Опыт работы Стариковой Ольги Михайловны, учителя русского языка и литературы ГУО «Средняя школа №1 г. Дятлово», ставшей в 2019 году победителем Республиканского конкурса «За нравственный подвиг учителя» в номинации «Лучшая инновационная разработка года».
В 2017 году Ольга Михайловна создала сетевой проект «Святая Русь», посвящённый новомученикам и исповедникам, пострадавшим за веру в XX веке. «Что мы знаем об этих людях? Кем они были, как они жили, что помогло им не сломиться под тяжестью гонений? – говорит Ольга Михайловна. – Знаем мало. Или почти ничего. Чаще всего в таких случаях вспоминают Императора Николая II и его семью, Великую княгиню Елизавету Федоровну, Патриарха Московского Тихона, митрополита Киевского Владимира, митрополита Петроградского Вениамина, митрополита Крутицкого Петра. Но если обратиться к епархиальным документам, поговорить со священниками местных храмов, то можно узнать о том, что к лику мучеников и исповедников ХХ века причислены и многие простые священники, монашествующие, прихожане многочисленных храмов…»
На странице в социальной сети у Ольги Михайловны Стариковой в качестве жизненного кредо — строка В. Высоцкого: «Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал». И эти слова как нельзя лучше характеризуют её отношение к своему делу. Учительский труд, пожалуй, самый тяжёлый из умственных профессий. Знаю это, потому что мама учитель, и сама всю жизнь мечтала им стать, но в школе проработала совсем недолго. С тех пор уважаю учителей ещё больше. Каждое интервью с ними даётся мне очень тяжело, потому что представляю, сколько бессонных ночей, сколько безвозмездного труда, здоровья, нервов и преодоления себя за этим стоит. Это поприще, идя на которое, не приходится рассчитывать ни на благодарность, ни на денежную компенсацию. Наоборот, приходится долго работать вопреки. Но приходит момент, когда ты видишь, что есть люди, для которых через твои уроки открылось что-то такое, что сыграет потом роль сказочного клубка или путеводной звезды. И тогда понимаешь, что всё было не зря, что «стоило жить, и работать стоило». Мне хочется писать об учителях-энтузиастах, чтобы об их работе узнало больше людей – родителей, учеников, коллег. И может быть, через прочтение этих статей их опыт станет ещё для кого-то путеводным.
В рамках сетевого проекта «Святая Русь» школьники из Беларуси и России, посещающие факультативы «Основы православной культуры. Святыни белорусского народа» и «Основы религиозных культур и светской этики», а также воспитанники воскресных школ, открывают святыни своей малой родины. Пострадавших за веру после 1917 года было так много, что каждый обязательно найдёт среди них жителей своего города, района или области.
Проект «Святая Русь» рассчитан, в соответствии с программой факультативного курса «Основы православной культуры. Святыни белорусского народа», на учеников 4-6 классов и предполагает работу в команде. Деятельность учащихся направляет педагог-координатор. Работа в проекте разбита на 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный.
На первом этапе участники регистрируются на сетевом ресурсе, создают визитку команды и знакомятся с планом работы. С содержанием проекта могут ознакомиться и родители: для них есть подробное описание. К слову, неравнодушные к теме мамы и папы также могут присоединиться к исследованию.
Основной этап состоит из трёх частей: теоретической, исследовательской и презентационной. На этапе «Святые земли русской» командам предлагается ответить на вопросы викторины «Великие русские святые», собрать информацию о святых мучениках и исповедниках 20 века в своих регионах, городах и селах и оформить слайд в совместной презентации «Святые мученики и исповедники 20 века».
Учащиеся знакомятся с ликами святости: узнают, чем преподобные святые отличаются от праведных или блаженных, почему одни мученики, а другие великомученики, кого причисляют к равноапостольным, а кого к чудотворцам и т. д. Затем с помощью специального сервиса наиболее быстрым и активным командам предстоит создать свою ментальную карту «Виды святости».
Затем учащиеся самостоятельно изучают историю жизни местночтимого подвижника, посещают значимые для него места, храмы. По итогам экскурсии команды создают презентацию, которую публикуют в специальном разделе.
Так о жизни святого, которому ребята посвятили своё исследование, становится известно и другим участникам проекта.
