Захарченко Марина Владимировна, доктор философских наук,
профессор кафедры истории педагогики СпбАППО, – об актуальности воспитания «человеческого в человеке».
Гуманитарные тенденции в педагогике последних двух десятилетий выдвинули на первый план проблематику самоценности личности как основы всех образовательных стратегий. Вновь обретенный персонализм образования возвращает нас к осознанию незыблемости основ культурно-образовательной традиции нашей цивилизации. Классическая педагогическая традиция сконцентрирована на проблематике общего образования, воспитания «человеческого в человеке». Образование осмысляется как выявление и развитие сущностных сил человека по образу совершенства, выраженного в идеалах истины, добра и красоты. Образование есть условие, средство, результат и период развития личности человека. Образование обеспечивает наследование культурного опыта поколений, вместе с воспроизведением способности человека к порождению этого опыта. Но образование не просто средство передачи культуры. Образование – одно из высших проявлений культуры, это явление духовного порядка. Педагогический труд – духовное творчество, педагогическая деятельность – осуществление духовного дара, духовного призвания.
Как феномен духовной жизни общества в классической педагогической традиции (Коменский, Песталоцци Ушинский, Каптерев, Пирогов, Макаренко, и др.) образование осмысляется как пространство свободы, свободного творчества, самораскрытия сущностных человеческих сил, узнавания себя в другом, миром, в котором живет любовь и благодарность. Педагогика имеет дело с областью духовно-нравственного становления человека, с обретением им способа действия в сфере свободы.
Пространство образования – это аксиологически наполненное пространство. Ценностно-смысловое измерение – его неотъемлемое качество (аттрибут). Ценность всегда позитивно нагружена. Различают ценности эпохи, ценности культурной традиции, ценности отдельных социальных групп, индивидуальные ценности. Особое место занимает проблематика «вечных ценностей», связанная с проблематикой устойчивости нравственных норм, с абсолютной природой нравственного закона. Категория «вечных ценностей» отражает идею универсального нравственного закона, постижение которого связано с осмыслением феномена свободы и ответственности человека, с раскрытием смысловой сферы, в которой человек испытывает границы собственной природы (счастье и горе, наслаждение и страдание, рождение и смерть, любовь и самоутверждение). Нравственный закон – «закон свободы» – определяет место человека в мироздании и выражается в идеалах истины, добра и красоты, которые в классической педагогической традиции выступают безусловными ориентирами воспитания. Вечные ценности – это устойчивые доминанты человеческой культуры. Их недаром называют «общечеловеческими ценностями, хотя, может быть, правильнее использовать терминологию Н.Я. Данилевского и называть их ценностями «всечеловеческими», поскольку вечные идеалы каждый народ выражает по-своему.
Педагоги и школа ответственны за то, чтобы передача вечных ценностей не прерывалась в поколениях, особенно важна и трудна эта миссия в эпоху перемен, поскольку требует от педагога высокой методологической культуры и рефлексии, позволяющей переосмыслить способ актуализации вечных истин в напряженной динамике времени.
Это общечеловеческие идеалы. Нет народа, цивилизации без образов различения добра и зла. Всякий народ, всякая цивилизация эти идеалы по-своему осваивает, что не означает их относительности, но означает их конкретность, практическую реальность, воплощенность в теле культуры, жизненную силу и значимость. Идеалы обладают качеством регулятивных принципов – они действительно регулируют человеческую жизнь и являют собой образ, по которому образуется человек, входящий в культуру и способный творить ее формы.
В реальности сегодняшнего дня настораживают определенные искажения в педагогическом лексиконе последних лет. Ценностное ориентиры образования смещаются в сферу социотехнической реальности. Приведем показательный пример. Сегодня в целях распространения идей какого-либо программного документа принято составлять глоссарии («словники»). Это очень эффективное средство в программно-целевом управлении. Приведем список понятий из одного такого «Глоссария программы модернизации образования», составленного в одном из серьезных научно-педагогических учреждений страны и размещенного в Интернет. Это качественный словник, он действительно отражает доминирующие в программных документах последних лет категории. Вот этот список, почти полный, за исключением некоторых специальных понятий. Адаптация, Глобализация, Гражданское общество, Государственный образовательный стандарт, Интеграция, Коммуникация,. Концептуализация, Личностный подход, Модернизация, Нововведение (инновации), Новые информационные технологии, Нормы оценивания, Реформирование, Система, Самоорганизация, Сотрудничество, Социализация, Социальный статус, Социальная мобильность, Социальная роль, Социокультурная ситуация, Толерантность. Всего в списке 25 понятий. Среди них нет таких понятий. как ценности образования, воспитание, творчество, труд, историческая преемственность поколений, национальная культура, историческое и культурное наследие народов России; высокая нравственность, национальная и религиозная терпимость, культура мира и межличностных отношений; культура межэтнических отношений, высокое качество жизни, духовное становление, духовное развитие России, целостное миропонимание, современное научное мировоззрение и пр.
