какое искушение сумели преодолеть новомученики.
Удивительно, но новомученики раскрывают всегда новый смысл христианства – высокое достоинство человека. Нельзя лгать на себя. Нельзя уступать сатане. Нельзя говорить на белое – черное, а на черное – белое. За это будут последствия. Нельзя порочить свой образ Божий.
«Остерегайтесь же людей, – предупреждал Христос, – ибо они будут отдавать вас в судилища и в собраниях своих будут бить вас» (Мф. 10, 17). Почему так, зачем бить и судить? Далее в Евангелии ответ: «…за Меня для свидетельства пред ними и язычниками». Новомученики – это свидетели победы Христа над злом. Победы кроткой и милующей.
Нам нужно знать историю и подвиг новомучеников, потому что это наша великая миссионерская сила. Когда незнакомые с Церковью знакомятся с подвигом святых Церкви – это лучшее свидетельство силы Святого Духа, которая действует в теле Церкви.
Вот стоит образ мученика-мирянина Леонида Салькова. «Я не подлец, покупать свободу чужой ценой не буду». Чужими руками не пользоваться для своих целей. Такой посыл новомученика. Как удивительны эти свидетельства! Еще один. Школьная учительница исповедница Ираида Тихонова, которая уже в разгар атеизма в двадцатые посещала богословские курсы для мирян и четко ответила на запрет директора, что посещать будет и далее. Христианская храбрость и любовь к Богу более всего тут переплетаются с хрупкостью. Ведь за этими словами стояла смерть или потеря любимой работы.
Притеснения возгревают дух исповедничества. Люди тогда друг к другу по-другому относятся. Отстаивают веру и передают её детям. Урок новомучеников – не бежать на муки, но стремиться быть верным всегда.
Жития и подвиг новомучеников раскрывают величие и прекрасность Бога. Давид, знавший, что такое гонение, писал в псалмах: «Хвалите Бога во святых Его». Святость – это выражение силы Божией. Как удивительно Он может торжествовать в Своих святых в невыносимых условиях: где теснота – дать широту, где скорбь – дать радость. Вот перед нами стоит образ сщмч. Анатолия Одесского, который в письме дерзновенно написал: «Мы больше не изучаем историю Церкви, мы её творим».
Человек есть то, что он думает, как смотрит на вещи. Взгляд на жизнь наших близких святых поражает. Видеть цветы среди терния. Увидеть руку Бога в скорбях. Смотреть вперед и вглядываться в вечность. Знать, что небеса открыты тем, кто верен Христу. Во враге увидеть заблудшего, страдающего брата. Так смотрят новомученики. И учат так смотреть нас.
Наши предшественники говорят нам, что для спасения нужен подвиг. Нужно прощение врагов. Каким величием веет от страстотерпца Николая. Быть императором, пережить измену близкого окружения и всем простить: «Папа всех простил», – напишет его святая дочь из заключения.
Святость в себе таит не только силу примера, но и дружбу, и любовь. Святые особо опекают тех, кто чтит их. Духовные узы взаимной молитвы связывают нас со святым – мы к нему, он к Богу.
Глупо звучит вопрос: зачем чтить тех, кто был примером для современников? Чтить – это знать жизнь, это понимать подвиг, подражать их вере, молиться о помощи. Вопрос почитания новомучеников стоит, потому что они умирали не перед глазами верных, как древние мученики. Потому, что их исповедание было в тайне, на скамье в кабинете следователя и на койке в нетопленном бараке.
Перед нашим поколением стоит задача – полюбить новомучеников и понять, что они наши близкие небесные друзья. Мы радуемся, когда у нас много друзей. Много друзей – много помощи. Так и в духовной жизни. Не просто прочесть житие, а молитвенно прочесть. Узнать опытно силу новомучеников, просить у них помощи в житейских ситуациях. Особенно, что связанно со скорбями и болезнями. Тогда душа прикипит к ним, к нашим святым защитникам. Время их страданий ушло, они во славе Отца и близки нам.
Иерей Андрей Гавриленко
По материалам сайта pravlife.org