27 апреля 2020 года, в понедельник 2-й седмицы по Пасхе, епископ Полоцкий и Глубокский Игнатий возглавил Божественную литургию в приходе храма Воскресения Христова города Дисны.
Архипастырю сослужили: секретарь Полоцкой епархии протоиерей Александр Петлицкий и клирики Полоцкой епархии.
Богослужебные песнопения исполнил хор прихода храма святого Архангела Михаила города Новополоцка под управлением Жанны Тарасевич.
В храме молилась настоятельница Спасо-Евфросиниевского ставропигиального женского монастыря игумения Евдокия с послушницами.
Проповедь по запричастном стихе произнес руководитель отдела Полоцкой епархии по канонизации святых протоиерей Николай Войтов:
— Дорогие братья и сестры! Сегодня мы с вами являемся свидетелями очень важного события для всей Полоцкой епархии: перенесения святых мощей священномученика Константина Жданова, пресвитера Шарковщинского, из небольшого, но очень красивого города Дисна в самый древний город Беларуси — Полоцк. Давайте, родные мои, поразмышляем над значимостью происходящего. В этом году мы вспоминаем две памятные даты: 145-летие со дня рождения Константина Жданова (22 марта 1875 года), и 120-летие рукоположения его, 25-летнего диакона, во священники, которое состоялось 30 апреля 1900 года в Ковенском Петро-Павловском соборе. Назначенный епископом Михаилом Ковенским (Ермаковым), викарием Литовской епархии, на место умершего отца, иерей Константин стал настоятелем Свято-Успенского храма в местечке Старо-Шарковщина, то есть на малой родине. Пастырское служение отца Константина проходило в самые сложные, переломные годы: Первая мировая война, революция 1917 года, установление советской власти. Умерли его родители, а через два года после рождения сына Григория — супруга. В тот момент священнику было всего 29 лет. Несмотря на все испытания, он продолжал служить, призывал верующих во всём полагаться на волю Божию, открывал приюты для детей-сирот, помогал оказавшимся в беде, преподавал в народных училищах. В апреле 1919 года молодого батюшку арестовали. Опасаясь того, что верующие станут на его защиту, большевики направили его в Дисну, где он и принял страдальческий подвиг. Другой священник, также арестованный вместе с иереем Константином, предложил ему бежать, на что священномученик Константин ответил: «Я никому ничего плохого не сделал. Что Бог пошлет, то и буду терпеть». Конвоиры заставили его выкопать себе могилу, после чего бросили туда живым. Отец Константин просил их не совершать грех смертоубийства. Однако в ответ на уговоры его стали бить лопатой: перебили голени, отсекли левую стопу… Потом убийцы спросили священника, имеет ли он последнее желание перед смертью. Отец Константин сказал, что хотел бы помолиться. Ему позволили, после чего оглушили ударом по голове и забросали землей.
Многие годы шарковчане ходатайствовали о канонизации своего пастыря, кроткого и смиренного священника, честные останки которого всё это время находились в Дисне, сохраняя память о его высокой подвижнической жизни и мученической кончине.
Промыслом Божиим иерей Константин стал первым новомучеником XX века, канонизированным в Полоцкой епархии. Отныне честные мощи священномученика Константина будут пребывать в Богоявленском кафедральном соборе города Полоцка. Это важное и волнительное событие для полочан преисполнено радости, для жителей Дисны немного овеяно грустью. Но не стоит печалиться, нужно верить и молиться, чтобы образ батюшки, являющегося светочем веры и кротости, горел в наших сердцах нежным огоньком негаснущей лампады, наставляя на путь истины, правды и любви. Один из трех Вселенских святителей и учителей, Иоанн Златоуст, говорил, что Бог для того и оставляет нам тела святых, чтобы дать надежное прибежище и защиту против зол, отовсюду окружающих нас. Поэтому и призывал Святитель всех в печали, болезни, другом мирском несчастии или в глубине греховной с верою приходить к ним.
