Архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий, ректор Минской Духовной семинарии, – о проблемах современной цивилизации и христианства, которые обнажила нынешняя эпидемия.
В интернете усиленно муссируется тема коронавируса. Заболевание становится своеобразной лакмусовой бумажкой не просто физической выживаемости общества, но и нашего духовно-нравственного состояния. Различных инфекций, эпидемий предвидеть или избежать мы не можем, ибо все в руках Божиих. Но нынешняя эпидемия обнажила противоречия и скрытые проблемы нашей цивилизации, а также состояние христианства, показала, какова наша вера. Об этом мы и беседуем с архиепископом Новогрудским и Слонимским Гурием, ректором Минской Духовной семинарии.
— Коронавирус — не первая эпидемия, Владыко, с которой столкнулось человечество, их было множество во все времена. Как раньше христиане переживали эпидемии и моры?
— Переживали достойно, с верой и упованием на Бога и Его Святой Промысл. Святитель Григорий Великий, или как еще его называют Григорий Двоеслов, когда в 590 году в Италии разразилась страшная эпидемия чумы, всех призвал к покаянию. «Пусть каждый из нас ищет защиты в покаянном плаче, пока есть время плакать», — говорил он, обращаясь к народу.
В проповеди для жителей Рима Святитель объявил трехдневный пост. А на четвертый день возглавил молебен и покаянную процессию по охваченному мором городу, которая собрала множество людей всех сословий.
Как гласит предание, когда Крестный ход проходил мимо мавзолея императора Адриана (сейчас это замок Святого Ангела близ Ватикана), произошло чудо: над его куполом появился Архангел Михаил, который вложил в ножны свой пылающий меч, тем самым показывая, что моления римлян услышаны на Небесах. И чума прекратилась.
Образ Архангела, вкладывающего меч в ножны, и ныне венчает купол замка — отсюда и его название. Это вечное напоминание верующим и о грозных последствиях отступления от Бога, и о том, что покаяние призывает Божие милосердие.
Священномученик Киприан Карфагенский отмечал, что эпидемия, как и любая экстремальная ситуация, помогает людям увидеть самих себя без прикрас — во всех своих страхах, немощах и грехах. Конечно, если человек не отказывается смотреть.
Святой епископ считал, что такие времена — это напоминание христианам о том, что Бог даровал нам жизнь вечную, а не одни лишь заботы житейские. «Нечем хвалиться, когда нет опасности. Истина выходит наружу во время столкновения с бедами», — учил он.
— Тогда в период эпидемии прекратили службы все языческие культы, но христиане служили. Почему же сейчас, Ваше Высокопреосвященство, мы так всполошились?
— Господь этой коронавирусной эпидемией обнажил наши немощи духовные. К сожалению, мы все, как оказалось, больше озаботились телесным, нежели духовным. Как будто без воли Божией, Его Промысла что- то может произойти. Господь сказал нам в Евангелии, что у нас же и волосы на голове все сочтены (Мф. 10, 30). Однако мы усомнились в словах Спасителя, забыли, что главное для христианина — духовная жизнь.
Если мы грешим и не каемся, диавол незаметно начинает руководить нами. Как учит преподобный Паисий Святогорец, с каждым грехом мы уступаем диаволу права, открывая ему дверь в свою душу.
Христиане во все времена от мала до велика спешили в храмы Божии при случавшихся болезнях и бедствиях, молили Бога о прощении грехов и призывали Его милость. Мы же испугались и, поддавшись страху, стали спасать свое бренное тело, пренебрегая душой.
И справедливым упреком всем христианам прозвучали слова Президента Беларуси А. Г. Лукашенко: «Как только наступил этот психоз, все рванули не в храм, а от храма. Нехорошо… Люди не думают, как помочь друг другу, в лучшем случае думают, как в нору какую-то зашиться, отгородиться. Говорим, что вместе легче преодолеть, а действуем наоборот».
Что можно добавить к этим словам? Что христианами называем себя, но ведем себя не по-христиански. Храм — это Дом Божий. Здесь Силы Небесные невидимо служат. Здесь благодать Святого Духа, чудотворные святыни. Мы же во время опасности понадеялись лишь на антисептик, повязки, а некоторые священнослужители даже стали лжицы на Святом Причастии в спирт обмакивать. Такого вот точно история христианства не знала. Через коронавирус Господь показал наше маловерие и малодушие. Кстати, работают рынки и супермаркеты, но заразиться почему-то можно только в церкви.
— Многие, Ваше Высокопреосвященство, спрашивают, почему болеют и даже, бывает, умирают от коронавируса священнослужители? Люди начинают паниковать, боясь заболеть.
— Такое ощущение, что некоторые только во время эпидемии узнали, что, оказывается, жизнь не вечна и можно умереть. Кому и когда предстать на Суд Божий — это не нам решать. Во время же эпидемии Господь не разбирает ни должности, ни саны.
Ни в коем случае нельзя в души допускать страх — он лишает возможности действовать разумно. Провокационные вбросы в интернете про коронавирус, как по команде, заполонили российский сегмент Сети, хотя эксперты уверены, что вся истерия вокруг пандемии — не более, чем хорошо организованная паника, и нагнетается она искусственно.
Кому-то понадобилось очень сильно напугать человечество. То ли политикам это надо, то ли каким-то серым кардиналам от экономики и финансов. Зачем — узнаем позднее.
Бояться нам нужно не коронавируса, а только греха и Суда Божия — не избежит его никто. Вот такой страх спасителен. Ибо, как говорит святой Киприан Карфагенский, «страх настоящей смертности воспламеняет равнодушных, обуздывает развратных, пробуждает беспечных; отступников побуждает к обращению, язычников располагает к вере, верующих призывает к покою; является новое и многочисленное воинство, одушевленное мужеством».
Сегодня насаждение безнравственности и духовного беззакония приближает последние времена огромными темпами, и признаки того налицо. Их указал нам в Новом Завете Господь: «…восстанет народ на народ, и царство на царство; будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба» (Лк. 21, 10—11). Нам все думается, что это о далеком будущем говорится, но оно уже стало настоящим.
Если, к примеру, мы перестанем соблюдать законы физики, то последует реакция разрушения материальных объектов или здоровья человека. Аналогичная ситуация возникает и в духовной сфере. Разгул вседозволенности и попрание Божиих законов неизбежно ведут человечество в пропасть.
— Но, Владыко, многих людей все больше привлекает тьма, ведь свет слепит глаза и совесть.
— Духовная тьма — это не только отсутствие света, это агрессивная стихия, захватывающая человека, покрывая мраком преисподней. Сегодня, прикрываясь разговорами о конституционном праве и свободе совести, колдуны и откровенные сатанисты имеют возможность свободно исповедовать свою «религию». От проповедей и агитации они перешли к открытым действиям — и все, казалось бы, под личиной добра. Это и парады содомитов, и распространяющаяся ужасающими темпами педофилия.
Все больше западных стран разрешают менять пол детям: девочки легко превращаются в мальчиков и наоборот. Самые «либеральные» правила действуют в США. Гормональная терапия там доступна детям уже с 8 лет, а хирургически сменить пол можно в15. Также с 8 лет разрешена гормональная терапия в Норвегии.
В Швеции, Великобритании и Дании гормональная терапия разрешена с 15 лет, а сделать операцию по смене пола можно в 18.
Демонические силы под лозунгами «свободы» (только вот свободы от чего?) стремятся уничтожить остатки красоты в человеке — творении Божием. Разнузданная пропаганда разврата ведет к уничтожению или извращению христианской веры, прежде всего Православия.
Разврат, который открыто пропагандируется, — это орудие борьбы с Церковью. Ведь когда душа поражена развратом, она становится слепой и глухой к духовным импульсам. Христианин должен показать своей жизнью пример чистоты и целомудрия. Поэтому каждому следует бороться с грехом, начав с собственного сердца, стараясь стяжать благодать, которая все более покидает землю, и оставаться христианином.
— Как и раньше, некоторые, особенно рьяные ученые пытаются изменить образ Божий в человеке: сегодня ведутся опасные манипуляции с генами, создаются химеры. К чему это, Владыко, может привести?
— Есть такой тип ученых, которые любят преодолевать запреты, считая религиозную мораль помехой для развития науки. Сегодня одна из их любимых игрушек — человеческая ДНК. Деятели науки хотят выращивать животных с человеческими органами, такими, чтобы их можно было пересаживать людям.
Они не сидят сложа руки — конкурируют друг с другом, получая разрешение на свои «эксперименты». Так, в Китае недавно скрестили свинью с обезьяной, опыт удался, можно двигаться дальше. А еще в этой стране были выведены генетически совместимые с человеком свиньи, чьи органы можно пересаживать в человеческий организм.
Выращивание химер еще в 2016 году узаконено в Великобритании — Палата общин британского парламента одобрила создание «химерных» эмбрионов в качестве источника стволовых клеток, прописали даже правила скрещивания людей и животных, опять же объяснив это желанием ликвидировать дефицит человеческих донорских органов.
Только вот будет ли Господь побужден нашими технологическими действиями к Своему творческому акту?
После того как Бог сотворил небо, землю, весь растительный и животный мир, Он создал Свое высшее творение — человека. В каждом из нас есть искра Божества, образ Божий, бессмертное начало, дыхание жизни, которое Господь вдохнул в человека при творении. А генетическая «селекция» человеческого рода уже сама по себе рождает серьезные нравственные проблемы, предполагая некое механическое отношение к природе человеческой личности.
Все новомодные технологии сегодня подразумевают исключительно коммерческое внедрение — золотой телец требует безусловного себе поклонения.
Но, как известно, Бог поругаем не бывает. Вот и пожинаем пока еще предупреждения Спасителя в виде того же коронавируса. Дай Бог каждому прийти к покаянию и усилить молитвы. Молитва — громоотвод, отводящий от нас гнев Божий.
В это время особого испытания повернемся к Нему — Источнику Жизни. И тогда Господь даст силы преодолеть всякие беды и напасти.
— Спаси, Господи, Владыко, за содержательную беседу.
С архиепископом Новогрудским и Слонимским Гурием беседовал протоиерей Вадим Кузьмич, г. Новогрудок. 29.04.2020.
По материалам сайта Гродненской епархии eparhia.by