5-6 декабря 2019 года в Гродно пройдут Коложские научно-образовательные чтения.
Организаторы Чтений: Главное управление образования гродненского облисполкома;
УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»;
Белорусская Православная Церковь;
Гродненская епархия;
ГУО «Гродненский областной институт развития образования»;
УК «Гродненский государственный музей истории религии».
5-6 декабря 2019 г.
Гродно
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ
- Глазев А.А., заместитель проректора по научной работе, начальник научно-исследовательской части, сопредседатель.
- Иерей Игорь Данильчик, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Гродненской епархии Белорусской Православной Церкви, сопредседатель.
- Лисовская И.С., декан филологического факультета, заместитель сопредседателя.
- Никифорова О.Б., доцент кафедры русской филологии филологического факультета, заместитель сопредседателя.
- Автухович Т.Е., заведующая кафедрой русской филологии.
- Силова С.В., заведующая кафедрой современных технологий довузовского образования, доцент кафедры истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин факультета истории, коммуникации и туризма.
- Семерник С.З., доцент кафедры философии педагогического факультета.
- Мордечко С.С., старший преподаватель кафедры русской филологии заместитель декана филологического факультета по воспитательной работе.
- Лукашевич Т.С., начальник информационно-аналитического и методического обеспечения идеологической и воспитательной работы УВРсМ.
- Кивлюк Л.А., заместитель начальника Центра идеологической, воспитательной и социальной работы ГУО «Гродненский областной институт развития образования» (с согласия).
- Бондарчук Е.Е., методист ГУ «Учебно-методический кабинет Октябрьского района г. Гродно» (с согласия).
- Кондратович О.А., методист ГУ «Учебно-методический кабинет Ленинского района г. Гродно» (с согласия).
- Садовничая В.С., директор ГУО «Гимназия № 2 г. Гродно», сопредседатель (с согласия).
- Киселёв С.Н., директор ГУО «Средняя школа № 38 г. Гродно», сопредседатель (с согласия).
- Янчеловская Р.В., директор Гродненского музея истории религии, сопредседатель (с согласия).
ПРОГРАММА
5 декабря
Гродненский государственный университет имени Янки Купалы
9.30-10.00 – Регистрация участников. Осмотр выставки «Помні, братка…» из фондов Гродненского музея истории религии (ул. Ожешко, 22, второй этаж).
10.00 – Открытие чтений. Пленарное заседание (ул. Ожешко, 22, ауд. 218).
13.00-14.00 – Обед / Кофе-пауза (ул. Ожешко, 22, ауд. 218а).
14.00-16.00 – Круглый стол «Победа в Великой Отечественной войне в сознании современного общества» (ул. Ожешко, 22, ауд. 209).
14.00-16.00 – Дискуссионная площадка «Нужна ли нам память о Великой Отечественной войне?» (ГрОИРО, ул. Гагарина, 6).
6 декабря
Педагогическая мастерская
Ясли-сад № 99 г. Гродно (пр. Клецкова, 9 а)
9.30 – 10.00 – Регистрация участников.
10.00-14.00 – Педагогическая мастерская для работников учреждений дошкольного образования «“Дзякуем салдатам за жыццё і мір!”: что и как рассказывать детям дошкольного возраста о Великой Отечественной войне».
Секционные заседания
Гимназия № 2 г. Гродно (ул. Болдина, 10 б)
11.30-12.30 – Регистрация участников секционных заседаний. Осмотр выставки творческих работ учащихся «Красота Божьего мира».
12.30-17.00 – Работа секций.
Средняя школа № 38 г. Гродно (ул. Вишневецкая, 14)
11.30-12.30 – Регистрация участников секционных заседаний. Экскурсия по школьному музею.
12.30-17.00 – Работа секций.
Регламент
Доклад на пленарном заседании – до 20 мин.
Выступление на секционном заседании – до 10 мин.
5 декабря
Открытие чтений
ПРИВЕТСТВИЯ
Китурко Ирина Фёдоровна, ректор Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, кандидат исторических наук, доцент.
Высокопреосвященнейший Артемий, архиепископ Гродненский и Волковысский.
Сонгин Александр Генрихович, начальник Главного управления образования Гродненского облисполкома.
ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ
- Кривчиков Владислав Михайлович (профессор кафедры тылового обеспечения, кандидат исторических наук, доцент) Роль Советской Армии в освобождении Европы от нацизма.
- Трафимович Дмитрий Анатольевич (магистр гуманитарных наук, старший преподаватель кафедры философии ГрГУ) Великая Отечественная война и политика исторической памяти.
- Сергейко Светлана Антоновна (кандидат педагогических наук, доцент, ректор ГУО «Гродненский ОИРО») Научить помнить: образование в Беларуси во время Великой Отечественной войны.
- Гронский Александр Дмитриевич (кандидат исторических наук, доцент кафедры церковной истории и церковно-практических дисциплин Минской духовной академии) Полоцкий церковный собор как фактор духовного развития белорусских земель.
- Горный Александр Сергеевич (кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин). Презентация собрания сочинений Вячеслава Богдановича «Царква і дзяржава: выбраныя артыкулы і прамовы».
Круглый стол
Победа в Великой Отечественной войне в сознании современного общества
(ГрГУ, ул. Ожешко, 22, ауд. № 209)
Руководители: Семерник Снежана Здиславовна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии ГрГУ;
Райко Данил Николаевич, учитель истории СШ № 15 г. Гродно;
иерей Игорь Данильчик.
- Резник Светлана Валерьяновна (Ясли-сад № 77 г. Гродно, воспитатель-методист) Критерии мужества современного человека.
- Левко Ольга Валерьевна (Гродненский областной социально-педагогический центр, педагог-психолог) Нравственный выбор в условиях войны: границы и возможности.
- Богуш Елизавета (СШ № 16 г. Гродно, 11 кл.) Память о Великой Отечественной войне в России, Украине и Беларуси.
- Райко Данил Николаевич (СШ № 15 г. Гродно, учитель истории) Нравственный выбор в условиях войны.
- Баранчук Влада (СШ № 7 г. Гродно, 8 кл.) Дети войны.
- Ситько Алеся. (Гродненская городская гимназия, 8 кл.) Детство, опаленное войной.
- Бивойна Алина (Гимназия № 2 г. Гродно, 9 кл.) Непридуманная история войны.
- Брезицкая Валерия, Шерель Александра (СШ № 7 г. Гродно, 9 кл.) Лёс чалавека, сакрэт захавання жыцця (Пра ветэрана Вялікай Айчыннай вайны сяржанта Шлыкава).
- Милько Вадим (СШ № 23 г. Гродно, 11 кл.) Боевой путь Милько Ксении Ивановны и Евгения Михайловича.
- Кришень Ульяна (СШ № 18 г. Гродно, 11 кл.) Образ героев Великой Отечественной войны в современном общественном сознании.
Дискуссионная площадка
Нужна ли нам память о Великой Отечественной войне?
(ГУО «Гродненский областной институт развития образования», ул. Гагарина, 6, ауд. 236)
Руководители:
Кивлюк Людмила Анатольевна, заместитель начальника центра идеологической, воспитательной и социальной работы ГУО «Гродненский областной институт развития образования»;
Иванова Марина Александровна, методист государственного учреждения образования «Слонимский районный центр творчества детей и молодежи»;
Толчков Тимофей, Ангелина Жегздринь, учащиеся 10 класса государственного учреждения образования «Радунская средняя школа» Вороновского района, члены Совета старшеклассников;
Василеускайте Татьяна Сигито, учитель государственного учреждения образования «Радунская средняя школа» Вороновского района, руководитель школьного виртуального музея, член редакционной группы Школьного телевидения «Большая перемена»;
иерей Евгений Велисейчик, иерей Алексий Савко, иерей Максим Бочаров, иерей Александр Колацкий – священнослужители Гродненской епархии.
Участники: учащиеся и студенты, руководители, преподаватели, педагоги учреждений образования, священнослужители, специалисты управлений (отделов) образования горрайисполкомов, отделов образования, спорта и туризма райисполкомов, администраций районов г. Гродно (до 100 чел.)
Вопросы к проблемно-ценностной дискуссии
- «А может, не было войны, и людям это все приснилось?»
- Зачем мне помнить о войне?