В начале 90-х годов, актуализируя гуманитарные тенденции образования, педагоги с увлечением говорили о непреходящей значимости личностного начала в педагогической реальности и об опасности утраты его в советской социотехнической системе принудительного коллективизма. Сегодня дает о себе знать социократизм нового типа. Под его натиском важно не утратить обретенное в последнее десятилетие ХХ века, прошедшее под знаком гуманизации образования. Сохранить и обогатить новым пониманием человека не как индивидуума, атома, а как обращенного лицом к другому человеку, как человека любящего и благодарного. Человек живет не только в «социуме». Он живет в истории и культуре. Он живет в мироздании. Макс Вебер, описывая предмет социологии, определил ее как науку о рациональном обустройстве массовых общественных процессов. Общество капиталистического производства инициирует многообразные массовые процессы: массовые миграции рабочей силы, массовое строительство и обеспечение жильем, массовая медицина, гигиена и профилактика, массовое образование. Социологический подход неизбежно доминирует там, где в центре нашего внимания оказываются сложные социальные технологии, включающие в себя учет массового сознания, которое по законам, подлежащим изучению, складывается из сознания отдельных людей и общественных групп. Однако есть и другая сторона общественной жизни – сторона традиции. Она никуда не исчезает в рационально обустроенном обществе. Именно она образует «ценностный континуум» всякого общества. Каждая культура имеет свой собственный неповторимый способ поддерживать духовно-нравственное становление человека на протяжении всей его жизни. Он составляет основу культурной традиции. Мировые культуры не замкнуты – они взаимопроникают и взаимообогащаются, но воспринимают внешние воздействия и влияния, оставаясь укорененными на собственных ценностных основаниях, что является залогом их устойчивости и развития.
Вебер предложил типологию обществ – целерациональные и ценностнорациональные. Целерациональное общество подчиняет индивидуальную жизнь задачам внешнего обустройства жизни на рациональных основаниях. Таковы общества западных стран. Общества, которые в другой терминологии принято называть «традиционными», также рационально обустраивают свою жизнь, однако приоритетом для них является ценностный континуум культуры, включающий внутреннюю жизнь человека, жизненный уклад и смысловые ориентиры человека. Таковы многие общества Востока.
В обществах ценностнорационального типа задачи модернизации видят не в том, чтобы изменить традиционные принципы организации жизни, но в том, чтобы освоить современные технические средства цивилизации и поставить их на службу сохранения традиционных принципов индивидуальной и общественной самоорганизации в новых условиях, причем «традиционные ценности только тогда имеют шанс на выживание в условиях модернизации, когда технология их трансляции также является объектом постоянной модернизации»(О.Гаман).
Механизмы традиций могут быть осмыслены и рационально трансформированы с учетом современных реалий и современных рациональных социальных технологий. Однако важно понимать, что традиция – органическое образование и механизм традиции – это механизм организма. Кроме механизма, в традиции существует «душа» и «дух», ценностно-смысловая сфера. Культура ценностнорациональной цивилизации впускает в себя социотехническую реальность, но ценностный континуум задает не социально-техническая реальность, а традиция культуры. В научной литературе бытует устойчивый стереотип трактовки традиции. Традицию сводят к набору норм и ограничений свободы самоопределения индивидуума, члена общества. Более современная трактовка традиции предлагает смотреть на нее как на способ самоорганизации общества, как на систему условий духовно-нравственного становления личности. В условиях современного мира задача поддержания традиций приобретает качество инновационной деятельности.
