Прославим Бога

В истории русского народа, как и всей Православной Церкви, было немало случаев появления тех или иных опасных для жизни инфекций.

Летом 1830 года в Москву из Персии (соврем. Иран) пришла эпидемия холеры. Генерал-губернатор Москвы князь Д.В.Голицын объявил настоящую войну холере. Москву оцепили войска, въезд и выезд из нее перекрыли, в городе был установлен строгий карантин. Каждый день заседала специальная комиссия по борьбе с эпидемией. Голицын призвал состоятельных и уважаемых граждан, оставшихся в городе, взять под свою опеку разные районы Москвы. Им было предоставлено право открывать больничные и карантинные бараки, бани, пункты питания, караульные помещения, места захоронения, принимать пожертвования деньгами, вещами и лекарствами.

Тем не менее – во время столь ужасной холерной эпидемии храмы в Москве оставались открытыми. Но горожане стали бояться ходить в храмы и собираться для общей молитвы. По этому поводу 17 сентября 1830 г. митрополит Московский Филарет (Дроздов) писал: «Напрасно более боятся молитвы, нежели болезни. Неужели молитва вреднее болезни? Пережив три холеры прежде нынешней, я видел довольно опытов, что, где усиливалась молитва, там болезнь ослабевала и прекращалась». Бедствие, поразившее Москву, Святитель Филарет считал необходимым переносить вместе со своей паствой.

25 сентября Митрополит Филарет отслужил молебен об избавлении от болезни в Успенском соборе, после совершил крестный ход вокруг Кремля. Священники с хоругвями обходили свои приходы. Испуганные жители выходили из своих домов, падали на колени и со слезами на глазах молили об отпущении грехов. Святитель учредил Московский архиерейский временный комитет помощи нуждающимся, который собирал пожертвования для помощи больным, их семьям, семьям умерших. Всякий раз, когда город оказывался во власти холеры, святитель Филарет возглавлял молебны «о предохранении от губительныя болезни» и неизменно обращался к пастве с наставлением. Он говорил о необходимости покаяния, о врачующем и милующем Промысле Божием: «Повергнем, братия, сердца наши пред Богом во смирении, в покорности неисповедимым судьбам Его… Покаемся, братия, и принесем плод достойный покаяния, то есть исправление жития. Отложим гордость, тщеславие и самонадеяние. Возбудим веру нашу. Утвердимся в надежде на Бога и на имя Иисуса Христа, Ходатая Бога и человеков, Спасителя грешных и погибающих». Святитель постоянно призывал москвичей не паниковать: «Не смотрите большими глазами страха, которые обыкновенно видят то, чего нет, и не видят того, что есть», а исследовать духовные причины происходящего и прибегнуть к Богу: «Умножим моления, тайные на всяком месте и во всякое время, общественные, по руководству Святыя Церкви. Употребим внимательно, благовременно, благонадежно, всегда благотворное и всецелебное врачевство, мирную, бескровную жертву, приобщением Пресвятого Тела и Крови Христовы». Святитель Филарет призывал разумно распорядиться текущим временем: «Нет времени, которое безопасно можно было бы пренебрегать: ибо во всякое время можно спастись или погибнуть. Но особенно и необыкновенно важно для нас сие время, когда Бог уже положил нас на весы правосудия Своего, когда путь жития нашего стеснился так, что с каждым шагом мы поставляем ногу между жизнию и смертию, между надеждою спасения и страхом погибели… Когда тут медлить? Куда откладывать спасительные намерения?.. Покаяние, исправление жития, молитва, вера во Христа Спасителя и какие кому по состоянию и дару возможны добродетели христианские и плоды духовные, — вот истинные потребности наши во всякое, и наипаче в настоящее время!». В слове, сказанном при возвращении холеры осенью 1847 года, святитель Филарет призывает не отказываться и от обычных житейских мер безопасности: «Не леностны будем и в употреблении естественных средств и предосторожностей к сохранению здравия, и к недопущению вредоносных влияний. Как можем требовать, чтобы хранил нас Бог, если мы сами не бережем себя и предаем действию разрушительных сил малодушием и недостатком надежды на Бога, неумеренностию и невоздержанием и другими небрежностями? Внимательно храни себя малым возможным для тебя хранением: и Бог будет хранить тебя великим, всеблагим и всемощным хранением».

За прошлое благодари, а будущее предай воле Божией

По окончании эпидемии холеры в 1848 году святитель Филарет обратился к народу со словами: «Не будем невнимательны… Не будем неблагодарны… Если в день скорби, пред угрожающею ночью смерти, ты воззвал к Богу из глубины души, и мог потом приметить некое мановение невидимой руки, изымающей тебя от опасности: прославь Бога, дающего молитву молящемуся, близкого к призывающим Его, являющегося в милостях и щедротах. Если ты не видал особенного знамения спасения, но тем не менее спасен от беды, ходившей окрест тебя: прославь Бога сокровенного, но тем не менее везде присутствующего и вседействующего, призирающего на тебя, когда ты о том не знаешь, и спасающего тебя, когда ты о том не думаешь. Если ты …так занят суетою, что и близкое бедствие не устремило тебя к Богу: одумайся хотя теперь, прославь Бога долготерпеливого, и перестань искушать Его долготерпение невниманием к Его судьбам и к вечной судьбе твоей собственной души. Прославим Бога и за самое бедствие, и за род бедствия, которым мы посещены. Признаемся, что без сего бедствия мы меньше молились бы, меньше каялись, меньше смирялись. Итак, слава Богу, хотя и неприятным средством, умножившему в нас молитву, покаяние, смирение».

