Архимандрит Кирилл (Павлов) о Великом посте.
Очевидно, что без искреннего, всесердечного примирения нашего со всеми братиями нашими во Христе благодатное поприще святого поста пройдет для нас бесплодно, хотя бы и старались мы провести пост по правилам церковного устава.
Что пользы будет от поста, если мы строго воздерживаем себя от пищи телесной, а своим гневом и строптивостью съедаем души и сердца своих ближних; если боимся осквернить уста какою-нибудь запрещенною снедью, а не боимся того, что из этих уст продолжают исходить, как смрадный дым из печи, слова осуждения, клеветы и злословия, насмешки язвительные, полные заразы и соблазна душевного.
Не только никакой пост, но и мученический подвиг не заменит недостатка истинной любви к ближнему, той любви, которая долготерпит, милосердствует …не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует… не раздражается, не мыслит зла, но все любит и все переносит.
…Господь говорит, что кто искренно любит Его, кто разделяет с Ним участие в Его великом деле и делит Его чувства, тот будет сокрушаться и поститься, когда Господь его будет взят на страдания и смерть, тот будет освящать время разлучения с Господом постом умиляющим. Так и поступает Святая Православная Церковь, освящая время страданий Христовых особенным постом.
Пост – дело святое, потому что он обуздывает страсти, живущие в нашем теле. Пост есть средство к святости, ибо как невоздержание открывает дверь разврату помыслов и дел, так воздержание сообщает мыслям свет, чувствам – чистоту, духу – свободу и крепость.
Все святые уважали пост и соблюдали его как святое время для своего исправления. Великие подвижники приходили в ближайшее соприкосновение с Божеством и удостаивались великих откровений и видений именно чрез строгий пост, который одухотворял их, ослаблял в них тяготение к земному, облегчал для них соприкосновение с Божеством и низводил на них милости Божии.
Заповедью о невкушении плодов с древа познания добра и зла Господь узаконил и в раю пост, и если бы соблюли его наши прародители, то не пришлось бы соблюдать его нам. Пост есть матерь целомудрия, юношества охранение и украшение девства. При таком значении поста нам ли, грешным, не соблюдать его? Очистим свою душу постом и покаянием от всякой греховной скверны, тогда Господь придет к нам и приведет с Собою в светлое царство благодати христианских добродетелей, и очищенная душа с радостью воскликнет тогда, как воскликнула Пречистая Дева: «Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем» (Лк. 1:46-47).
Архимандрит Кирилл (Павлов)