Выступление Преосвященнейшего Вениамина, епископа Борисовского и Марьиногорского, в БГУИР на Круглом столе «IT страна: нравственность личности в информационном обществе» 11 мая 2018 г.
«Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6:12). Эти слова святого апостола Павла как нельзя более актуально звучат во время развития инфокоммуникационных технологий.
В самом деле, виртуальный мир, создаваемый фантазией человека в компьютерную эпоху, настолько раздвигает пределы его воображаемых возможностей, что они уже граничат со вседозволенностью. Неудивительно, что этот мир выглядит особенно привлекательным для молодых людей, привлекательным настолько, что приобретает форму болезненной зависимости. Увы, речь идет уже не просто о бесполезности виртуальных развлечений, но именно об угрозе духовной, психической и даже физической, поскольку различные формы компьютерных игр могут приводить к депрессивным состояниям и даже самоубийству. Чтобы разобраться, несет ли в себе современное развитие инфокоммуникационных технологий больше вреда или пользы, нужно подойти к этой проблеме с мировоззренческих позиций, более того, не с утилитарной точки зрения, а с духовно-нравственной. Действительно, со стороны прагматической компьютерные технологии помогают и в учебе, и в освоении профессии, и в труде, что, в конечном счете, сказывается и на его оплате. Здесь технология ориентирована на ускорение и повышение результативности. Однако и в учебе, и в труде нужны такие качества личности, которые не приобретаются с помощью технологии, например – прилежание, терпение, целеустремленность. Технология облегчает решение задач, но она не ставит сами задачи, ее роль служебно-инструментальная, а не творчески-созидательная. Поэтому ответ на вопрос о пользе развития компьютерных технологий зависит от понимания цели, на которую ориентируется это развитие. Речь идет о ценностных ориентирах, о мировоззренческих установках. Условимся, что мировоззрение – это не только система знаний и представлений, но и ценностных установок, определяющих отношение человека к самому себе и окружающему миру. И если биологические потребности человека остаются неизменными все время его существования, то мировоззрение людей меняется в конкретные исторические эпохи. Характерной чертой современной нам информационной эпохи является быстрое и широкое распространение информации, от чего зависит и экономическая, и политическая, и социально-культурная ситуация в мире. Коммуникационные технологии становятся ресурсом, овладение которым обеспечивает высокий уровень развития и государства, и общества, и отдельного индивида. Соответственно, для обозначения нового типа мировоззрения появился термин «информационное мировоззрение». Его отличительными чертами являются включенность в информационную среду, ситуативность получаемой информации и пассивность ее потребления. Человек оказывается не в реальном мире, а в море информации об окружающем мире, в постоянно меняющейся информационной среде. В таких условиях большую актуальность приобретает ценностное отношение не только к потреблению, но и к поиску информации. Мировоззрение в значительной степени является результатом социализации, обусловливается традициями, воспитанием. При этом его невозможно запрограммировать. Конечно, воспитательная парадигма в определении того, что такое хорошо, и что такое плохо, может несколько корректироваться, но есть такие устои, которые остаются неизменными. В христианском понимании – это образ и подобие Божие в человеке, которые заложены в самой его природе. Безусловно, можно наблюдать в стремлении людей преобразовать мир их желание подогнать его под себя. Но наряду с эгоистическими устремлениями, существует намерение человека послужить более высоким ценностям, чем он сам. Ценностям абсолютным, неизменным, всеобщим. Думается, что в рамках светской этики и прагматических соображений определение таких ценностей невозможно. Это сфера именно религиозная.
Для всего восточнославянского мира христианская вера, вера православная, веками определяла ценностные мировоззренческие ориентиры. Однако сегодня можно услышать заявления, что все это уже в прошлом, осталось в Средневековье, и уж тем более не в информационную эпоху. Но почему нет? Раз в настоящее время декларируется открытость и свободное размещение социально-полезной информации, то почему церковный голос должен звучать где-то на задворках? Наоборот, он все более становится актуальным сейчас, когда в новых условиях переживаются вековые экзистенциальные проблемы. Ведь за ставшим уже привычным стремлением к переменам в современном обществе стоят нерешенные вопросы смысла человеческого существования. Отсюда происходят поставленные экзистенциальной философией проблемы страха, отчаяния, неуверенности. В информационном обществе человек перегружается информацией, устает от потока новостей, подавляется навязчивой рекламой. Переживая одиночество, юноши и девушки ищут себе общение в социальных сетях, где оно сводится к пересылке текстовых сообщений, зачастую на искусственном сленге, а эмоции представляются только в виде смайликов. Церковь Христова всегда призывает обратиться внутрь себя, зажечь каждому светильник посреди своего внутреннего мрака.
