1 декабря 2022 года под председательством Высокопреосвященнейшего Митрополита Минского и Заславского Вениамина, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, состоялась Республиканская научно-практическая конференция «Состояние и перспективы развития духовного образования в Республике Беларусь». Организаторами конференции выступили Синодальный отдел религиозного образования и катехизации Белорусской Православной Церкви, Минская духовная академия, Минская духовная семинария, Институт теологии БГУ, Минское духовное училище. В конференции прияли участие более 60 руководителей, преподавателей и студентов высших и средних духовных учебных заведений Республики Беларусь и Российской Федерации, сотрудники Синодального отдела религиозного образования и катехизации, представитель Республиканского института высшей школы.
Участники конференции:
отмечают важную роль духовного образования в становлении и развитии Белорусской Православной Церкви на современном этапе, её духовном обогащении и выражают надежду на плодотворную работу учащих и учащихся по поиску пути адаптации духовной школы к современным условиям, сохраняя при этом ее миссию, памятуя, что мир меняется, но «Иисус Христос вчера, и сегодня, и во веки Тот же» (Евр. 13:8);
признают важную роль расширения практики сотрудничества духовных и светских учебных заведений, учреждений культуры, науки, образования, социальной сферы с учебными заведениями Белорусской Православной Церкви;
считают исключительно важным развитие взаимодействия Церкви со светским обществом и государством в образовательной сфере, объединение усилий высших и средних духовных учреждений образования для решения вопросов, связанных с организацией и совершенствованием учебно-воспитательного процесса, разработкой программ согласованных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление единства общества.
Заслушав доклады и выступления, проведя обсуждения актуальных вопросов в ходе круглых столов, участники конференции, рекомендуют
руководителям духовных учебных заведений приоритетное внимание при организации образовательного процесса:
– обратить на духовное и нравственное воспитание обучающихся, на укрепление их веры. Необходимо не просто предоставить студенту возможность усваивать информацию и отвлеченный теоретический материал, но помочь ему стать христианином не по названию только, но и по существу, сформировать сознательное и ответственное участие в Церковных Таинствах и в богослужении. Прежде всего нужно научить исполнению евангельских заповедей, основам правильной молитвы, деятельному и живому изучению творений святых отцов.
– провести мероприятия, направленные на совершенствование системы профориентационной работы и отбора абитуриентов в духовные школы Белорусской Православной Церкви;
– рассмотреть возможность введения психологической службы в духовных школах с целью совместного с институтом духовников составления индивидуального психологического портрета поступающих в духовные учебные заведения и на протяжении всего процесса обучения регулирования процесса индивидуального развития и совершенствования каждого студента;
– рассмотреть вопрос о введении в духовных учебных заведениях института тьюторства для студентов по примеру Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Сретенской духовной академии;
– расширять практику участия, в том числе в дистанционном формате, в работе Богословского клуба «Эйдос», действующего при Государственном учреждении образования «Институт теологии имени святых Мефодия и Кирилла» Белорусского государственного университета. На встречах этого клуба поднимаются важные и современные темы для христианской молодежи;
– рассмотреть вопрос об актуальности открытия новых направлений подготовки, отвечающих запросам времени (церковное искусство и др.);
– разработать единую систему повышения квалификации для преподавателей духовных школ с привлечением активных священников, духовников и лекторов, в т.ч. из духовных учебных заведений Российской Федерации;
– развивать практику проведения обучающих семинаров для воспитательского состава духовных школ по работе с молодежью, в том числе по психологии и конфликтологии, разработки и реализации совместных проектов по воспитательской работе среди высших духовных учебных заведений;
– активизировать общение между педагогическими коллективами духовных школ и студенчеством.
Минской духовной академии совместно с Синодальным отделом религиозного образования и катехизации разработать тематику сочинений, курсовых и дипломных работ для учащихся духовных учебных заведений;
Средним специальным духовным учреждениям наладить сотрудничество с Республиканским институтом профессионального образования и светскими учебными заведениями для обмена методическими разработками, особенно в плане электронных ресурсов, а также координации взаимодействия в рамках культурных программ.
Поддержать предложение об ежегодном проведении Республиканской научно-практической конференции «Состояние и перспективы развития духовного образования в Республике Беларусь».
Минск 14 декабря 2022 года
oroik.by