Преполовение Пятидесятницы – ускользающий от нашего внимания праздник, на котором хотя бы мысленно стоит остановить свое внимание.
В рабочие дни мы и на двунадесятые праздники не всегда имеем возможность прийти, что уж говорить о других торжествах. Отсюда о Преполовении некоторые православные христиане вообще ничего не знают. Честно говоря, я сам таким был. Теперь же мне кажется, что Преполовение стоит воспринимать как праздник смыслов относительно собственной духовности. Связанные с жизнью Спасителя или Богородицы торжества имеют масштабное, вселенское значение, а на середине пути между Пасхой и Пятидесятницей стоит сфокусировать внимание на самом себе. Не об эгоизме или самолюбии я говорю, а об оценке своего отношения к Богу и к христианству.
Почему, собственно, я выбрал такой уклон для рассуждений? Во-первых, праздник Преполовения – один из самых древних: ранние свидетельства относятся к IV веку, а учитывая, что гимнографические произведения к нему составили такие светочи, как свт. Андрей Критский, прпп. Иоанн Дамаскин и Феофан Исповедник, то однозначно он имел большое значение. Во-вторых, Евангельское зачало, читаемое на Литургии, повествует о том, как Христос учил в храме на праздник Кущей. Это послужило основанием для иконографического изображения Спасителя в образе Учителя. Если Он – Учитель, а мы – ученики, то нужно иногда, так сказать, оценивать качество усвоенного материала. Самый главный экзамен нас всех ждет еще впереди, но к нему очень желательно готовиться. В духовной жизни нас никто специально «опрашивать» не будет. В большинстве случаев мы ответственны перед собой и перед совестью, а потому здесь всегда есть возможность тихонько «смухлевать». Отсюда и возникают сложности не только с соблюдением каких-то заповедей, но даже каких-то несложных правил, как, например, соблюдение поста. Так и получается, что Воскресение Христово отпраздновали и расслабились. И вот здесь мне вспоминаются слова отца Софрония (Сахарова), утверждавшего, что большинство людей на пасхальном богослужении не молятся. Нас сильно занимает «скоростное» пение ирмосов, постоянные возгласы «Христос Воскресе!» и вообще состояние эмоционального возбуждения, которое легко перепутать с одухотворенностью. Я не говорю обо всех, но то, что такой феномен существует, это точно. Просто давайте будем честны и вспомним, что мы запомнили или что нас больше всего поразило из пасхального канона или стихир? Если ни одного слова на ум не приходит, то чем мы занимались на службе? Когда эмоции проходят, наступает расслабление – и это нормально. Однако не должны так быстро проходить духовная радость, внутренний мир, дарованный Воскресшим Христом. Проблема заключается в том, что мы иногда путаем одно с другим.
Пройдя Преполовение, мы будем всё дальше от Искупительного подвига Христа и всё ближе к возможности усвоения Его плодов посредством Святого Духа, созидающего и действующего в Церкви. И вот здесь нам нужно ответить себе: какое место в нашей жизни занимает Бог? На чем основана наша вера? Эти вопросы, кажущиеся для «профессиональных» христиан простыми и даже неуместными, на самом деле не такие уж и незначительные. Действительно, ведь можно годами ходить в храм, участвовать в Таинствах, при этом строить веру на чем угодно, но только не на Христе. Если наша религиозность, наша жизнь в приходе основаны на поиске политических единомышленников, близких по интересам людей, на «затыкании» психологических травм, на привязанности к священнику, на ощущении своей значимости или избранности, на реализации каких-то собственных идей, проектов или тому подобных вещах, то тогда не стоит удивляться, что при малейшем «шторме» наша вера начнет колебаться.
В евангельском рассказе в день Преполовения мы слышим слова Христа: «Мое учение – не Мое, но Пославшего Меня; кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю. Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем» (Ин. 7:16–18). Учение Спасителя на самом деле уникально. Он говорил не как высоконравственный человек, но как Бог, о чем пишет, например, свт. Амвросий Медиоланский. Господь ждет каждого из нас целиком и полностью. Вспомните все слова Христа об отвержении себя, о взятии креста, о плуге, о необходимости возлюбить Его больше всех родственников, о мече и многие др. В борьбе за блаженную вечность с Богом не может быть половинчатых решений. Не должно быть указанных «трещин» в основании веры, так как именно через них к нам проберется враг рода человеческого. Христос упрекает иудеев: «Не дал ли вам Моисей закона? и никто из вас не поступает по закону» (Ин. 7:19) – перефразируя Его относительно нас самих, спросим себя: не дал ли нам Господь всё для спасения, а мы как живем? Как готовимся к главному экзамену жизни? Надеемся, что Бог подарит нам еще немного времени для подготовки.
Напоследок стоит сказать, что праздник Преполовения – это день не только для укора, но и для вдохновения. Находясь на середине между Воскресением и Пятидесятницей, нужно задуматься и над пройденным путем от Пасхи и вообще над пройденным путем в Церкви. Да, что-то мы упустили, что-то недоделали, совершили какие-то ошибки. Но всё же и приобрели немало. Мы можем быть недовольны текущим состоянием своей религиозной жизни, но если вспомнить какими мы были до вхождения в Церковь, то разница будет ощутима. А теперь вчитайтесь в слова св. Петра Хрисолога, сказавшего в день Преполовения следующее: «Так же, как опытный путешественник, стремящийся к своей цели, особенно рад вспомнить, какой длинный путь он уже проделал, и от этого становится еще сильнее, чтобы завершить то, что ему осталось, и вся сила его обновляется. Так и мы с торжественной радостью и благочестием проведем этот день, который смягчает и умеряет пылкость нашего ожидания, чтобы со свежими душевными силами мы достигли истинной благодати и радости Святого Духа».
Протоиерей Владимир Долгих