Задача сохранения и развития ценностей отечественной культуры в сфере образования поставлена в важнейших государственных документах. В Национальной Доктрине образования среди основных целей и задач образования первые семь приоритетов располагаются следующим образом:
“Система образования призвана обеспечить:
историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;
формирование культуры мира и межличностных отношений;
разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности;
формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;
систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;
непрерывность образования в течение всей жизни человека” (всего в Доктрине названо 15 основных целей и задач)
Преемственность поколений в сфере образования означает сохранение основных доминант отечественной культурно-педагогической традиции. Эти доминанты – первенствующее значение нравственного воспитания в образовании, ориентация на приобретение познаний, формирующих целостный систематический взгляд на мир и место человека в нем, центральное место личности учителя в педагогическом процессе.
Приоритеты развития, указанные в разделе «Основные цели и задачи образования» Национальной Доктрины, позволяют осмыслить диалектику целей образования, определяемую нашей сегодняшней историко-культурной реальностью. Сегодня среда возрастания новых поколений поликультурна, мы живем в обстановке интенсивного взаимодействия, осуществляемого как в непосредственном взаимодействии людей, принадлежащих разным культурам, так и опосредованно, в открытом мировом информационном пространстве. Очевидно, что такая среда настоятельно требует воспитания в человеке способности к диалогу, к пониманию иных, нежели его собственные, взглядов, систем ценностей и жизненных перспектив. Эта проблема получила свое выражение в программе воспитания толерантности, в идеях диалога, завоевывающих все большую симпатию в системе образования. Но возможен ли диалог культур между сторонами, которые не являются носителями никакой культуры? Поэтому воспитание культурной идентичности – это не менее важное требование, определяющие цели образования. Становление культурной идентичности в современной ситуации поликультурной среды возрастания осуществляется не в замкнутой монокультурной среде, а в среде межкультурного взаимодействия. Культурная идентичность и межкультурный диалог – не две самостоятельные, исключающие одна другую воспитательные задачи, но две стороны единого диалектически организованного процесса образования современного человека. Осознание себя в качестве носителя определенной культуры, с одной стороны, и способность дружественно и заинтересованно взаимодействовать с носителями других культур – обе эти черты должны гармонично сочетаться в личности современного человека, образуя его культурное самосознание.
В ситуации перемен нравственный стержень педагогики не должен исчезать из сознания педагога. Он составляет нерушимую основу динамических процессов, точку опоры «пирамиды, балансирующей в хаосе». Педагогическая реальность – область становления человеческой души, сфера обнаружения человеческого в человеке. Педагог работает с человеком в сфере его природного развития и духовно-нравственного становления. Человек – субъект в педагогической реальности, ее действующее лицо – действующее в качестве ученика и в качестве учителя. В педагогической реальности высветляются и оформляются многообразные связи человека с миром: человек – профессия, человек – материально-бытовые условия его существования, человек – культура, человек-мироздание, человек – дух. Основой духовно-нравственного становления человека являются вечные ценности, идеалы истины, добра, красоты, жизни, любви, выраженные в идеалах и формах родной культуры и цивилизации.
Задачи воспитания нравственности, помощи учащимся в осмыслении духовных ориентиров жизни стоят перед каждым педагогом, каждый педагог решает их в меру своей профессиональной компетентности и личностного мировоззренческого самоопределения, однако заметный социально- культурный эффект на уровне системы образования страны эта деятельность может дать только при условии единых методологических основ и обобщенного мировоззренческого содержания.
«Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Убежден, общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров» – говорит Президент России В.В.Путин в Послании Федеральному Собранию РФ (2007 год).
В практико-ориентированной педагогической науке сформулирована и масштабно решается задача теоретико-методологической, содержательной и организационно-педагогической разработки инновационной образовательной области «духовно-нравственная культура». Активно ведется работа по включению образовательной области в образовательные стандарты второго поколения. Среди организационно-педагогических задач ведущее место занимает опережающая подготовка педагогических кадров, способных решать задачи воспитания нравственности и формирования духовных ориентиров на новом уровне профессионализма, отвечающем методологической культуре современности.
Духовно-нравственная культура – фундаментальная основа общего образования, база для самосовершенствования личности и социального взаимодействия на основе единства свободы и ответственности. Опыт освоения духовно-нравственных смыслов и ценностей культуры позволит решить одну из самых актуальных задач современной общеобразовательной школы – побудить к различению добра и зла, к оценке с нравственных позиций как своих действия, так и всех формы общественных отношений, и поможет плодотворному освоению таких отраслей и форм общественного знания, как история, искусство, естествознание, право, экономика и политика. Осмысление основ духовно-нравственной культуры в школе будет способствовать нравственной ориентации учащихся, поможет им побуждать себя к развитию и самосовершенствование.