- «То ли были героями их отцы, то ли лучше нам пить баварское пиво?»
- Что можем сделать мы, чтоб этот ужас вновь не повторился?
6 декабря
Педагогическая мастерская
«Дзякуем салдатам за жыццё і мір!»: что и как рассказывать детям дошкольного возраста о Великой Отечественной войне
(ГУО «Ясли-сад № 99 г. Гродно», пр. Клецкова, 9а)
Руководители педмастерской:
Кивлюк Людмила Анатольевна, заместитель начальника центра идеологической, воспитательной и социальной работы ГУО «Гродненский областной институт развития образования», координатор инновационного проекта «Внедрение модели формирования культуры межличностного общения детей дошкольного и школьного возраста на православных традициях и ценностях белорусского народа в условиях государственного двуязычия»;
Палашавец Татьяна Александровна, методист управления методического сопровождения образовательного процесса центра дошкольного, общего среднего и специального образования ГУО «Гродненский областной институт развития образования»;
иерей Игорь Данильчик, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Гродненской епархии Белорусской Православной Церкви
- Приветствие участников педмастерской
Иерей Игорь Данильчик;
Кивлюк Людмила Анатольевна;
Халецкая Татьяна Анатольевна, заведующий государственным учреждением образования «Ясли-сад № 99 г. Гродно».
- Презентация творческой мастерской педагогов-инноваторов
Приобщение детей дошкольного возраста к наследию Великой Победы: инновационный подход.
Касьянович Ирина Семёновна, заместитель заведующего по основной деятельности Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 99 г. Гродно»
- Творческие лаборатории работников учреждений дошкольного образования
- Образовательный проект «Помним и гордимся»: особенности организации работы с воспитанниками и родителями учреждения образования по направлению «Поговорим с ребенком о войне».
Шут Ирина Тадеушевна, заместитель заведующего по основной деятельности ГУО «Дошкольный центр развития ребенка № 1 г. Лида»;
Ирчиц Наталья Владимировна, воспитатель-методист ГУО «Дошкольный центр развития ребенка № 1 г. Лида»
- Жизненные уроки членов семьи – защитников нашего Отечества (презентация Книги Памяти, подготовленой совместно с семьями воспитанников).
Котская Анна Владимировна, воспитатель ГУО «Ясли – сад № 108 г. Гродно»
- Проект «Зарничка» в учреждении дошкольного образования
Новикова Элла Ивановна, заместитель заведующего по основной деятельности ГУО «Дошкольный центр развития ребёнка № 97 г. Гродно»
- Будущие педагоги размышляют
Надо ли говорить с детьми дошкольного возраста о Великой Отечественной войне? (особенности работы с родителями).
Красовска Инесса Александровна, учащаяся Гуманитарного колледжа ГрГУ (специальность «Дошкольное образование»)
- «Слава герою-бойцу!»: встреча с детскими поэтами и писателями Принеманья
Чекун Наталия Васильевна, учитель белорусского языка и литературы ГУО «Гимназия № 5 г. Гродно», автор сборника стихов «Цвітуць сады»
- Подведение итогов работы педагогической мастерской
Секция 1.
80-летие начала Второй мировой войны и 75-летие Победы в Великой Отечественной войне
(Гимназия № 2, ауд. № 48)
Руководители: Севенко Александр Викторович, корреспондент Военного информационного агентства Вооруженных Сил Республики Беларусь «Ваяр», подполковник;
Радивилко Елена Юрьевна, учитель истории СШ № 38 г. Гродно;
протоиерей Александр Казакевич.
- Вильчевская Татьяна, Статкевич Владислав (Гимназия № 2 г. Гродно, 11 кл.) Отношение населения Гродненщины к началу Второй мировой войны и событиям осени 1939 г.
- Кевляк Роман, Козейко Владислав (Гимназия № 4 г. Гродно, 9 кл.) Падзеі верасня 1939 года на Гарадзеншчыне ва ўспамінах мясцовых жыхароў.
- Белькевич Анна (Гимназия № 10 г. Гродно, 11 кл.) Змены ў стане сярэдняй адукацыі ў Заходняй Беларусі ў 1939-1941 гг.
- Бебко Елена (СШ № 26 г. Гродно, 11 кл.) Церковь и советское государство осенью 1939 – в июне 1941 г. на территории вашей малой родины.
- Радивилко Елена Юрьевна (СШ № 38 г. Гродно, учитель истории) Церковно- государственные отношения 1939 – 1941 гг. на Гродненщине.
- Янулевич Владислав (Гимназия № 6 г. Гродно, 9 кл.) Прадзед у польскім мундзіры: нашы землякі ў польскіх вайсковых фарміраваннях праз прызму сямейнай гісторыі.
- Прокопеня Евгений (СШ № 5 г. Мосты, 10 кл.) Земляки на фронтах войны.
- Лиханов Михаил (СШ № 1 г. Лиды, 11кл.) Моя семья – моя память.
- Вахгольц Диана (Гимназия № 1 г. Новогрудка, 11 кл.) Незабытый партизан и красноармеец, мой прадедушка Сечко Павел Константинович.
- Севенко Александр Викторович (Военное информационное агентство Вооруженных Сил Республики Беларусь «Ваяр», военный корреспондент) Генерал Александр Боголюбов – один из главных организаторов освобождения Гродненщины от немецко-фашистских захватчиков.
- Львовская Диана (СШ № 11 г. Гродно, 11 кл.) Почётный гражданин г. Гродно – С.Ф. Иванов.
- Непапушева Анна (СШ № 2 г. Сморгони, 10 кл.) Волонтер свободы. Ф. Воронище.
- Хильманович Валерия (СШ № 28 г. Гродно, 10 кл.) А.И. Антонов – человек светлого ума, разносторонних интересов.
- Мижинская Анастасия (СШ № 1 г. Лиды, 11 кл.) Деятельность 85-го Лидского пограничного отряда по охране границ СССР.
- Иванюк Татьяна (СШ № 6 г. Гродно, 8 кл.) «Нам толькі трэба берагчы мір…»
Секция 2.1.
75-летие освобождения Беларуси
(Гимназия № 2, ауд. № 47)
Руководители: Кривчиков Владислав Михайлович, профессор кафедры тылового обеспечения ГрГУ, кандидат исторических наук, доцент;
Иодковская Алла Владимировна, учитель начальных классов СШ № 31 г. Скиделя;
протоиерей Валерий Боричевский.
- Богомаева Диана (Гимназия № 7 г. Гродно, 11 кл.) Нарративные источники о Великой Отечественной войне на Гродненщине и их интерпретация.
- Ялчынкая Мэрт (СШ № 16 г. Гродно, 10 кл.) Белорусская наступательная операция «Багратион».
- Юхно Наталья (СШ № 16 г. Гродно, 10 кл.) Вялікая Айчынная вайна ў межах Гродзенскага раёна, Квасоўскага сельскага савета.
- Лайкова Арина (Гимназия № 6 г. Гродно, 10 кл.) Великая Отечественная война глазами детей деревни Девятовка.
5.Шоколо Екатерина, Шоколо Роман (Высоковская СШ, 7 и 4 кл.) Жизнь прихожан Высоковской Свято-Крестовоздвиженской церкви во время Великой Отечественной войны.
- Вихарев Алексей (Гимназия № 1 г. Гродно, 6 кл.) Кавалерия в освобождении г. Гродно от немецко-фашистских захватчиков в 1944 году.
- Вакар Владислав (СШ № 28 г. Гродно, 8 кл.) Их именами названы улицы (о генерале И.В.Болдине).
- Бричковский Алексей (СШ № 7 г. Новогрудка, 10 кл.) Дорогами памяти.
- Мазур Екатерина (СШ № 28 г. Гродно, 9 кл.) Памятники Великой Отечественной войны в г. Гродно.
- Герасюк Алексей, Гулевич Валерий (Гимназия № 6 г. Гродно, 9 кл.) Станіславоўскі маёнтак як месца памяці баёў за Гродна ў ліпені 1944 г.
- Филиппович Елизавета (СШ № 11 г. Гродно, 9 кл.) История Воинского кладбища по улице Белуша в Гродно.
- Борисевич Игорь (ГрГУ, курсант военного факультета) Курган Славы в г. Гродно.
- Скляр Михаил (СШ № 23 г. Гродно, 10 кл.) Они с нами в год 75-летия Победы.