Во второй части командам предстоит найти ответ на вопрос «Прославлены и забыты?». С этой целью школьники проводят небольшой социологический опрос, анализируют ответы и результатами делятся на страничке команды.
В качестве задания для всё успевающих ребят и закрепления проделанной работы предлагается работа над синквейном о новомучениках. (Синквейн — это нерифмованное стихотворение из 5 строк (см. на фото). В данном случае речь идёт о дидактическом синквейне, позволяющем логически выстроить и запомнить основную информацию. Первая строка – это тема, выраженная существительным. Вторая – два характеризующих определения, третья – три глагола или деепричастия. В четвёртой строке даётся фраза из 4 слов, отражающих отношение к теме. Заключительная пятая строка содержит лишь одно слово, которым выражена суть темы — прим. Р.). Написанные синквейны команды размещают на онлайн-доске.
В презентационной части «Знать, чтобы помнить» основного этапа команды наносят на гугл-карту места, связанные с жизнью и подвигом святого: где он родился; где служил; отмечают храмы, в которых находятся его иконы. Затем команды проводят конференцию на тему «Зачем надо знать и помнить о новомучениках и исповедниках 20 века?» в своём классе, школе или воскресной школе.
Каждый член команды лично отвечает на вопрос, который дал название конференции, публикует свой вывод и заполняет анкету.
Заключительный этап полностью посвящён рефлексии: участники делятся опытом, приобретённым за время участия в проекте, размышляют о том новом, что они узнали за это время и пишут заключительное эссе.
Проект рассчитан на 6-8 недель, и для каждого этапа определены свои временные рамки.
К сожалению, не у всех хватает терпения пройти этот путь до конца. Из 26 зарегистрировавшихся команд к работе приступили 11, а дошли до конца только 4.
И всё же значение проекта переоценить сложно: школьники учатся работать в команде, осваивают новые формы работы, проводят собственное исследование, которое в конечном счёте будет иметь значение для летописи малой родины. Благодаря их работе личность новомученика становится известной большему числу людей, а места, с которыми связана его жизнь, отмечаются на карте и могут быть внесены в туристические и паломнические маршруты.
Для Ольги Михайловны Стариковой «Святая Русь» уже не первый сетевой проект. До этого были «Золотые купола», посвящённые символике православного храма (а ещё в её блоге я обнаружила веб-квесты по краеведению и финансовой грамотности). Педагог отмечает, что, к сожалению, белорусских коллег среди участников таких проектов немного: «Больше учителей из России. Это связано с тем, что результаты исследовательской деятельность, к которой относится и работа на сетевом ресурсе, в РФ заносятся в портфолио учащегося, что может сыграть свою роль при поступлении».
И вместе с тем многих педагогов отталкивает техническая сторона вопроса. И меня она испугала тоже. Дело в том, что сетевой проект отличается от сайта в привычном понимании этого слова: и интерфейсом и организацией материала. Но когда под руководством Ольги Михайловны я прошлась по всем разделам, то всё стало понятно. Сейчас, когда проект завершён, с проделанной детьми работой можно познакомиться на страничках команд, а также в таблице продвижения.
Спросила учителя: «Как Вы решились?» Ответ был такой: «Просто мне всё интересно: и компьютер, и программирование, и новые возможности. А поскольку время сейчас позволяет, то я использую это в своей работе».
Работа над проектом «Святая Русь» закончена, но Ольга Михайловна готова запустить проект снова, чтобы как можно больше детей и педагогов приобщилось к истории жизни и подвигов святых, оберегающих их родную землю.
Справочно: Работа над сетевыми педагогическими проектами в учреждениях образования Гродненской области началась в 2016 году, когда ГГУ имени Янки Купалы запустил международный дистанционный образовательный марафон «Купаловские проекты» (КП), направленный на обучение педагогов технологии создания учебных и внеучебных сетевых проектов. За 4 года участники марафона — педагоги из стран СНГ и дальнего зарубежья — создали более 150 сетевых проектов. Сейчас идет регистрация на очередной учебный курс в «Купаловских проектах». Более подробно можно узнать об этом на сайте ГрГУ.
Анна Галковская
По материалам сайта pro-life.by