Как это ни странно, но современные люди, особенно молодые, очень мало знают самих себя, не умеют замечать свои недостатки и их преодолевать. С точки зрения христианской антропологии, люди были сотворены Богом со стремлением к добру, и для их укрепления на этом пути с воспитательной целью были предусмотрены заповеди. Так и родители учат своих детей: не делай то или это. Забвение простых нравственных истин приводит к тяжелым последствиям, которые и сказались в человеческой истории, порождая личностные и социальные конфликты, уже упомянутые страх и неустроенность. В информационную же эпоху нравственные ориентиры вообще стали размытыми, неопределенными, необязательными…
Еще раз хочется сказать, что в любую историческую эпоху, при любом уровне технического развития человек, в сущности, остается тем же со всеми его слабостями, думами и надеждами. Убеждаясь в этом из повседневного опыта, понимаешь важность сохранения церковной традиции, поскольку она помогает найти такие мировоззренческие ориентиры, которые выдержали испытание временем. Какие ценности, прежде всего, имеются в виду. Это, конечно, соответствие человека своему высокому призванию. Он предназначен стать личностью, усвоившей в максимально возможной степени совершенства своего Творца – Бога. А это и любовь к другим, терпение, милосердие, справедливость, честность и другие нравственные нормы. Затем следует творческое и, вместе с тем, бережливое отношение к окружающему миру. В определенной степени это можно соотнести с экологическим мышлением. Кроме того, величайшей ценностью является мир, внутреннее спокойствие, мир со своей совестью, мир с другими людьми. Наконец, и к самому себе человек должен относиться как к ценности, не растлевая себя пагубными привычками, ленью, тягой к быстрым и легким удовольствиям. Не лишним будет вспомнить здесь и о золотом правиле нравственности, как оно изложено в Евангелии: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7:12). Думается, что такие ценностные ориентиры всегда актуальны и не теряют своего значения для ищущего решения смысложизненных вопросов человека.
Заповеди «не убий», «не прелюбодействуй», «не укради» считаются нормами социальной жизни, охраняющими жизнь, семью, собственность. Нарушает ли их игрок, который в компьютерной игре убивает виртуальных врагов, захватывает чужое виртуальное имущество? Или пользователь интернета, рассматривающий порнографические картинки? Безусловно, он нарушает не только христианские заповеди, но и базовые этические нормы. Хотя все происходит как будто удаленно и отстраненно от настоящей действительности, но внутренне все это переживается как действительность, формируется согласие и готовность совершить все и на самом деле. Конечно, компьютерный игрок не обязательно пойдет сразу геройствовать в реальном мире, размахивая саблей или стреляя из пистолета. К тому же, и того, и другого, скорее всего, не будет у него под рукой. Его «подвиги» останутся в виртуальном мире по другую сторону экрана. Однако идеал своего выдуманного героя он будет носить внутри как свой, что станет уже его внутренним фактом, а впоследствии может перерасти и в потребность, в патологическую зависимость. Это можно наблюдать на таких примерах, когда сначала пользователь ПК садится поиграть якобы в свободное время, а потом свободного времени становится все меньше и меньше, уже и во время работы продолжается игра, и на ходу, потом и для сна времени не остается. Жизнь заполняется игрой, переносится в игру, становится игрой. Нужны силы, чтобы отстать от компьютера, заняться насущными делами. Все это лишние затраты внутренней энергии.
В связи с этим, уместным представляется вспомнить о развитии греха от внутреннего пожелания к совершившемуся действию, как это трактуется в христианской духовной практике. Сначала в уме появляется прилог, т. е. своего рода греховное предложение. Затем ум может увлечься этим помыслом, оказать ему внимание, происходит сочетание с ним. Растущее внимание привлекает эмоциональную сферу (сердце), возникает услаждение помыслом. Это может перерасти в желание совершить его, принимается соответствующее решение и дальше остается только исполнить желаемое на деле.
Если посмотреть с такой точки зрения, то различные виртуальные действия не так уж безопасны, чтобы не превратиться в действия реальные. Как же без христианского понимания внутренней жизни распознавать и отсекать вредоносные смыслы (помыслы) на самой начальной стадии от прилога до внимания к нему?
Конечно, инфокоммуникационные технологии не сводятся к компьютерным играм и не направлены на развитие патологических состояний, подавляющих человеческую психику. Многое, благодаря открытости и широкой доступности через интернет, становится известным и является полезным. Быстрее люди откликаются на призывы о помощи нуждающимся, скорее распространяется социально значимая информация, например, предупреждения об опасности, авариях, стихийных бедствиях. Даже для проповеди христианского учения открытый доступ к различным информационным церковным ресурсам оказывается весьма полезным. Ведь в любое время желающий может познакомиться с особенностями православной веры, увидеть жизнь Церкви на уровне приходов, монастырей, братств и сестричеств, духовных школ. Становится доступной различная справочная информация о ближайших храмах и монастырях, от их истории до расписания богослужений. Есть случаи, когда настоящее обращение к Богу и Церкви начинается с того, что кто-то просто решил открыть какой- то церковный сайт и открыл затем для себя целый мир веры.
Развитие информационных технологий имеет, по существу, прикладное, инструментальное назначение, и само по себе не нацелено на то, чтобы приносить вред. Но при этом нельзя однозначно утверждать, что оно не оказывает никакого влияния на нравственное состояние общества. Безусловно, существующие социальные проблемы быстро находят свое отражение в информационной среде, но в определенной мере они ей же и обуславливаются. Социальное зло стремится рекламировать само себя и выставляться напоказ. Бросить вызов принятым нормам, пойти в этом отношении дальше других и быть увиденным сотнями, тысячами людей через интернет – к сожалению, и такое становится привлекательным для одержимых злой волей.
В связи с этим представляется, что актуальной задачей становится развитие средств информационной безопасности, которые бы ограничивали и отсеивали ненужную и вредную для общества информацию. Специальные программные фильтры могли бы уберечь психику пользователей ПК от повреждения вредоносными вирусами нравственного характера, как делают это различные антивирусные программы. Особенное внимание хотелось бы обратить внимание специалистов на воспитание информационной грамотности.
Христианское мировоззрение может послужить в этом отношении надежной опорой в утверждении таких ценностей, которые бы содействовали воспитанию иммунитета против разрушающего влияния вседозволенности в информационном пространстве.
По материалам сайта Совета молодых ученых БГУИР smu.bsuir.by