ДНК личности – культура реализации «высших даров» человека: свобода, творчество, нравственное действие, познание и самопознание, выражение миросозерцания в слове. Важнейшее место в ДНК личности занимает нравственность – способность человека к реализации нравственного закона как «закона свободы». ДНК личности – формируется в процессе приобретения «опыта свободы» построения системы отношений к универсалиям: к себе, к миру, к другому человеку, к Богу. Этот опыт носит синергийный характер и осуществляется во взаимодействии с другими людьми в лоне культурной традиции через последовательные выборы – познавательные, волевые, нравственные и пр. Процесс формирования ДНК личности можно определить как процесс духовно-нравственного становления человека. Его условия и формы образуют традиции культуры, составляющие стержень ДНК общества.
ДНК общества – совокупность идеалов, смыслов, ценностей, норм, к которым тяготеет энергия творчества людей, составляющих данное общество, а также традиций, поддерживающих вектор этого направления, форм, позволяющих освоить содержание идеалов и ценностей, образцов, в которых они выражены. Составляющие элементы ДНК общества: идеалы, смыслы, ценности, образцы, нравственные нормы, традиции. Традиции следует понимать в широком смысле, как способы организации совместной деятельности людей, устойчиво сохраняющей свои существенные характеристики на протяжении многих поколений. Религия, наука, искусство, философия как структуры духовной деятельности являются традициями.
Освоение области «Духовно-нравственная культура» призвано содействовать формированию нравственной культуры молодых поколений граждан России через освоение социокультурного опыта предшествующих поколений, представленного в культурно-исторической традиции. Система ценностей традиции складывалась на протяжении многих столетий, вбирая в себя опыт поколений, под влиянием истории, природы, географических особенностей территории, на которых жили народы России, условий их жизни, быта, взаимодействия, общих бед, трудов и свершений, веры, культурного творчества, языка. Народы нашей страны имеют многовековой опыт совместной жизни и сотрудничества, осмысляемый нами как общность судьбы на родной земле. Мы объединены верностью памяти предков, завещавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость. Надежным залогом межконфессионального мира и братской дружбы всех народов, живущих в России более тысячи лет, являются духовно-этические принципы и социокультурные традиции, истоки которых коренятся в онтологии и практике Православия. Культурообразующее значение религии Православия признано в нормах нашего законодательства. Многовековая Православная культура является ценнейшим достоянием всех граждан Российского государства, всех народов нашего Отечества. Она устанавливает прямое преемство российской цивилизации с великими цивилизациями древнего мира, образует основу ее самобытности и выводит Россию в ряд мировых цивилизаций.
Проблема интеграции религиозных ценностей в содержание современного образования сегодня составляет актуальную значимую педагогическую перспективу, которая имеет серьезную научную базу в форме значительного количества апробированных диссертационных исследований и масштабную апробацию в форме системного опыта на уроне регионального и школьного компонентов содержания образования.
В последнее время заявлен и активно разрабатывается цивилизационный подход к интеграции религиозных ценностей в содержание современного образования, прошедший апробацию в педагогической теории и практике.
В логике этого подхода устанавливается иерархия традиций, поддерживающих духовно-нравственное становление человека в российской цивилизационной перспективе:
-этнические традиции (традиции многочисленных этносов России, среди которых налицо различная конфессиональная принадлежность)
-цивилизационная традиция (культурообразующая религия – Православие);
Технократическая перспектива глобальной цивилизации выступает как внешний фактор, который необходимо осваивать в логике собственной цивилизационной перспективы.
Основа ДНК общества – религиозно-нравственная культура (РНК).
(Н.Я.Данилевский,Д. Хантингтон,М. Вебер,А. Панарин)
Религиозные традиции связаны с традициями народной жизни, такими как: строительство семьи, государства, отношений между людьми, отношения к труду, к своему телу, к быту и материальному обеспечению жизни, отношения между поколениями, идеалы красоты, добра, истины, представления о правде и справедливости, о позволительном и запрещенном.
Духовно-нравственная культура личности – это культура свободы, культура самоопределения в традиции. Она обладает своей спецификой, которая не может в полной мере быть реализована только средствами других областей учебного плана, в которых решаются свои специфические задачи.
Авторы широко известной программы «Истоки» (А.Камкин, И.Кузьмин, Н.Твардовская) выделяют специфические цели педагогической деятельности в образовательной области «Духовно-нравственная культура» и ее специфическую методологию.