- Будько Дарья (Озерская СШ, 7 кл.) Мемориализация памяти о войне на территории моей малой родины.
- Иодковская Алла Владимировна (СШ № 31 г. Скиделя, учитель начальных классов) Воспитание гражданина и патриота как значимая составляющая образовательного процесса.
Секция 2.2.
75-летие освобождения Беларуси
(Гимназия № 2, ауд. № 28)
Руководители: Заневский Сергей Викторович, кандидат исторических наук, СШ № 32 г. Гродно, учитель истории и обществоведения;
Лойко Ольга Васильевна, учитель истории гимназии № 1 г. Зельва;
иерей Тимофей Ноздрин.
- Агишев Максим (Гимназия № 2 г. Гродно, 10 кл.) Церковь и система образования в Республике Беларусь: направления сотрудничества и деятельность по мемориализации событий Великой Отечественной войны.
- Верболь Ксения (Гимназия № 10 г. Гродно, 11кл.) Вызваленне горада Гродна ў гады Вялікай Айчыннай вайны.
- Козунова Ольга Леонидовна (Ясли-сад № 77 г. Гродно, воспитатель дошкольного образования) Падзеі Вялікай Айчыннай вайны на тэрыторыі Мастоўскага раёна.
- Наумчик Алла, Наумчик Анна (Свислочская СШ, 10 кл.) Тройчы бессмяротная стралковая дывізія.
- Белогривый Дмитрий (СШ № 23 г. Гродно, 5 кл.) Увековечение памяти о Великой Отечественной войне на моей малой родине.
- Жук Егор (Гимназия № 9 г. Гродно, 10 кл.) Іх імёнамі ганарыцца мой горад.
- Сергейчик Ульяна (СШ № 28 г. Гродно, 9 кл.) Подвиг солдата: Иван Игнатьевич Кащей.
- Жукова Софья, Иодель Маргарита (СШ № 16 г. Гродно, 7 кл.) Имя героя: Агадил Сухомбаев. История подвига.
- Малуха Людмила Михайловна (Гимназия № 1 г. Новогрудка, учитель истории) Мемориализация памяти побега евреев из Новогрудского гетто.
- Мадоян Владислав (Щучинский дворец творчества детей и молодежи, член объединения по интересам «Эрудит») Память в бронзе и граните.
- Салата Елизавета (СШ № 1 г. Дятлово, 11 кл.) Дорогами войны. Мемориализация памяти о войне на территории Дятловского района.
- Бакунов Артем, Евхута Елизавета (Мижевичская СШ, 11 кл.) Памятники истории периода Великой Отечественной войны на территории Слонимщины.
- Лойко Ольга Васильевна (Гимназия № 1 г. Зельва, учитель истории) Мемориализация памяти о войне на территории Зельвенского района.
14.Лебедевич Артем, Парманчук Владислав, Ткацевич Никита, Токарев Михаил (СШ № 31 г. Гродно, 10 кл.) Память поколений.
15.Заневский Сергей Викторович (СШ № 32 г. Гродно, учитель истории и обществоведения) Организация исследовательской деятельности учащихся на базе школьного музея.
Секция 2.3.
75-летие освобождения Беларуси
(Гимназия № 2, ауд. № 27)
Руководители: Трафимович Дмитрий Анатольевич, магистр гуманитарных наук, старший преподаватель кафедры философии ГрГУ;
Вебер Людмила Павловна, учитель истории СШ № 3 г. Мосты
иерей Георгий Скорб.
- Добриян Мирослава (Гимназия № 2 г. Гродно, 10 кл.) Культурно-просветительская и гуманитарная деятельность Белорусской Православной Церкви, увековечение памяти о событиях Великой Отечественной войны в 1990-2000 гг.
- Чирич Анна (СШ № 2 г. Гродно, 11 кл.) Памятные страницы Великой Отечественной войны в истории моей малой родины.
3.Сидорович Ксения (Ёдковская СШ, 11 кл.) Партызанскае мінулае вёскі Дакудава. Імёны на абеліску.
4.Гринь Анастасия (Гимназия № 10 г. Гродно, 9 кл.) Роль 153-й дивизии в освобождении Гродно.
- Автух Ярослав (СШ № 28 г. Гродно, 8 кл.) Страницы неизвестного героя… (Зиновий Григорьевич Колобанов).
- Шерель Александра, Брезицкая Валерия (СШ № 7 г. Гродно, 9 кл.) Лёс чалавека, сакрэт захавання жыцця (пра ветэрана Вялікай Айчыннай вайны сяржанта Шлыкава).
- Курстак Ян, Войтехович Диана (СШ № 3 г. Гродно, 9 кл.) Цена победы – ЖИЗНЬ.
- Попко Виктория, Анисюкевич Ирина (УПК «Новодворский детский сад-средняя школа», 10 кл.) Маршрутами Памяти.
- Вебер Людмила Павловна (СШ № 3 г. Мосты, учитель истории) Мемориализация памяти о войне: братская могила в г. Мосты.
- Быченко Алексей Владимирович (СШ № 2 г. Скиделя, учитель истории) Памятники участникам Великой Отечественной войны на территории Скидельского сельского совета.
- Будницкий Максим (Лицей № 1 г. Гродно, 11 кл.) Мемориализация памяти о войне на территории Конюховского сельсовета.
- Саванчук Екатерина, Климахович Константин (Волчинская СШ, 11 и 7 кл.) Увековечение памяти погибших во время Великой Отечественной войны на территории Каменецкого района.
- Душкова Анастасия (СШ № 35 г. Гродно, 11 кл.) Спасение во имя жизни.
- Салкевич Виталий (СШ № 2 г. Шучина, 11 кл.) Звёздочка на карте района.
- Заневская Елена Степановна (СШ № 32 г. Гродно, учитель истории и обществоведения) Мужеству верность храня (активные формы и методы образовательной деятельности школьного музея).
Секция 3.1.
Оккупационный режим и коллаборация. Партизанское и подпольное движение в Беларуси 1941-1944 гг.
(Гимназия № 2, ауд. № 34)
Руководители: Горный Александр Сергеевич, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин ГрГУ;
Стурейко Никита Андреевич, аспирант ГрГУ, учитель истории СШ № 34 г. Гродно;
протоиерей Владимир Петручик.
- Есис Александр (СШ № 28 г. Гродно, 11 кл.) Оккупационный режим на территории Гродненского района в годы Великой Отечественной войны.
- Зарецкий Андрей (СШ № 27 г. Гродно, 10 кл.) Партизанское и подпольное движение на Гродненщине по документам Гродненских архивов.
- Бакшук Юлия (УПК «Хвиневичский детский сад-средняя школа», 8 кл.) Развитие партизанского движения на моей малой родине в годы Великой Отечественной войны.
- Мартысевич Ульяна (Лицей № 1 г. Гродно, 11 кл.) Медицинское обеспечение партизанских формирований в годы Великой Отечественной войны.
- Сидорчик Дарья (Лицей № 1 г. Гродно, 10 кл.) Состояние медицины в партизанских отрядах на территории БССР в годы Великой Отечественной войны.
- Макар Артем (СШ № 26 г. Гродно,11 кл.) Развитие партизанского и подпольного движения в вашей области, вклад в борьбу с оккупационным режимом в Беларуси в 1941-1944 гг.
- Гутич Мария (СШ № 13 г. Гродно, 7 кл.) Падпольная барацьба ў Гродна ў гады Вялікай Айчыннай вайны.
- Щедрина Ангелина (СШ № 2 г. Сморгони, 10 кл.) «Наша память идёт по лесной партизанской тропе…»
- Лымар Вадим (Свислочская СШ, 11 кл.) Дзейнасць партызанскай брыгады імя А. Неўскага і партызанскага атрада імя К. Варашылава.
- Кепель Эльвира (Дитвянская СШ, 11 кл.) Вклад партизан отряда имени Ворошилова на Лидчине в победу под Сталинградом.
- Праскина Карина (СШ № 5 г. Слонима, 11 кл.) Список Пронягина (партизанская группа «Щорс 51»).
- Матияс Елизавета, Жоль Ульяна (СШ № 1 г. Лиды, 8 кл.) Матрёна Наказных: подвиг на века.
- Халько Ксения (СШ № 32 г. Гродно, 11 кл.) Фабрика арийцев «Лебенсборн».
- Кононенко Никита (СШ № 22 г. Гродно, 6 кл.) «Тот, кто спас жизнь одного человека, подобен тому, кто спас целый мир…» (спасение евреев во время Великой Отечественной войны).
- Стурейко Никита Андреевич (СШ № 34 г. Гродно, учитель истории, аспирант ГрГУ) Коллаборационизм на оккупированной территории.
Секция 3.2.
Оккупационный режим и коллаборация. Партизанское и подпольное движение в Беларуси 1941-1944 гг.
(Гимназия № 2, ауд. № 35)
Руководители: Егорычев Владимир Евгеньевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин ГрГУ;
Апон Екатерина Олеговна, учитель истории и обществоведения СШ № 8 г. Гродно;
иерей Виктор Колацкий.
- Бунакова Олеся Витальевна (СШ № 1 г. Белыничи, учитель истории) Развитие партизанского и подпольного движения в Могилевской области, вклад в борьбу с оккупационным режимом в Беларуси в 1941-1944гг.
- Кельник Анна (СШ № 16 г. Гродно, 9 кл.) Подпольное и партизанское движение в Гродно в годы Второй мировой войны.
- Кузнецова Кира, Терешко Милана (СШ № 41 г. Гродно, 6 кл.) Развитие партизанского и подпольного движения в нашей области, вклад в борьбу с оккупационным режимом в Беларуси в 1941-1944 гг.
- Колендо Анна (Гезгаловская СШ, 10 кл.) Медицинское обеспечение партизанских формирований в годы Великой Отечественной войны.
- Яхимчик Михаил (СШ № 2 г. Щучина, 11 кл.) Подпольное движение на территории Гродненской области и Щучинского района как фактор освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.
- Каспер Никита (СШ № 32 г. Гродно, 11 кл.) «Прочитал – передай другому»: сатирические издания в борьбе белорусского народа с фашизмом.
- Раку Артур (СШ № 2 г. Россь, 10 кл.) История одной находки. Печать партизанского отряда.
- Денюш Артур (УПК «Кемелишковский ясли-сад-средняя школа», 11 кл.) Фарміраванні Арміі Краёвай на Беларусі, іх дзейнасць на Астравеччыне.
- Арабей Анастасия (учащаяся Гуманитарного колледжа ГрГУ) История жизни Владимира Зеноновича Царюка.
- Наумович Екатерина (СШ № 28 г. Гродно, 9 кл.) О. Соломова – имя героя.
- Вальчук Максим (СШ № 41 г. Гродно, 8 кл.) Яўрэйскiя гета ў часы вайны ў Гродна: лёсы i людзi.
- Соколовская Мария (СШ № 13 г. Гродно,8 кл.) Лагеря для военнопленных и мирных граждан на территории г. Гродно и Гродненской области.
- Апон Екатерина Олеговна (СШ № 8 г. Гродно, учитель истории и обществоведения) «Хатынская» трагедия деревни Пузовичи.
- Казеко Дарья (Гимназия № 2 г. Гродно, 9 кл.) Как мы пережили Холокост.
- Самойленко Анастасия (СШ № 11 г. Гродно,9 кл.) Война глазами партизана В.Т. Колокольникова
- Рожко Арсений (Лицей № 1 г. Гродно, 9 кл.) Коллаборационисты: сотрудничество с оккупантами на территории Беларуси.
Секция 3.3.
Оккупационный режим и коллаборация. Партизанское и подпольное движение в Беларуси 1941-1944 гг.
(СШ № 38, актовый зал)
Руководители: Данькова Лариса Ивановна, доцент кафедры теории и истории права ЧУО «БИП – Институт правоведения»;
Лукша Ирина Леонидовна, учитель русского языка и литературы СШ № 41 г. Гродно;
иерей Александр Цибульский.
- Волошко Юрий (БИП – Институт правоведения, студент) Курская битва как переломный момент в Великой Отечественной войне.
- Калоша Ксения (БИП – Институт правоведения, студентка) Штодзённае жыццё падчас вайны (на прыкладзе сямейнай гісторыі).
- Копаничук Мария, Копаничук Александра (СШ № 27 г. Гродно,11 кл.) Мы помним! (След в истории моей семьи).
- 4. Крисюк Денис (СШ № 11 г. Гродно, 9 кл.) Генералы города Гродно.
- Захарчук Мария (БИП – Институт правоведения, студентка) Военное детство.
- 6. Винчо Александр (БИП – Институт правоведения, студент) Политика геноцида нацистской Германии.
- 7. Шевчик Кирилл (БИП – Институт правоведения, студент) Патриотизм как высшее служение Родине.
- 8. Ликорпенков Владимир (БИП – Институт правоведения, студент) Развитие музыкальной культуры в период оккупации.
- 9. Иссар Владислав (БИП – Институт правоведения, студент) Культурно-историческое достояние Беларуси в годы оккупации: история потерь.
- 10. Лезовский Даниил (БИП – Институт правоведения, студент) Воспоминания немецких офицеров об оккупации на Беларуси.
- 11. Сидорчик Максим (БИП – Институт правоведения, студент) Потери белорусского народа в Великой Отечественной войне: демографический и географический аспекты.
- 12. Рыбакова Анастасия (БИП – Институт правоведения, студентка) Женщины в период оккупации: угрозы и надежды.
13.Тишко Дарья (СШ № 11 г. Гродно, 10 кл) Сестра, сестричка, сестрица…
- Лукша Ирина Леонидовна (СШ № 41 г. Гродно, учитель русского языка и литературы) «Одна на всех судьба»: повесть В. Распутина «Живи и помни».
- 15. Данькова Лариса Ивановна (БИП – Институт правоведения, доцент кафедры теории и истории права) Тема войны в романе И. Шамякина «Возьму твою боль».
Секция 4.1.
Церковь во время Великой Отечественной войны и межконфессиональные отношения на оккупированной территории вашей малой родины
(СШ № 38, ауд. № 437)
Руководители: Силова Светлана Владимировна, кандидат исторических наук, зав. кафедрой современных технологий довузовского образования, доцент кафедры истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин ГрГУ;
Рябков Александр Сергеевич, учитель истории СШ № 28 г. Гродно;
протоиерей Андрей Яворец.
- Данильчик Андрей (СШ № 18 г. Гродно, 9 кл.) Межконфессиональные отношения в нашей местности в 1941-1945 гг.
- Волынец Милена (СШ № 41 г. Гродно, 7 кл.) Деятельность православного духовенства в 1941-1945 гг. на территории Беларуси.
- Янушко Ксения (СШ № 27 г. Гродно, 10 кл.) Холокост и церковь.
- Готовка Анна (СШ № 1 г. Лиды, 11 кл.) Холокост на Лидчине.
- Авдей Елизавета (СШ № 28 г. Гродно, 6 кл.) Взаимодействие Православной Церкви Гродненщины с антифашистским подпольем и партизанами.
- Вьюшина Полина, Куликова Анастасия (СШ № 28 г. Гродно, 6 кл.) Судьба духовенства Гродненщины (1941–1945 гг.).
- Рябков Александр Сергеевич (СШ № 28 г. Гродно, учитель истории) Три подвига во имя человека.
- Стельмашок Валерия (СШ № 8 г. Слонима, 8 кл.) Деятельность православной и католической Церкви на Слонимщине в годы Великой Отечественной войны.
- Иванова Диана (СШ № 16 г. Гродно, 10 кл.) Жировичский монастырь в Великую Отечественную войну (1941-1945).
- Борис Никита (СШ № 7 г. Новогрудка, 11 кл.) Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны.
Секция 4.2.
Церковь во время Великой Отечественной войны и межконфессиональные отношения на оккупированной территории вашей малой родины
(СШ № 38, ауд. № 438)
Руководители: Кухарчик Наталья Александровна, учитель истории СШ № 20 г. Гродно;
Ходор Светлана Юльевна, учитель факультативных занятий СШ № 38 г. Гродно;
диакон Дмитрий Павлюкевич.
- Войтешик Виктория, Гончарик Александра (СШ № 31 г. Гродно, 10 кл.) Деятельность Священнослужителей различных конфессий на Гродненщине вна начальном этапе войны.
