Сщисп. Лука Крымский писал: «Словом Божиим, этим страшным для врага мечом, можем мы творить чудеса. Слово Божие так бесконечно сильно, так действенно, так глубоко проникает в сердца людей, умеет так потрясать их, что иногда внезапно человек, погрязший во грехах и нечестии, вдруг преображается, пораженный силой Слова Божия».
Библия нам дана как оружие, и как оружием ею необходимо уметь пользоваться, чтобы принести не вред, а пользу себе и ближним. Приведем несколько советов новомучеников, как необходимо читать Слово Божие, чтобы оно было духовным деланием.
Евангелие Богодухновенно. Его читать необходимо молитвенно, то есть пламенея духом. Сщмч. Иоанн Восторгов говорил: «Не при помощи одних естественных средств писали апостолы свои евангелия: они писали в этих евангелиях, что знали, как знали и, главным образом, как внушал им Дух Святый, обильное ниспослание Которого обещал и даровал им их Божественный Учитель». Плотским умом невозможно понять глубин Духа, необходимо, чтобы Бог просветил ум и сердце к пониманию Библии. Чтобы мы менялись.
Сщмч. Григорий Лебедев так об этом писал: «Итак, молись, чтобы покрывало плотяности было снято с твоей души Христом (см. 2 Кор. 3:14), а сам, по завету Апостола, «открытым лицем (души), как в зеркале (Божественного слова), взирая на славу Господню, преображайся в тот же образ (по Господу) от славы в славу, как от Господня Духа» (2 Кор. 3:18).
Слово Божие – часть «всеоружия Божия», о котором говорит апостол Павел (Еф. 6:17). По мысли сщисп. Луки Крымского, есть только один способ быть во всеоружии, оно преобретается: «Верою и молитвою к Господу Иисусу Христу, неустанным упражнением в добродетелях, которые предписаны в его святом законе; непрерывным памятованием об этой защите, стремлением всегда, всегда, изо дня в день сотворить, соблюсти все Его заповеди».
То есть путь изучения Писания – это не просто рациональное дело, это вызов на борьбу, это начало духовной жизни через исполнение прочтенного.
Рациональное постижение основ веры – это только начало пути усвоения духовных истин. Сщмч. Григорий (Лебедев) в своем духовном дневнике размышлял над первыми строками Евангелия от Луки «Рассудилось и мне… по порядку описать тебе…, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен» (Лк. 1:3–4), замечает: «Узнай твердое основание своей веры во Христа. Ведь вера должна быть твоею новою жизнью. Как же ей быть без основания? Как же быть жизни без основания? Благовестие веры преподано в Божественном слове Евангелия. Подклони же свой ум и сердце Господним «глаголам»! И познай, что слушание и чтение Божественного слова – это только начало принятия основания веры. А за ними должно идти усвоение веры. Оно совершается не по обычным законам усвоения человеческих истин…И верующему, чтобы ему открылось основание веры, надо принять «Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога» (1 Кор. 2:12).
Детальней об этом говорит сщмч. Сергей Мечёв в слове «О чтении и разумении Писания». Объясняя слова прп. Марка подвижника, что Писание «читается делами», новомученик говорит: «Христос, когда учил, не давал Своим ученикам и тем, которые за Ним следовали, читать те или иные книги. Он говорил: Приидите ко Мне вси труждающиеся и обременнии… и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим».
Отсюда видим, что Писание усваивается не интелектуально, а по мере исполнения заповедей. Для нас это, пожалуй, самое разительное обличение. Писание – это не просто литература, рассудком не охватывает глубины Слова Божия . «Закон Божий открывается нам по мере того, как мы входим в него своими делами». По мысли святых, простое рассудочно-книжное понимание может привести нас в духовный тупик.
Читать Писание делами – наш святой долг. По мысли сщисп. Луки Крымского, слушать Писание – это слушать Бога: «Слышали вы ныне в Евангельском чтении великие слова Христовы, обращенные к ученикам Его, апостолам святым: «Слушающий вас Меня слушает; и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня, отвергается Пославшего Меня» (Лк. 10, 16). О, как это страшно! Если не слушаем святых апостолов, если не считаем их светильниками своей жизни, то это значит, что отвергаемся и Господа Иисуса Христа и Безначального Отца Его».