Целью является осознание школьниками ведущих ценностных ориентаций отечественной цивилизации, приобщение новых поколений к смыслам родной культуры, развитие внутреннего мира детей ради утверждения ими себя деятельными субъектами сохранения и приумножения богатства отечественной традиции в сфере духовно-нравственного и социокультурного опыта.
В сфере личностного развития область «Духовно-нравственная культура» призвана раскрывать творческий потенциал детей, поддерживать становление и созревание высших моральных качеств – совести, любви, милосердия, формировать чувство ответственности, воспитывать качества патриотизма, гражданственности, бескорыстной любви к Отечеству, малой Родине, семье и соотечественникам, способствовать выработке собственной жизненной позиции и мировоззрения формировать ориентации на базовые ценности российской культуры.
В сфере социализации область «Духовно-нравственная культура» призвана воспитывать в учащихся достойных представителей своей культуры, знающих, чувствующих и понимающихся ее идеалы и ценности, и формировать у детей навыки толерантности (национальной, религиозной, личностной и социальной терпимости) и сотрудничества в современном полиэтническом и поликультурном социуме, стремления к социальной консолидации и стабильности российского общества.
В сфере подготовки к профессиональной деятельности область ДНК призвана способствовать осознанию духовно-нравственных смыслов базовых видов человеческой деятельности, формирует добросовестное отношение к труду, развивает навыки совместной деятельности, кооперации и достижения согласия.
Методология образовательной области духовно-нравственной культуры определяет связь ее ценностей, целей, содержания, методов, результатов и эффектов.
Задача освоения смыслов и ценностей традиции предполагает, кроме информационного элемента, также поведенческий, эмоциональный, деятельностный и рефлексивный элемент. В процессе освоения содержания области «Духовно-нравственная культура» ученик приобретает навыки актуализации собственного опыта, различения добра и зла, осознания ценностных основ своего поведения, нравственной оценки поступков в контексте идеалов и образов совершенства, запечатленных в культурной традиции.
Качественная характеристика результатов образования в этой области предполагает учет пяти аспектов: содержательного (знания, представления), коммуникативного (отношения, взаимодействие, кооперация), управленческого (самоорганизация, организация деятельности в группе, выбор на основе нравственных ценностей), психологического (мотивация к самосовершенствованию, эмоциональное приятие другого в ситуациях взаимодействия) социокультурного (формирование стратегий социального поведения на основе осмысленных норм и ценностей традиции).
Развитие образовательной области «Духовно-нравственная культура» предполагает актуализацию современных педагогических методов и технологий, включающих коллективные формы обучения, рефлексию, осмысление опыта, осознание смысловых переживаний, организацию социально значимой деятельности, взаимодействие с реальной жизнью традиции в открытом образовательном пространстве и пр.
Методы работы с содержанием образовательной области должны способствовать выработке собственной жизненной позиции и мировоззрения учащихся на основе осмысления ими педагогически организованного опыта ориентации на базовые ценности российской культуры. Они предполагают организацию диалога, позволяющего соотносить различные жизненные установки, социальный и личностный опыт, социокультурные и этноконфессиональные традиции с целью достижения оснований мира и согласия для жизни и труда на родной земле.
Отсюда вытекает необходимость вычленения духовно-нравственного образования в особую образовательную область, обладающую своими методологическими доминантами, структурой, целями, способами реализации. Область ДНК системно связана с другими образовательными областями и образует фундаментальную основу общего образования.
Исполнение педагогической цели формирования духовно-нравственной культуры, постановка и решение соответствующих ей профессионально-педагогических задач требуют особых профессиональных умений и компетентностей, несводимых к набору и простой сумме задач, решаемых в пределах компетентностей существующих педагогических специальностей. В данной сфере необходимо во всей полноте освоить личностно-ориентированный подход в образовании и овладеть культурой педагогической деятельности в сфере личностного мировоззренческого самоопределения. Для решения данной инновационной задачи необходимо формирование программы опережающей подготовки педагогов во всех звеньях непрерывного педагогического образования (предпрофильная подготовка и профильное обучение, среднее, высшее профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование), а также подготовканаучных кадров- кандидатов и докторов педагогических наук), опираясь на выработанный в течение последних лет опыт освоения православной культуры в системе образования, сохраняя и воссоздавая лучшие достижения отечественной педагогической традиции.
По материалам сайта sofia-sfo.ru