- Гургенидзе Галина Викторовна (СШ № 7 г. Волковыска, учитель начальных классов) Межконфессиональные отношения в Волковысском районе в 1941-1945 гг.
- Кухарчик Наталья Александровна (СШ № 20 г. Гродно, учитель истории) Холокост и Церковь.
- Ходор Светлана Юльевна (СШ № 38 г. Гродно, учитель факультативных занятий) Православная Церковь // католическая Церковь // протестантские церкви и их деятельность в нашей местности в 1941-1945 гг.
- Заневская Надежда (Гимназия № 10 г. Гродно, 10 кл.) Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны.
- Татарчук Карина (СШ № 41 г. Гродно, 9 кл.) Спасение детей представителями Церкви в 1941-1945 гг.
- Деревянко Анастасия (Гимназия № 10 г. Гродно, 5 кл.) Гродненская епархия в годы Великой Отечественной войны.
- Коваль Светлана Николаевна (СШ № 9 г. Слонима, зам. директора по воспитательной работе) Новогрудская епархия в годы Великой Отечественной войны: факты, события, люди.
- Цигель Николай (СШ № 9 г. Слонима, 10 кл.) Виртуальный проект «На братских могилах стоят обелиски…».
- Митин Илья (СШ № 27 г. Гродно, 10 кл.) Виленское Свято-Троицкое братство.
- Калиновская Екатерина Валерьевна (УПК «Вензовецкий детский сад-средняя школа», учитель истории и обществоведения.) Православная Церковь и ее деятельность в 1941-1945 гг.
- Токарчук Владимир (СШ № 28 г. Гродно, 9 кл.) Духовные драмы гродненских священников в годы Великой Отечественной войны.
Секция 5.1.
Судьбы педагогов и священников моей малой родины в годы Великой Отечественной войны
(СШ № 38, ауд. № 426)
Руководители: Гринько Светлана Дмитриевна, старший преподаватель кафедры естественнонаучных и лингвистических дисциплин и методик их преподавания ГрГУ;
Романовская Наталья Валерьевна, учитель истории СШ № 39 г. Гродно;
иерей Георгий Панфилов.
- Красковская Елизавета (Гимназия № 7 г. Гродно, 11 кл.) Судьбы духовенства и мирян на Гродненщине в 1941-1945 гг.
- Рой Илья (Гимназия № 10 г. Гродно, 7 кл.) Судьбы духовенства.
- Шевцова Анастасия (СШ № 41 г. Гродно, 5 кл.) Участие педагогов Гродненщины в Великой Отечественной войне.
- Поливанова Светлана Витальевна (СШ № 32 г. Гродно, учитель русского языка и литературы) Развитие школьного дела в оккупированной Беларуси в 1941-1944 гг.
- Банцевич Вероника (Гимназия № 10 г. Гродно, 9 кл.) Священники в Великой Отечественной войне: Николай Недведский.
- Панасевич Анастасия, Тупик Анастасия (Гимназия № 3 г. Гродно, 11 кл.) Н.А. Мусиенко – бывший узник лагеря «Гефельсберг».
- Зенкевич Надежда (Гимназия № 2 г. Гродно, 9 кл.) Судьба Н.Ф. Кондроченко.
- Романовская Наталья Валерьевна (СШ № 39 г. Гродно, учитель истории) Деятельность «лесных школ» в период оккупации на территории Беларуси.
- Иванова Анна Александровна (СШ № 5 г. Сморгони, учитель истории и обществоведения) Лёс протаіерэя Паўла Сасноўскага.
- Гайдель Алекей (Лицей № 1 г. Гродно, 10 кл.) Поколение войны: Яков Наумович Мараш.
- Крупа Анастасия (Лицей №17 г. Гродно,10 кл.) Отец Николай Сапега. Разум, вера, война.
- Ёда Яна (Гимназия № 9 г. Гродно, 9 кл.) Жизнь и судьба педагога А.Р. Кочневой.
- Бусько Екатерина (учащаяся Гуманитарного колледжа ГрГУ) История жизни Валентины Петровны Барановой.
Секция 5.2.
Судьбы педагогов и священников моей малой родины в годы Великой Отечественной войны
(ГрОИРО, ул. Гагарина, 6, читальный зал)
Руководители: Куриленок Лилия Вацлавовна, методист центра идеологической, воспитательной и социальной работы ГУО «Гродненский областной институт развития образования»;
Ганцевич Наталья Владимировна, учитель истории СШ № 2 г. Мосты;
иерей Александр Гук.
- Рудик Наталья Юстиновна (СШ № 1 г. Островца, учитель истории и обществоведения) Судьбы духовенства и мирян нашей малой родины в 1941-1945 гг.
- Черкасова Софья (Гимназия № 5 г. Гродно, 11 кл.) Формы деятельности священников Гродненщины в годы Великой Отечественной войны.
- Ганцевич Наталья Владимировна (СШ № 2 г. Мосты, учитель истории) Участие педагогов нашей малой родины в Великой Отечественной войне.
- Сидляревич Полина (СШ № 32 г. Гродно, 7 кл.) Верность нравственным идеалам во время Великой Отечественной войны.
- Лидака Татьяна (СШ № 7 г. Гродно, 9 кл.) Судьба священника. О настоятеле гродненской Свято-Владимирской церкви в годы Великой Отечественной войны отце Юлиане Федоровиче Миллере.
- Курчицкий Владислав (Олекшицкая СШ, 10 кл.) Гордасць і горыч святарскага роду Місяюк.
- Ходус Татьяна (СШ № 13 г. Гродно, 10 кл.) Война и мир В.Ц. Цабо.
- Новик Всеволод (Гимназия № 7 г. Гродно, 9 кл.) Деятельность «лесных школ» в период оккупации на территории Беларуси.
- Стародубова Александра (учащаяся Гуманитарного колледжа ГрГУ) Назаретанки из Новогрудка.
- Козловский Антон (СШ № 36 г. Гродно, 10 кл.) Уроки высшей любви: подвиг Януша Корчака.
- Ремжа Арина (СШ № 3 г. Гродно, 9 кл.) Пирожников Михаил Кириллович: солдат, учитель, гражданин.
- Матыс Федор, Матыс Ксения (СШ № 1 г. Лиды, 10 и 6 кл.) Военный и трудовой подвиг Н.С. Бейзаровой.
Секция 5.3.
Судьбы педагогов и священников моей малой родины в годы Великой Отечественной войны
(воскресная школа Свято-Покровского кафедрального собора г. Гродно,
ул. Академическая, 2)
Руководители: Левшук Владимир Евгеньевич, кандидат исторических наук, зав. кафедрой туризма и культурного наследия ГрГУ;
Маркевич Каролина Генриховна, учитель белорусского языка и литературы СШ № 41 г. Гродно;
протоиерей Владимир Борисевич.
1.Янковский Роберт (Гимназия № 10 г. Гродно, 10 кл.) Православная церковь в годы Великой Отечественной войны.
- Судас Дина (Остринская СШ, 11 кл.) Судьбы духовенства храма Преображения господня в г.п. Острино в годы Великой Отечественной войны.
- Шепелевич Лилия, Салимбаева Вероника (СШ № 31 г. Гродно, 11 кл.) Вклад педагогов Беларуси в Победу в Великой Отечественной войне.
4.Помелов Павел (СШ № 27 г. Гродно, 9 кл.) Педагоги Беларуси – участники Великой Отечественной войны.
5.Маркевич Каролина Генриховна (СШ № 41 г. Гродно, учитель белорусского языка и литературы) Спасение детей представителями Церкви в 1941-1945 гг.
6.Тодоренко Александра (УПК «Раклевичский детский сад-базовая школа», 8 кл.) Иоанн Комар: след в истории Дятловщины.
7.Тоцевич Татьяна Валерьевна (СШ № 5 г. Гродно, учитель истории) Жертвы войны. Иоанн Олехнович.
8.Калинкина Екатерина (СШ № 41 г. Гродно, 9 кл.) Деятельность «лесных школ» в период оккупации на территории Беларуси.
9.Лях Наталья Павловна (Волковысский государственный аграрный колледж, библиотекарь) «Я жизнь прожил и ни о чём не жалею» (судьба священника).
- Булько Любовь, Петрова Екатерина (Гимназия № 7 г. Гродно, 10 кл.) Жизнь сирот после войны. Детские дома и их обитатели.
11.Янковская Александра (Гудогайская СШ, 10 кл.) Она мстила за маму. Участие педагогов Гудогайской школы в Великой Отечественной войне.
- Шатон Владислава (учащаяся Гуманитарного колледжа ГрГУ) Дневник матери.
Секция 5.4.
Судьбы педагогов и священников моей малой родины в годы Великой Отечественной войны
(ГрОИРО, ул. Гагарина, 6, ауд. 228)
Руководители: Старикова Ольга Михайловна, учитель русского языка и литературы СШ № 1 г. Дятлово;
Сурага Тамара Николаевна, учитель истории и обществоведения УПК «Валевский детский сад-средняя школа»;
иерей Александр Рудинский.
- Мирук Диана (СШ № 5 г. Гродно, 11 кл.) Деятельность православных священников в годы Великой Отечественной войны на территории Гродненщины (1941-1944гг.)
- Черногалова Екатерина (Гимназия № 6 г. Гродно, 10 кл.) Судьбы духовенства и мирян Гродненской области в 1941-1945 годах.
- Старикова Ольга Михайловна (СШ № 1 г. Дятлово, учитель русского языка и литературы) Судьба духовенства Дятловщины в годы Великой Отечественной войны. Нравственный подвиг отца Иоанна Комара.
- Сурага Тамара Николаевна (УПК «Валевский детский сад-средняя школа», учитель истории и обществоведения) За веру убиенные.
- Головач Милана (Гимназия г. Щучина, 9 кл.) Участие педагогов Щучинщины в Великой Отечественной войне: Евгения Кузьминична Абрамович.
- Колоша Ирина (Гимназия № 7 г. Гродно, 11 кл.) Навсегда в строю (история борьбы педагогов В.Т. Колокольникова и Н.И. Лагуткина).
- Черток Анна Михайловна (Гимназия № 1 г. Зельва, учитель истории) Восстановление системы школьного образования в послевоенной Беларуси (середина1940 – середина 1950-х годов).
- Соколенко Анастасия (СШ № 16 г. Гродно, 9 кл.) Судьба преподобномученика Серафима, архимандрита Жировичского в годы Великой Отечественной войны.
- Бовсук Никита (Лицей № 1 г. Гродно, 10 кл.) Судьбы малолетних узников фашистских концлагерей (из воспоминаний жителей аг. Озёры).
- Новицкая Ольга (СШ № 2 г.п. Россь, 11 кл.) Военный и трудовой путь Н.Т. Клинчук.
- Галонская Надежда (Гимназия № 1 г. Мосты, 11 кл.) Освобождение Белоруссии и Восточной Пруссии на основе воспоминаний Георгия Александровича Бакштаева.
- Головченко Виталина (СШ № 1 г. Лиды, 11 кл.) Связной «таинственного капитана».
Секция 6.
180-летие Полоцкого Собора 1839 г.
(актовый зал Свято-Покровского кафедрального собора г. Гродно,
ул. Академическая, 2)
Руководители: Васюк Геннадий Владимирович кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей и славянской истории ГрГУ;
Кейко Юлия Владимировна, педагог дополнительного образования СШ № 35 г. Гродно;
иерей Игорь Колосовский.
- Колышко Нина Ивановна (СШ № 38 г. Гродно, учитель истории) Этноконфессиональная ситуация и конфессиональная политика российской власти на территории бывшей Речи Посполитой в конце XVIII – первой половине XIX века.
- Толканица Ангелина (Гимназия № 1 г. Свислочь, 8 кл.) Православные церкви Свислочи и их деятельность в XIX – середине XX вв.
- Штоп Марина Вацлавовна (СШ № 12 г. Гродно, учитель истории) Этноконфессиональная ситуация и конфессиональная политика российской власти на территории бывшей Речи Посполитой в конце XVIII – первой половине XIX века.
- Кондратьева Милена (СШ № 11 г. Гродно, 7 кл.) Причины и предпосылки упразднения Брестской церковной унии в 1839 году.
- Кейко Юлия Владимировна (СШ № 35 г. Гродно, педагог дополнительного образования) Формирование церковных советов в Гродненской губернии (1864-1867 гг.).
- Сутько Нина (Гимназия № 2 г. Гродно, 11 кл.) Жизнь и деятельность митрополита Иосифа Семашко.
- Аполайко Александр (Гимназия № 3 г. Гродно, 8 кл.) Жизненный путь и духовный подвиг митрополита Иосифа Семашко.
- 8. Брейво Ольга Валентиновна (СШ № 9 г. Лиды, учитель), Козакова Нина Витальевна (СШ № 9 г. Лиды, воспитатель ГПД) Жизненный путь и духовный подвиг священника Плакида Янковского.
- Валюк Илья (СШ № 2, г. Свислочь, 9 кл.) Жизнь и деятельность Плакида Янковского.
- Осипович Агата (СШ № 11 г. Гродно, 11 кл.) Жизненный путь епископа Игнатия (Железновского).
- Данцевич Артур, Ализар Анна (СШ № 36 г Гродно, 10 кл.) Знаменитые выпускники Минской духовной семинарии XIX – ХХ вв.
- Лашук Татьяна Игоревна (Гимназия № 3 г. Гродно, учитель истории) Униатское духовенство в судьбе и творчестве И. Хруцкого.
Секция 7.1.
Военная героика в древнерусской литературе и развитие ее традиций
(СШ № 38, ауд. № 433)
Руководители: Иоскевич Ольга Александровна кандидат филологических наук, доцент кафедры русской филологии ГрГУ;
Стрелец Наталья Вячеславовна учитель искусства СШ № 38 г. Гродно;
диакон Дмитрий Колесников.
- Улявичюс Виктория (ГрГУ, студентка) Менталитет русского человека в его историческом становлении (по книге Ф. Нестерова «Связь времен»).
- Амельянчик Дарья, Тишковская Екатерина (ГрГУ, студентки.) Д. С. Лихачев о теме войны в русских летописях.
- Сачивко Маргарита, Васюхневич Мелания (ГрГУ, студентки) Тема войны в «Повести временных лет».
4.Ребковец Андрей (ГрГУ, студент) Исторические корни воинской повести и ее место в жанровой системе древнерусской литературы.
- Коваленко Даная (ГрГУ, студентка) Поэтика воинской повести.
- Колошиц Надежда (Гимназия № 10 г. Гродно, 10 кл.) «Слово о полку Игореве»: протест автора против войны.
- Стрелец Наталья Вячеславовна (СШ № 38 г. Гродно, учитель искусства) «Слово о полку Игореве» в искусстве и развитие его традиций.
- Свидинский Артем (Лойковская СШ, 8 кл.) «Слово о полку Игореве» в искусстве.
- Курбат Валерия, Гребельникова София (ГрГУ, студентки) Иллюстрации к «Слову о полку Игореве».
- Линик Диана, Касьяник Екатерина (ГрГУ, студентки) «Повесть о разорении Рязани Батыем» в иллюстрациях.
- Сакович Александр (ГрГУ, студент) Тема войны и воинского подвига в княжеском житии: «Сказание о житии Александра Невского».
- Боровская Юлия (Гимназия № 7 г. Гродно, 9 кл.) Война и люди в «Сказании о Мамаевом побоище».
- Калиновская Яна, Гуз София (ГрГУ, студентки) «Задонщина» как памятник древнерусской литературы.
Секция 7.2.
Военная героика в древнерусской литературе и развитие ее традиций
(СШ № 38, ауд. № 434)
Руководители: Мозолева Виктория Яковлевна, учитель русского языка и литературы СШ № 38 г. Гродно;
Гавриленко Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы гимназии № 10 г. Гродно;
иерей Павел Касперович.
1.Дубровщик Елена (Гимназия № 10 г. Гродно, 9 кл.) Тема воинства в русском былинном эпосе.
2.Станчик Анастасия, Горохова Валерия (ГрГУ, студентки) Летописная повесть о походе князя Игоря на половцев.
- Антончик Святослав (СШ № 36. г. Гродно, 7 кл.) Оружие воинов князя Игоря в походе на половцев.
- Гавриленко Елена Викторовна (Гимназия № 10 г. Гродно, учитель русского языка и литературы) «Слово о полку Игореве»: протест против войны.