«Именно по этим причинам, – продолжает сщмч. Сергий, – Седьмой Вселенский Собор указал на то, что в Церкви Св.Евангелие преемственно переходит от одного Св.Отца к другому, т.е. преемственно передается в своем толковании именно от одного делателя к другому». Видим, что Церковь для постижения Слова дает и книгу, и пример жизни согласно Слову.
Святой Дух – учитель Писания. Без Его милости и благодати Библия для нас останется закрытой книгой жизни. Именно Его озарением жили первые христиане. Понимание Писания покоится в Духе Святом. Именно Он действовал в апостольской проповеди. Апостолы, проповедуя Евангелие, жили этими словами и только позднее записали то, о чем говорили. Смщч. Григорий (Лебедев) в наставление духовной дочери пишет: «Вот на каком основании должна покоиться твоя вера во Христа. Не только слушание Божьего слова, не только теоретическое научение Божиему закону дадут тебе постижение христианства как «Божией премудрости», а жизнь по Богу, преображение себя «от славы в славу», принятие в себя Божьего Духа, чтобы наитием Духа постигнуть «премудрость от Духа…Духовное духовным востязуется».
Сщисп. Лука Крымский учит: «Надо помнить удивительные слова Апостола Павла в первом послании Коринфянам: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3:16). Надо жить так, чтобы и в наши сердца сошел Дух Святой. Если будем со всем усердием исполнять заповеди Христовы, Дух Святой будет вселяться в нас … и изменять наш дух и душу, и даже тело».
Следующий совет еще более неожиданный: нельзя читать Писание для обличения других. В Писании Бог говорит лично с твоей душой. Не ищи тут обличений для ближних, обличай и вразумляй себя. Сщмч. Сергей Мечёв: «Если мы будем думать, что все эти заповеди мы не должны проводить в жизнь, а только указывать на них другим, что в Слове Божием написано то-то и то-то, что мы должны быть такими-то и такими-то, нам смогут задать вопрос: «А сами-то вы делаете так или нет?». Нельзя просто накапливать те или иные знания Божественного Закона. Это будет греховное любопытство и лицемерное высматривание воли Божией, за которое можем понести тягчайшее осуждение. Знал волю Бога, но не делал – горе тебе. «Это знание только тогда принесет нам пользу… когда оно будет сопровождаться делами… мы только тогда начнем понимать его, когда в возможной для нас мере начнем делами творить этот закон, когда мы, хотя бы в немногих заповедях».
Необходимо почитать себя должниками заповедей, о которых мы прочли или которые узнали. Неважно, сколько глав читаешь, важно, насколько думаешь о том, чтобы исполнить прочитанное.
Тот же новомученик продолжает: «Пусть те, у которых Евангелие лежит на полке, в шкафу или на окне, пусть поймут наконец, что ведь не для того мы держим Слово Божие у себя дома, чтобы лежало Оно в небрежении. Пусть откроют они это Слово Божие, пусть начнут читать каждый день по одной хотя бы главе Св.Писания и пусть почувствуют себя должниками против всех Заповедей Божиих и, когда начнут понимать они хотя бы в малой мере, хотя бы в одной малой заповеди начнут исполнять Закон Божий, – тогда постепенно откроется им и весь Божественный Закон».
Необходимо подходить к Писанию со стороны духовного делания. В курсе нравственного богословия есть замечание свт. Феофана Затворника, что, когда читаешь Библию, должен думать, как исполнить прочтенное, в каких обстоятельствах можно применить и т. д.
Святитель Лука Крымский очень метко выразился о жизни по Слову Божию. Когда мы действительно будем читать Библию, то в умах наших навсегда будут запечатлены слова Евангелия, чудеса Христовы, а на сердцах наших, если верны они, если чисты и достойны, будет запечатлен крест Христов. Чтобы ближе и лучше знать людей, их дела, чувства, мысли и желания, нужно иметь тесное общение с ними, и, прежде всего, общение в любви. Точно так же для познания Единого Истинного Бога и посланного Им Иисуса Христа необходимо постоянное, близкое, тесное общение с Ним. Оно возможно только в любви, ибо знаем: «Бог есть любовь и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4:16)».
Иерей Андрей Гавриленко
По материалам сайта pravlife.org