О практике проведения огласительных бесед перед крещением и о том, почему вручить Евангелие на первой встрече – ошибка, рассказывает священник Максим Бурдин, клирик Успенского кафедрального собора (Астрахань).
Когда я учился в семинарии, вообще не задумывался об оглашении: этот момент совершенно не был учтен в обучающей программе. Уже позднее, когда семинарское образование претерпело перемены, появились такие дисциплины, как христианская этика и аскетика, где обстоятельно стали говорить, в том числе, и о катехизации.
Во время обучения я как-то спросил священника со старшего курса, почему он не отправится служить на приход? Все студенты семинарии и академии в священной степени, так или иначе, стараются оказаться пусть и временно, но в штате какого-либо храма. На что тот ответил: «Меня заставят крестить». Признаться, в ту минуту я даже не задумался над серьезностью этой фразы и быстро выкинул ее из головы.
Вспомнил я ее лишь, когда сам был назначен в штат прихода и столкнулся с печальной действительностью в крестильной. Тогда, шесть лет назад, в нашем храме не велось какой-либо огласительной работы и мы крестили попросту всех подряд. Разумеется, до разумных пределов. Предварительная беседа была лишь перед служением Таинства венчания.
Оглашение – дело неторопливое
В таком деле как оглашение обязательно должна быть постепенность. Первым делом настоятель благословил меня проводить несколько бесед со взрослыми. Признаюсь, я на него немного давил с введением катехизации перед крещением детей и сейчас от этого мне немного неловко. Я искренне благодарен Богу, что введение катехизации не встретило какого-либо сопротивления клириков и причта храма. Увы, но в наши дни бывают и противники оглашения. Как оказалось, всему свое время – появление оглашения на приходе не должно быть навязано сверху, но стать логичным следствием выросшей культуры прихода, на мой взгляд. Так что я радовался, когда Архиерейский Собор принял постановление: катехизации быть обязательно.
Затем, когда я со временем увидел, что многие просят совершить крещение отдельно или просят служить лично меня, я решил воспользоваться ситуацией по принципу «мое поле – мои правила». Соглашался, но говорил, что сначала мне следует обязательно встретиться с крестными и родителями. Приходилось встречать самую разную реакцию, но риск, как оказалось, был оправдан. Так начался поиск метода катехизации опытным путем, и постепенно стала складываться приходская практика.
Не катехизация, а проповедь
Как дела обстоят сегодня? Если речь о крещении младенцев – это одна встреча для родителей и крестных. Такой формат трудно назвать катехизацией. На мой взгляд, это просто проповедь на тему крещения. Ожидать каких-либо обильных плодов от таких встреч несколько наивно. Тем не менее, ситуацией надо пользоваться и выжимать из нее максимум.
Какой? Задать правильные мотивы к Таинству, озвучить критерии выбора крестных и аспекты их служения, передать Символ для подготовки к чтению во время Таинства и дать наставление о значимости евхаристической жизни. Последнее предложение еще раз доказывает несостоятельность практики с одной беседой. Но переходить на иной формат мне сейчас кажется спешным.
Как я уже говорил, в оглашении должен быть принцип педагогической постепенности. Надо вводить людей в веру так, чтобы они почувствовали себя частью творения, частью истории грехопадения, частью истории искупления. Именно поэтому крещение взрослых в нашем соборе случается только после цикла предварительных бесед. Прямым следствием стали перемены в крестильной – появилась погружательная купель и заграждения для переодевания.
В период многодневных постов мы набираем группу всех желающих и постепенно рассматриваем основные моменты нашей веры. В дни вне поста занятия с желающими креститься проводятся индивидуально. Последнее время я часто стал прибегать к методике, которую нашел научным путем в традициях оглашения до начала IV века.
Вручить Евангелие на третьей встрече
Катехизация не является лишь передачей знания о вере. Христоцентричность позволяет предкрещальному наставлению быть на три головы выше любой церковной педагогики. Полагание Бога в центр всего процесса выгодно выделяет оглашение на фоне, например, курса Основ православной культуры.
Во-первых, необходимо выяснить подлинные мотивы пришедших креститься. Затем следует разговор о творении мира и нашем месте в этом процессе. Признаться, на этой беседе я много раз проваливался, уходил ни с чем. И только на шестой год катехизации удалось аккумулировать какой-то опыт. Любой разговор о творении – это разговор в контексте Откровения, независимо от позиции научной или религиозной.
На начальном этапе обязательно бывает экскурсия по Успенскому собору и Астраханскому кремлю. Трехсотлетняя история храма – отличное подспорье для приобщения нового человека к жизни общины.
В ходе оглашения непременно прочитываются фрагменты пророческих писаний и избранные псалмы, которые становятся основой для личной молитвы слушающего. Молитве частной и церковной посвящается отдельная встреча. Евангелие, на мой взгляд, следует вручать лишь на третьей или четвертой встрече. И только затем оглашенному преподается Символ веры. С высоты небольшого опыта понимаю, что совершил довольно много ошибок, вручив Евангелие и Символ в начале огласительного пути.
Подготовительные молитвы прочитываются за две-три недели до крещения и после исповеди. Постоянные прихожане храма знают, что в день Рождественского сочельника или Великой Субботы обязательно будет крещение. Во время Литургии новокрещеные вместе со всеми причащаются. Однажды, когда я такое крещение совершил, ко мне подошла наша постоянная прихожанка и сказала: «Я жалею, что меня так не крестили». И вот после этого случая я спешить куда-либо совершенно перестал.
Предкрещальное наставление почти трехсот взрослых за шесть лет было поиском метода. И я думаю, что сейчас я тоже не остановился в этом поиске – универсальности здесь быть попросту не может.
«Спасибо, что предупредил»
На мой взгляд, для родителей и крестных младенцев нужно хотя бы четыре встречи. Формат катехизации с одной беседой перед крещением младенцев не нахожу эффективным. Однако стараюсь пользоваться любой возможностью, чтобы хоть о чем-то сказать людям. Ситуации бывают разные.
Как-то раз женщина вовсе швырнула мне в лицо стопкой с буклетами о Символе веры: «Вы что за секту здесь устроили, что вы тут учинили, какое Причастие, никакого Символа веры вы от меня не дождетесь!» И, хлопнув дверью, ушла из аудитории. Мужчина, который должен был стать крестным для ее сына, стал собирать эти листки со словами: «Слушай, спасибо, что хоть предупредил об ответственности и о моих обязанностях».
Но искренне утешает, что количество комичных историй в ходе оглашения значительно превышает печальные опыты.
Дайте книги!
Есть еще одна серьезная проблема, и я столкнулся с ней лицом к лицу. Нет специальной литературы, только разрозненный список статей, из которых нужно сложить цельную картинку. Очень хорошо катехизация изучена в зарубежной науке, в русском сегменте можно найти лишь несколько серьезных работ.
По материалам сайта Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви pravobraz.ru