- Мармыш Анастасия, Полуян Маргарита (ГрГУ, студентки) «Слово о полку Игореве»: протест против войны или апология подвига русского войска?
- Доморад Татьяна, Ильичева Виктория (ГрГУ, студентки) «Слово о полку Игореве» в искусстве.
7.Куркуль Зофья Григорьевна (СШ № 1 г. Островца, учитель русского языка и литературы) Иллюстрации к «Слову о полку Игореве».
8.Савицкий Денис (СШ № 11 г. Гродно, 8 кл.) Тема войны и воинского подвига в княжеском житии: «Сказание о житии Александра Невского».
9.Романова Владислава (СШ № 34 г. Гродно) Война и люди в «Сказании о Мамаевом побоище».
10.Лобач Диана (Гимназия г. Щучина, 8 кл.) «Задонщина» как памятник древнерусской литературы.
11.Андала Иван (СШ № 27 г. Гродно, 7 кл.) Падзеі Грунвальдскай бітвы ў паэме Я.Вісліцкага «Пруская вайна».
12.Грицук Ксения (СШ № 27 г. Гродно, 7 кл.) Адносіны паэтаў-гуманістаў да войнаў Вялікага княства Літоўскага і Рускай дзяржавы.
13.Мозолева Виктория Яковлевна (СШ № 38 г. Гродно, учитель русского языка и литературы) Военная героика в древнерусской литературе и развитие ее традиций.
Секция 8.1.
Осмысление опыта Великой Отечественной войны в литературе и искусстве
(СШ № 38, библиотека)
Руководители: Ушкевич Павел Михайлович, директор СШ № 6 г. Гродно;
Тарасова Светлана Николаевна, магистр филологических наук, старший преподаватель кафедры белорусской филологии ГрГУ;
протоиерей Вячеслав Гапличник.
- Чапля Дарья (СШ № 41 г. Гродно, 7 кл.) Вайна: незагойная рана або вышэйшае iмгненне жыцця?
- Новикова Александра (СШ № 16 г. Гродно, 7 кл.) Беларускія пісьменнікі і вайна.
- Русак Анастасия (СШ № 13 г. Гродно, 10 кл.) Война как поле экзистенциального выбора: случай В. Быкова.
- Дудко Александра (СШ № 28 г. Гродно, 9 кл.) Образы природы в повести В. Быкова «Журавлиный крик».
- Таранко Юлия Марьяновна (СШ № 35 г. Гродно, учитель белорусского языка и литературы) Міфалагема лесу ў творы В. Быкава «Пайсці і не вярнуцца».
- Ушкевич Павел Михайлович (СШ № 6 г. Гродно, директор) Сучасная экранізацыя аповесці Васіля Быкава «У тумане». Маральна-духоўны аспект.
- Янковская Алина (Гимназия № 9 г. Гродно, 11 кл.) Вайна вачыма Алеся Савіцкага і Васіля Быкава.
- 8. Терешко Виктория (Гимназия № 6 г. Гродно, 9 кл.) Каб зразумець вытокі мужнасці (раман Алеся Савіцкага «Обаль»).
- Сивкина Алена (Гимназия № 7 г. Гродно, 11 кл.) Великая Отечественная война глазами поэтов и писателей-фронтовиков.
- Лойша Татьяна Викторовна (СШ № 41 г. Гродно, учитель белорусского языка и литературы) Вобраз радзiмы ў паэзii перыяду Вялікай Айчыннай вайны.
- Ковальчук Александра (Гимназия № 7 г. Гродно, 10 кл.) Імёны на паверцы: вершы маладых паэтаў, якія не вярнуліся з вайны.
- Герман Полина (СШ № 38 г. Гродно, 10 кл.) Женщина на войне: взгляд Юлии Друниной и Светланы Алексиевич.
- 13. Непарко Наталья Викторовна СШ № 41 г. Гродно, учитель белорусского языка и литературы) Тэма вайны ў творчасцi Рыгора Барадулiна.
- Мацко Андрей (Гимназия г. Щучина, 10 кл.) Память поколений победителей и наследников о войне (М.Савицкий «Цифры на сердце»).
- Левко Дарья (Детская художественная школа искусств г. Гродно, 4 кл.) Цифры на сердце. Ужасы концлагерей в картинах М. Савицкого.
- Красникевич Анастасия (учащаяся Гуманитарного колледжа ГрГУ) Образы Великой Отечественной войны в творчестве Генриха Вагнера.
Секция 8.2.
Осмысление опыта Великой Отечественной войны в литературе и искусстве
(ГрГУ, ул. Ленина, 3, ауд. 15)
Руководители: Шершеневич Наталья Сергеевна, кандидат философских наук, доцент кафедры туризма и культурного наследия ГрГУ;
Воронко Наталия Николаевна, учитель русского языка и литературы СШ № 20 г. Гродно;
иерей Сергий Цвирко.
- Черняк Анна Владимировна (УПК «Бобровичский детский сад-средняя школа», учитель) Война: неизбывная травма или высший миг жизни?
- Гасымова Эсмира (СШ № 41 г. Гродно, 10 кл.) Родина, народ, человек в поэзии периода Великой Отечественной войны.
- Воронко Наталия Николаевна (СШ № 20 г. Гродно, учитель русского языка и литературы) Образ Родины в военной поэзии К.Симонова.
- Навныко Дарья (СШ № 11, 8 кл.) Имена на поверке: стихи молодых поэтов, не вернувшихся с войны.
- Борель Жанна Александровна (Волковысский районный учебно-методический кабинет, методист) «Одна на всех судьба»: повесть В. Распутина «Живи и помни».
- Высоцкая Марта (Гимназия № 7 г. Гродно, 11 кл.) «Крик» и «Убиты под Москвой» К. Воробьева.
- Мисюк Валерий (СШ № 20 г. Гродно, 11 кл.) Многообразие проявлений героизма и духовное становление личности в повестях Б. Васильева «В списках не значился» и К. Воробьёва «Убиты под Москвой».
- Подшивалова Елизавета (СШ № 38 г. Гродно, 11 кл.) «Нас не нужно жалеть»: С. Гудзенко и его «Солдатские стихи».
- Царь Дарья, Ланкевич Виктория, Козловская Таисия, Лень Милена, Уланович Валерия, Кузин Артем (СШ № 40 г. Гродно, 8 кл.) Психологические и нравственные конфликты в повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…».
- Авхименя Ксения (Гимназия № 6 г. Гродно, 9 кл.) «Почему же в бинтах кровавых светлокосый солдат лежит?» (конфликты в повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…» и его экранизации).
- Волчек Елена Николаевна (СШ № 2 г. Скиделя, учитель русского языка и литературы) Белорусские вёрсты войны в творчестве Ю. Друниной.
- Жаровина Полина (учащаяся Гуманитарного колледжа ГрГУ) Имена на поверке: стихи молодых поэтов, не вернувшихся с войны.
- Ленец Ксения (Озёрская СШ, 7 кл.) Женщина на войне: взгляд Юлии Друниной и Светланы Алексиевич.
14.Юшкевич Елена Валентиновна (СШ № 41 г. Гродно, учитель белорусского языка и литературы) Ребенок и война: книги «Никогда не забудем» и С. Алексиевич «Последние свидетели».
- Островская Светлана (Гимназия № 10 г. Гродно, 10 кл.) Война как апокалипсис: «Хатынская повесть» А. Адамовича и фильм «Иди и смотри» Э. Климова.
Секция 8.3.
Осмысление опыта Великой Отечественной войны в литературе и искусстве
(Гимназия № 2, ауд. 51)
Руководители: Никифорова Ольга Борисовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской филологии ГрГУ;
Орлюк Светлана Александровна зав. отделом обслуживания детского филиала ГОНБ им. Е.Ф. Карского;
иерей Алексий Савко.
- Строганова Виктория Вячеславовна (СШ № 12 г. Гродно, учитель русского языка и литературы) Память поколений победителей и наследников о войне.
- Трубчик Людмила Владимировна (СШ № 38 г. Гродно, зав. библиотекой) Война: неизбывная травма или высший миг жизни?
- Поливенок Елена (СШ № 13 г. Гродно, 9 кл.) У каждого своя война.