Патриарх Кирилл подчеркивает в своем пастырском слове: «Жизнь и смерть — в руках Божиих. Мы не знаем, почему, мы только точно знаем, что в Его руках. Это Его право. И если мы вторгаемся в это право, то идем против Божиего». И главным средством ко спасению является претерпевание различных скорбей, кому какие пригодны, по сказанному в Деяниях апостольских: «Многими скорбями подобает нам внити в Царствие Небесное» (Деян.14, 22). И посему Господь и попускает их, несмотря на Свою любовь к человеку. Скорби посылаются людям в разные периоды жизни, но избегнуть их никто не может. Скорби и болезни помогают человеку оторваться от земной суеты и выступают отрезвляющим средством, обращающим нас к Господу. Апостол Павел видит в этих спасительных для нас скорбях источник утешения Христова еще в земной нашей жизни, говоря: «По мере как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» (2 Кор. 1, 5).

В условиях сегодняшней массовой истерии и часто недостоверной подачи информации в СМИ – одни верующие находятся в смущении, а другие даже пребывают в страхе. Ещё в ветхозаветной Книге Судей (7:3-8) Господь сказал Гедеону перед сражением: «Кто боязлив и робок, тот пусть возвратится и пойдёт назад». Поэтому тем, кто пустил в сердце страх, лучше находиться на самоизоляции, постараться «проголодаться» духовно и осмыслить приоритеты, воспринять христоцентричность бытия, научиться доверять Богу. А те, кто в смущении, вспомните слова Спасителя: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33).

Необходимые для спасения человека скорби могут восприниматься человеком труднее или легче в зависимости от устроения человека. Если человек примет на веру слово Божье о необходимости и неизбежности скорбей для спасения, если он сознает свои бесчисленные грехи словом, делом, помышлением, сочтёт себя вполне заслужившим не только посланных скорбей, но и гораздо больших, смирится пред Богом и людьми — то скорби станут легче; а потом породят в человеке то, что дороже всего мира со всеми его земными радостями, по слову апостола Павла: «Око не видело, ухо не слышало, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». (1Кор.2: 9)

Католикос-Патриарх Всея Грузии Илия II по поводу сегодняшней ситуации говорит: «Как сложно человеку найти дорогу, которая приведет его в Царствие небесное. Как сложно, различить белое и черное, добро и зло, но это жизнь. Земная жизнь дана нам для того, чтобы разобраться, где черное и где белое. Мы обращаем большое внимание сегодня на те события, которые возникли во всем мире в связи с коронавирусом. Откуда он, от Бога, или от зла, одно хочу сказать вам, что без Господа это не произошло бы. И с помощью молитвы и благословения Господа мы сможем преодолеть этот недуг». По его же словам, ни в коем случае нельзя бояться и терять присутствие духа. Другое дело, что надо стараться и самому соблюдать меры предосторожности. Всегда надо знать, как распространяются вирусы и понимать, что надо делать, а чего делать не следует. Надо понимать, что даже течение болезни зависит от того, в каком настрое человек находится. Тот же коронавирус кого-то убивает, а кого-то нет. И дело не только в иммунитете. Иммунитет и физическое состояние имеют большое значение, но не только они. И мы, как верующие люди, должны это знать. Не надо бояться проявлять свою веру, надо молиться, в том числе о том, чтобы все эти искушения быстрее ушли. Молиться за своих ближних — и за старых, и за малых, и помнить, что сейчас рискуют все люди, каждый человек может заболеть, и последствия могут быть серьезными.

Нам, православным христианам, не должно унывать или отчаиваться в этих сложных обстоятельствах, а тем более поддаваться панике.  Всегда надо осознавать, что над всеми и над всем Бог. А без Бога даже какая-то маленькая бактерия способна разрушить не только одну личность, но сотни и даже тысячи человеческих жизней. Но, по слову Патриарха Кирилла, мы «верим, что Воскресший Спаситель не оставит нас и ниспошлет нам твердость и мужество для непоколебимого стояния в вере и спасительного прохождения земного пути к жизни вечной».

В книге притчей Соломоновых сказано, что «сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его» (Притч. 16,9). Эти мудрые слова учат нас оставлять место действию Промысла Вседержителя: делай, что можешь, а в остальном — доверься Господу. Упование на Бога, общение с Ним в молитве и в Таинствах, главным из которых является Таинство Евхаристии, составляют основу духовной жизни православного верующего. Всё это приобретает сугубое значение для человека в период жизненных испытаний, когда возможность посещать храмы и участвовать в Литургии помогает не поддаваться общей панике и не впадать в уныние, сохраняя столь необходимые внутреннее спокойствие и трезвомыслие.

Источники:

Эпидемии холеры в Москве: как боролись и что делала Церковь? https://foma.ru/

Митрополит Лука о коронавирусе: Во время эпидемий люди устремлялись в храм. https://spzh.news /ru/

Протоиерей Александр Бондаренко: «Несмотря на коронавирус, Пасху будем праздновать всем миром». tsargrad.tv›

Илия II: У меня было видение — человек победит коронавирус. https://sputnik-georgia/

О скорбях. Из наследия Оптинских старцев. https://pravoslavie.ru/

Игумен Никон (Воробьёв) «О скорбях: страданиях и болезнях». http://истина.net/

Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви

Александр Соколовский

По материалам сайта Борисовской епархии borisoveparhia.by

Фото: http://borisoveparhia.by/novosti-eparhii/proslavim-boga.html