Традиция почитания святых мощей зародилась давно. В основе ее – вера христиан в то, что тело человека, после того как разлучится с душой, сохраняет свою святость. Об этом знали еще люди, жившие до Рождества Христова, о чем свидетельствует ветхозаветная Книга Царств. Она повествует о том, как умерший человек воскрес от прикосновения к мощам пророка Елисея (4 Цар. 13:21). В новозаветное время христиане убедились на собственном опыте, что Дух Святой может действовать даже через вещи, принадлежавшие святым людям. Например, книга Деяний апостольских рассказывает о чуде духовного и телесного исцеления: на больных возлагали платки и опоясания апостола Павла, у них прекращались болезни, и из них выходили злые духи (Деян. 19:12). Вся история Церкви преисполнена свидетельств благодатных действий Святого Духа через часто нетленные мощи угодников Божиих. Нетление святых мощей – не только исполнение ветхозаветного пророчества «Не дашь святому Твоему увидеть тление» (Пс. 15:10), но и напоминание о будущем всеобщем воскресении мертвых и вечной жизни. Древние христиане с опасностью для своей жизни собирали останки святых мучеников и благоговейно их хранили. Позже эти мощи полагали в основание церквей. И в наши дни в каждом православном храме Божественная литургия совершается на мученических мощах. На престоле в алтаре хранится антиминс, на который во время Божественной литургии священник ставит сосуды для Причастия.
Антиминс — четырехугольный плат из шелковой или льняной материи с вшитой в него частицей мощей православного угодника. Без антиминса священник не имеет права служить Литургию, совершать таинство Причащения. Благоговейное почитание мощей является основанием для наших молитв к святым, которые всегда могут испросить у прославившего их Бога исполнения наших просьб. Отцы Седьмого Вселенского Собора называли святые мощи спасительными источниками, изливающими благодать на немощных. Мы, часто говоря о мощах, относимся к ним в первую очередь как к предмету для поклонения и забываем, что это — тело святого, молитва которого к Богу быстрее нашей. Мы должны поклоняться мощам как иконе, как образу святого. Когда мы говорим с простым человеком, то можем пожать ему руку, обнять в дружеской беседе. Но беседуем мы не с его телом, а с самим человеком. То же самое и со святым. Мы молимся и целуем его мощи. Кому принадлежат мощи святого? В первую очередь Господу, его сотворившему, во-вторых, ему самому. Святой, его мощи и по земной кончине продолжают служить Богу и Матери-Церкви, находятся в послушании. История Церкви знает много примеров явления святых и их скорой помощи.
Перенесение мощей можно сравнить с переводом священника с одного прихода на другой. Бывает, что служит священник на каком-либо малом приходе. Служит ревностно, честно, по совести и по любви к Богу. И прихожане с годами привязываются к своему пастырю, любят и ценят его.
Но епископ рассуждает иначе. «Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, свети всем в доме» (Мф. 5:14-15). Он видит, что священник своей Евангельской любовью может согреть большее число людей. И выдает указ о переводе на другой приход. Тяжело прихожанам отпускать любимого пастыря. Тяжело священнику расставаться со своей паствой. Но все понимают: так надо, так лучше для Матери-Церкви. Но теплота духовной связи не забывается: и священник будет помнить о своих бывших прихожанах, вспоминать в молитвах. Вот и сейчас утешьтесь, дисненцы, батюшка Константин вас не оставит, возрадуйтесь вместе с полочанами и прославляйте Бога, давшего нам великого молитвенника. Молитесь и подражайте святости жизни священномученика Константина. Преподобный Ефрем Сирин говорил, что и по смерти действуют святые, как живые: исцеляют больных, изгоняют бесов и силой Господа отражают всякое лукавое влияние их мучительского владычества. Ибо святым мощам всегда присуща чудодейственная благодать Святого Духа. Святые мощи угодников Божиих со времен основания Церкви Христовой являются бесценным даром для укрепления нашей веры, стремления жить согласно Божиим Заповедям, совершать дела милосердия.
Нельзя ставить святого впереди Господа. Иногда люди прибегают с просьбой о чуде к мощам святого, а не к Богу. Однако именно Бог является источником света, любви и добра, а святые, подобно незримым нитям, указывают нам путь к Нему.
