Священник Андрей Чиженко, настоятель прихода храма в честь мученика Иоанна Воина г. Николаева, – об обетах, даваемых при Крещении.
После того как человек отрекся от сатаны либо за себя, либо за крещаемого ребенка, он поворачивается на восток, где в храме находится Святое святых – алтарь и престол Божий, на котором восседает и невидимо пребывает Всевышний. Теперь, когда сатана со своим темным воинством отступил от человека, последний, очищенный и готовый, должен соединиться с Господом нашим Иисусом Христом. По своей доброй воле человек впускает в себя Бога. Повернувшись на восток, человек или восприемники с ребенком стоят уже «доле руце имуща», т. е. опустив руки вниз. Почему? Потому что этот жест обозначает то, что крещаемый добровольно предает себя в волю Божию. Это символ покорности Богу. В Настольной книге священнослужителя вот как об этом замечательно написано: «‟… доле руце имуща…”, – этот жест означает, что мятеж против Бога, возбужденный в душе человека кознями врага, утих и сменяется покорностью, послушанием и согласием».
Отсюда мы видим, что именно с этих добродетелей начинается путь ко Христу. С покорности, послушания, согласия. Со смирения, наконец. Повернувшись на восток, человек выигрывает силой Божьей и своим усилием битву с диаволом, со злом. Теперь он, примиренный и успокоенный, должен далее идти по пути восхождения в Царствие Небесное, по пути восхождения в рай, все более и более соединяясь с Богом…
Христианин уподобляется воину – воину Христову, поэтому дальнейшие клятвы сродни воинской присяге. Троекратно священник спрашивает у новокрещаемого: «Сочетаваеши ли ся Христу?» (с церковнославянского языка «Соединяешься ли Христу?»). Троекратно новопросвещаемый или восприемники отвечают: «Сочетаваюся» (соединяюсь). Это спрашивается и отвечается в настоящем времени.
Это живой процесс. В данный момент новопросвещаемому предлагается переменить свою жизнь и выбрать Бога и в настоящем времени, здесь и сейчас, и навечно он должен выбрать Христа. Если это происходит, то следующие три вопроса священник задает уже в прошедшем времени: «Сочетался ли еси Христу?». И новопросвещаемый либо восприемники отвечают: «Сочетахся», т. е. «Да, действительно я сочетался со Христом».
В качестве подтверждения священник спрашивает у них: «И веруеши ли Ему?». Вопрошаемые отвечают: «Верую Ему, яко Царю и Богу». Т. е. это является фактическим исповеданием первой заповеди, данной святому пророку Моисею на горе Синай: «Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня». Крещаемый исповедует, что Христос есть Бог и Царь для всего мира, и для него в частности.
В настольной книге священнослужителя так говорится об этом: «Это решение и клятва принимаются раз и навсегда, они не подлежат пересмотру или переоценке в зависимости от обстоятельств, ибо, по словам Господа нашего Иисуса Христа, ‟никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия” (Лк. 9:62). Это выражается в формах глагола: ‟сочетаваюся” – настоящее время, несовершенный вид и – ‟сочетахся” – прошедшее время, совершенный вид.
Это решение христиане и называют верой. Слово это имеет более глубокое значение, нежели просто согласие разума с набором канонических правил и исполнение предписанных обрядов. Прежде всего – это доверие, безусловное подчинение, полная отдача себя воле Того, за Кем должно следовать, что бы ни случилось и как бы трудно ни было нести Его бремя. ‟Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко”, – заповедал нам Спаситель наш (Мф. 11:30)».
После этого крещаемый или исповедники читают «Символ веры». Потому что важно не только верить в Бога, но и верить правильно. Чтением «Символа веры» и выясняется правильная вера крещаемого, его православие.
В идеале в требнике клятвы и «Символ веры» произносятся трижды, конечно, во славу Святой Троицы.
После этого вновь троекратно священник вопрошает: «Сочетался ли еси Христу?». Крещаемый отвечает: «Сочетахся».
Тогда священник требует последнего завершительного акта исповедания веры, заключенного в поклонении истинному Богу. Он говорит: «И поклонися Ему». В этом есть что-то от воинского приказа.
И тогда новопросвещаемый накладывает на себя крестное знамение, поклоняется Богу и произносит: «Покланяюся Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней», тем самым выказывая свою готовность служить Святой Троице и признавать истинного Бога Отца и Сына и Святого Духа.
В этом всецелом предавании себя в волю Божию есть нечто удивительное. Вот как об этом пишется в Настольной книге священнослужителя: «Исповедовать Христа как Царя означает, что Царство, которое Он нам открыл и явил, находится не в далеком будущем, ‟по ту сторону” нашей жизни. Мы принадлежим Его Царству здесь и сейчас и должны служить прежде всего Ему. В свете этого Царства ни одна наша земная привязанность не является абсолютной, ничто и никто не может претендовать на наше полное подчинение, быть нашим ‟господином”, ‟ибо я уверен, – говорит апостол Павел, – что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем” (Рим. 8:38, 39)».
Далее священник благодарит Бога за то, что человек новопросвещаемый готов к такому самопожертвованию – предать себя в отеческую десницу Христа. И священнослужитель призывает благодать Божию, чтобы всемилостивый Господь сподобил это творение Божие Таинства Святого Крещения.
Этим заканчиваются молитвы об оглашенных и начинается непосредственно само Таинство Крещения.
Вот на какую высоту ответственности нас призывает Господь. И чины, связанные с Таинством Крещения, – это словно восхождение все вверх и вверх, в обители Небесные. И мы, раз и навсегда, в Таинстве Крещения, предав себя Богу, клятвенно пообещав служить Ему, неужели в своей дальнейшей жизни повернемся к Нему спиной? Неужели будем спускаться с такой святой высоты? Нет. Но продолжим это восхождение! Потому что Таинство Крещения не конец, но начало, первый шаг этой спасительной, таинственной и блаженной дороги в Небо – дороги домой, к утраченному раю.
По материалам сайта pravlife.org