Все учебники надо составлять так, чтобы они действовали не только на ум, но и на воображение, и на сердце, и на волю учащихся, тогда они принесут им большую пользу, а без этого условия они скоро забудутся и надоедят, как горчица, и поселят отвращение вообще к учению, и в частности, к сухо составленному учебнику.
Человек единичен и тройственен, как образ Божий: единичен по душе и тройственен по ее силам — уму, сердцу и воле. Сообразно такому устройству его и учить надо. А то, если будем образовывать его ум, оставляя сердце, исходище жизни (Притч. 4,23), в пренебрежении, и деятельную его способность — волю, то что будет тогда? Урод, не человек. Поэтому воспитатели должны непременно развивать в юношах религиозное чувство, любовь к Библии и Евангелию, к Богослужению, молитве общественной и домашней; любовь к добродетели — кротости, смирению, незлобию, терпению, чистоте и целомудрию, послушанию, доброжелательству всем, трудолюбию, любви и упованию на Бога, чаянию вечных благ.
Воспитатели! Все внимание ваше сосредоточивайте на сердце воспитанниц и воспитанников: когда сердце просветите у них, тогда ум сам собою просветится; ум — герольд сердца, ум видит то, что прежде видит сердце. «Вcкую мыслите лукавая в сердцах своих?» (Мф. 9, 4.). Будь сердце чистое — и не было бы мыслей лукавых у человека: их начало в сердце. Потому «Блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят» (Мф. 5, 8).