По окончании богослужения владыка Игнатий и сослужившие ему священнослужители совершили славление священномученику Константину, пресвитеру Шарковщинскому.
Далее состоялся крестный ход вокруг храма с мощами новомученика.
Всем присутствующим Преосвященный владыка вручил иконки с образом священномученика Константина Жданова.
Епископ Полоцкий и Глубокский поблагодарил духовенство и прихожан за общую молитву и обратился к присутствующим:
— Христос воскресе! Сегодня — знаменательное событие в нашей епархии. Мы прославляем священномученика Константина, который прославился подвигом исповедания своей веры. Он не убоялся и принял мученическую смерть, остался нашим ходатаем во все века. И сегодня мы желаем еще большего прославления этому святому. У Бога он прославлен самой большой славой. Перенесение мощей необходимо для того, чтобы мы с вами обращались к нему за помощью и получали ее в молитве. В Богоявленском кафедральном соборе совершается ежедневно молитва. И с этого дня мы будем ежедневно молиться перед мощами мученика Константина, никак не умаляя места его земного пребывания. В Шарковщине, где он построил храм, своими руками укладывал плитку, сделал крыльцо и провел свои годы пастырства, остается частица мощей. Частица мощей остается и в приходе храма Воскресения Христова города Дисны, где он пребывал, сидел в тюрьме, претерпел мученические страдания и был погребен. Везде, где побывал святой Константин, он незримо присутствует. И хотелось бы, дорогие братья и сестры, чтобы мы все видели в перенесении мощей наше общее единение в молитве и наше прославление имени святого. И для того, чтобы он нам помогал, надо совершать ежедневную молитву. Пусть наша Пасхальная радость пребывает с нами всегда.
Спустя некоторое время святые мощи священномученика Константина, пресвитера Шарковщинского, прибыли в город Полоцк.
Множество прихожан пришло поклониться святому подвижнику.
Совершив крестный ход вокруг Богоявленского кафедрального собора, епископ Полоцкий и Глубокский Игнатий возглавил молебен святому.
Его Преосвященству сослужили: секретарь Полоцкой епархии протоиерей Александр Петлицкий и клирики Полоцкой епархии.
Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор под управлением матушки Марии Скобей.
По окончании молебна владыка Игнатий сказал:
— Христос Воскресе! Приветствую всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, с этим величайшим событием в городе Полоцке — перенесением мощей священномученика, отца Константина, пресвитера Шарковщинского. Он совершил немыслимый подвиг по меркам человеческого рассуждения. Этот человек — наш земляк, будучи священником, не убоялся исповедовать Христа и в трудную минуту не отказался от мученического венца.
Святые не нуждаются в нашем прославлении. Это мы нуждаемся в прославлении святых. 11 марта 2020 года на Священном Синоде постановили включить в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской священномученика Константина, пресвитера Шарковщинского. Хочется, чтобы как можно больше людей прониклось подвигом этого святого, ведь он жил не далеко, а рядом с нами. Для этого мы должны с вами совершать как можно чаще молитву святому. В Полоцкой епархии Богоявленский храм — единственный, где ежедневно совершается молитва. И на Епархиальном совете было принято решение перенести мощи из города Дисны в Полоцк. Уровень почитания и его подвиг невозможно предать забвению. Мощи святого Константина обретают сейчас еще большую возможность оказывать благое влияние на преображение многих людей. На перенесение мощей благословил Высокопреосвященнейший митрополит Павел, Патриарший Экзарх всея Беларуси. Об этом также состоялся разговор с владыкой Филаретом. Мы совершаем поклонение святому для того, чтобы прославлять его имя. И чем больше мы его прославим, тем больше он поможет нам. Всем вам, дорогие отцы, братья и сестры, я желаю помощи от этого великого заступника и ходатая нашей земли. Христос Воскресе!
Каждый присутствующий получил из рук владыки Игнатия иконку священномученика Константина Жданова.
По материалам сайта church.by