- Симанович Юлия (Гимназия № 6 г. Гродно, 11 кл.) Памяць пакаленняў пераможцаў і нашчадкаў пра вайну ў кінастужках.
- Чернушевич Янина Ивановна (УПК «Головичпольский детский сад-средняя школа», учитель русского языка и литературы) «Нас не нужно жалеть»: С. Гудзенко и его «Солдатские стихи».
- 6. Галецкий Иван (Гимназия № 7 г. Гродно, 7 кл.) Асуджаныя на вайну: дзіця і вайна ў кнізе «Ніколі не забудзем».
- Шаблинская Виолетта (СШ № 13 г. Гродно, 11 кл.) Письма немецких солдат с фронта.
- 8. Дубицкая Полина (Озёрковская СШ, 7 кл.) Ребенок и война: книги «Никогда не забудем» и С. Алексиевич «Последние свидетели».
- Вабищевич Виктория Михайловна (Правомостовская СШ, учитель белорусского языка и литературы) Дзяцінства і вайна ў мастацкім свеце аповесці М. Купрэева «Дзіцячыя гульні пасля вайны».
- Гуцко Турана Фархадовна (СШ № 39 г. Гродно, учитель белорусского языка и литературы) Дзеці і вайна: кнігі: «Ніколі не забудзем», С. Алексіевіч «Апошнія сведкі».
- 11. Яремич Анна (СШ № 32 г. Гродно, 7 кл.) Ребёнок и война: очерки «Рядом с отцами».
- 12. Будевич Инесса Петровна (СШ № 39 г. Гродно, учитель дополнительного образования) Война глазами ребенка в творчестве гродненского поэта Виктора Кудлачёва.
- Туркевич Александра (учащаяся Гуманитарного колледжа ГрГУ) Женщины на войне (по произведениям Юлии Друниной и Светланы Алексиевич).
- Орлюк Светлана Александровна (ГОНБ им. Е.Ф. Карского, детский филиал, зав. отделом обслуживания) Ужасное как эстетическая доминанта документального повествования в повести С. Алексиевич «Последние свидетели».
- Абрамович Милана (Гимназия № 6 г. Гродно, 6 кл.) Война как апокалипсис: «Хатынская повесть» А. Адамовича и фильм «Иди и смотри» Э. Климова.
Секция 8.4.
Осмысление опыта Великой Отечественной войны в литературе и искусстве
(ГрГУ, ул. Ленина, 3, ауд. 5)
Руководители: Автухович Татьяна Евгеньевна, доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой русской филологии ГрГУ;
Мармыш Инга Викторовна, учитель белорусского языка и литературы СШ № 28;
протоиерей Александр Шашков
- Миклашевич Нина (СШ № 11 г. Гродно, 10 кл.) Экранізацыя твораў В. Быкава.
- Мармыш Инга Викторовна (СШ № 28 г. Гродно, учитель белорусского языка и литературы) Аповесці В. Быкава пра вайну і іх экранізацыі.
- Касперович Валерия (Гимназия № 7 г. Гродно, 11 кл.) Антываенная накіраванасць аповесці В. Быкава «Знак бяды» і аднайменнага фільма Міхаіла Пташука.
- Ивашкевич Жанна Антоновна (СШ № 38 г. Гродно, учитель белорусского языка и литературы) Повести В. Быкова о войне и их экранизации.
- Шатило Светлана Николаевна (СШ № 39 г. Гродно, учитель белорусского языка и литературы) Экранізацыя аповесці В. Быкава «Воўчая зграя».
- Каревский Арсентий (Гимназия № 6 г. Гродно, 11 кл.) Повести В. Быкова о войне и их экранизации: «Восхождение», «Знак беды», «В тумане».
- Курадчик Дарья (Гимназия № 7 г. Гродно, 9 кл.) «На цябе спадзяюся…» Тэма маральнага выбару ў аповесці В. Быкава «Альпійская балада» і яе экранізацыі Барысам Сцяпанавым.
- Минькевич Дарья (ГрГУ, студентка) Экранизация как средство раскрытия идейно-художественного содержания военной повести (на примере «Альпийской баллады» Василя Быкова).
- Ожегов Михаил Владимирович (СШ № 5 г. Гродно, библиотекарь) Война как апокалипсис: «Хатынская повесть» А.Адамовича и фильм «Иди и смотри» Э. Климова.
- Шибут Маргарита (УПК «Бакштовский детский сад-средняя школа», 10 кл.) Отражение ужасов войны в повести А.Адамовича «Хатынская повесть» и в фильме Э. Климова «Иди и смотри».
- Борель Надежда (Лицей № 1 г. Гродно, 11 кл.) Имена на поверке: стихи молодых поэтов, не вернувшихся с войны.
- Гончарова Наталья Михайловна (СШ № 8 г. Гродно, учитель русского языка и литературы) Великая Отечественная как подвиг Человека: фильм «В бой идут одни “старики”» – честный рассказ о войне.
- Адашкевич Анна (учащаяся Гуманитарного уолледжа ГрГУ) Поколения победителей и наследников Победы в фильмах
«Белорусский вокзал» и «Мы из будущего». - Хильмончик Алла Ивановна (СШ № 2 г. Гродно, учитель физики) Ремифологизация войны в фильме 2010 года «Т-34».
Секция 8.5.
Осмысление опыта Великой Отечественной войны в литературе и искусстве
(ГрГУ, ул. Ленина, 3, ауд. 16)
Руководители: Богдевич Алена Чеславовна, магистр филологических наук, преподаватель стажер кафедры русской филологии ГрГУ;
Злобина Ольга Михайловна, учитель русского языка и литературы СШ № 41 г. Гродно;
Куклик Виктория Чеславовна, учитель искусства СШ № 34 г. Гродно.
- Прокопчик Юлия, Комаровская Снежана (ГрГУ, студентки) Родина, народ, человек в поэзии периода Великой Отечественной войны.
- Петько Анастасия, Пекарь Яна (ГрГУ, студентки) Война и свобода в романе В. Гроссмана «Жизнь и судьба».
- Куклик Виктория Чеславовна (СШ № 34 г. Гродно, учитель искусства) Женщина на войне: взгляд Юлии Друниной и Светланы Алексиевич.
- Иванашко Анна (ГрГУ, студентка) «Одна на всех судьба»: повесть В. Распутина «Живи и помни».
- Пономарёва Светлана (ГрГУ, студентка) Авторская философия истории в романе В. Астафьева «Прокляты и убиты». Полемика вокруг романа как отражение разных взглядов на войну.
- Цыдик Ксения (Гимназия № 6 г. Гродно, 10 кл.) Свидетельства бывших несовершеннолетних узников фашизма (на основе книги С. Алексиевич «Последние свидетели: сто недетских рассказов»).
- Лазаревич Ольга (ГрГУ, студентка) Война: неизбывная травма или высший миг жизни?
- Масюк Екатерина (ГрГУ, студентка) Великая Отечественная как подвиг Человека: фильмы «Баллада о солдате», «Летят журавли», «Судьба человека», «Иваново детство».
- Шкута Милана, Лазаревич Маргарита (ГрГУ, студентки) Повести В. Быкова о войне и их экранизации: «Восхождение», «Знак беды», «В тумане».
- Злобина Ольга Михайловна (СШ № 41 г. Гродно, учитель русского языка и литературы) Память поколений победителей и наследников о войне (фильмы «Белорусский вокзал» и «Мы из будущего»).
- Кульбака Андрей (СШ № 2, г. Гродно, 6 кл.) Война как повседневность на оккупированной территории (фильмы «Свои», «Враги», «Франц+Полина»).
- Октысюк Наталья (ГрГУ, студентка) Война как апокалипсис: «Хатынская повесть» А. Адамовича и фильм «Иди и смотри» Э. Климова.
- Моргун Валерия (ГрГУ, студентка) Современная проповедь в Гродненском регионе (на материале трех конфессий, сопоставительный аспект).
- Сидоркевич Диана, Аникевич Анастасия (ГрГУ, студентки) Память поколений победителей и наследников о войне (фильмы «Белорусский вокзал» и «Мы из будущего»).
- Шабалина Маргарита, Пустовая Елена, Региня Елизавета (ГрГУ, студентки) Ремифологизация войны в фильмах 2010-х гг.: «Т-34», «Спасти Ленинград», «28 панфиловцев», «Битва за Севастополь».