На девятый день от Пасхи Христовой установлен Церковью праздник для всех усопших людей. Этот праздник призывает нас радоваться тому, что наши близкие хоть и умерли для земной жизни, но все же являются живыми для вечной жизни, ибо Господь, победивший Своею смертию смерть, даровал всем нам Живот Вечный!
В этот день вновь начинают служить Панихиды, так как их не служили после Лазаревой субботы. После вечернего богослужения или после Литургии, совершают полную Панихиду, в которую включают и пасхальные песнопения. Верующие идут в Храм, подают записки к поминовению на Литургии и на Панихиде, а потом идут на кладбище, чтобы помолиться об усопших.
Панихида и полная Литургия по усопшим совершается во вторник Фоминой седмицы, в них включены и радостные пасхальные песнопения. Поминовение усопших в этот день совершается также и на кладбищах, куда верующие вместе с молитвой приносят покойным близким и всем православным христианам радостную весть о светлом Воскресении Христовом из мертвых!
Придя на кладбище, можно зажечь свечу и помолиться. Также можно прочитать Акафист об упокоении усопших, а для усиленного молитвенного поминовения, то есть совершения Литии, можно пригласить священника. Затем следует прибрать могилу или просто помолчать, вспомнив покойного.
Не нужно есть или пить на кладбище, тем более не стоит употреблять алкогольные напитки. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба или какую-то снедь «для усопшего» перед его фотографией – от язычества, он возник в советские времена; в христианском же обычае в этот день следует накормить голодных и подать щедрую милостыню неимущим.
По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Само его название привилось от общеславянского языческого весеннего праздника с поминовением умерших, называвшегося Навьим днем, Могилками, Радаваницами или Тризнами.
Этимологически слово “радоница” восходит к словам “род” и “радость”, причем особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников, сразу после Светлой пасхальной недели, что обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти своих близких, а наоборот, радоваться их рождению в жизнь Вечную.
Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших.
Именно на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах усопших, куда приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства, где совершается поминальная трапеза и часть приготовленного отдается нищей братии на помин души.
Это реальное, живое, бытовое общение с усопшими отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который “не есть Бог мертвых, но живых” (Мф 22, 32).
Распространившийся в настоящее время обычай посещать кладбища в самый день Пасхи противоречит древнейшим установлениям Церкви. Вплоть до девятого дня после Пасхи поминовение усопших никогда не совершается. Если человек умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину. Пасха – это время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью!