3 ноября Православная Церковь чтит память священномученика Павлина (Крошечкина), архиепископа Могилевского.
Тропарь, глас 2:
Веры Православныя непорочный блюстителю/ и заповедей Христовых усердный исполнителю,/ священномучениче Павлине,/ Христа всем сердцем возлюбив,/ паству твою добре упасл еси./ В хладней Сибири мученическую смерть приял еси, / венцем славы украсился еси/ и в вечной славе пребывая,// моли спастися душам нашим.
Из книги «Мученический и исповеднический подвиг Могилевских святителей XX века» священника Феодора (Кривоноса).
Святитель Павлин (Крошечкин) совсем не долго пробыл в Белоруссии, но много потрудился над разрешением сложной проблемы устранения разногласий в местной церковной жизни. Действовать приходилось уже значительно осторожнее. Приближался 1937 год. НКВД через свою агентуру тщательно следило за всяким движением представителей различных церковных течений к объединению, расценивая подобные стремления как попытку создания мифического «церковного контрреволюционного блока». Поэтому Св. Павлин старался быть очень осмотрительным. Арестованный вместе с ним свящ. Павел Кернажицкий на допросе 9 октября 1935 г. рассказывал, что Владыка проводил свою работу «настойчиво и полулегально, кабинетным путем обрабатывая отдельных священников и присоединяя их к Патриаршей ориентации. В последнее время он таким путем присоединил ряд лиц из обновленчества… а также и из автокефалии». Для того, чтобы облегчить процесс воссоединения св. Павлин его упростил. Если раньше каждый из присоединявшихся всенародно отрекался в храме от своей бывшей юрисдикции, то теперь, совершалась только исповедь.
Вскоре, вероятнее всего через своего послушника Серафима Кротова, свт. Павлин сумел провести тайные переговоры с епископом Бобруйским Филаретом (Раменским), договорившись об упразднении автокефалии. Об этом он составил докладную записку на имя митрополита Сергия (Страгородского) и отправил ее в Москву. Каким-то образом о рапорте Св. Павлина узнали в НКВД. Когда Владыку арестовали, главное обвинение, предъявленное ему, заключалось в том, что он вел работу по созданию т.н. «единого церковного контрреволюционного блока».
В протоколе допроса за 8 октября 1935 г., прочитывается интересный диалог, происшедший между архиепископом Павлином (Крошечкиным) и следователем. Обратимся к протоколу.
«Вопрос: Признаете ли Вы себя виновным в том, что Вами в контрреволюционных целях проводилась организационная и практическая работа по созданию единого церковного контрреволюционно блока? Ответ: Виновным себя в этом не признаю.
Вопрос: Как же можно расценить Ваше обращение к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя о присоединении к Вам Белорусской Автокефальной Церкви как не попыткой создания такого блока?
Ответ: Мое обращение к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя было вызвано исключительно религиозной заботой о спасении запрещенного епископа Филарета и его верующих.
Вопрос: Вы это делали по просьбе епископа Филарета, возглавляющего в Белоруссии Автокефальную Церковь?
Ответ: Нет, я это делал по своей личной инициативе и как свое мнение.
Вопрос: Что Вас побудило обратиться в Москву о присоединении Автокефальной Церкви, раз Вы на это не имели согласия епископа Филарета?
Ответ: Религиозная забота о епископе Филарете.
Не желая выдавать епископа Филарета, свт. Павлин сделал вид, что рапорт митрополиту Сергию (Страгородскому) был составлен им без всякого обсуждения с этим архиереем. Чего, конечно же, быть не могло, и это понимали в НКВД. Но архиепископ Павлин остался непреклонен и ни единым словом не выдал епископа Филарета (Раменского), зная его малодушие.
Один из допросов свт. Павлина был произведен 28 ноября 1935 года. Вот выдержка из него:
«Вопрос: Говорили ли Вы с митрополитом Сергием об объединении всех церковных ориентации в БССР?
Ответ: В 1934 г. я говорил Сергию, что если бы епископ Филарет покаялся, то хорошо было бы его принять в Патриаршую Церковь.
Вопрос: Что на это Вам сказал Сергий?
Ответ: Сергий мне сказал, что дело в Филарете.
Вопрос: Велись ли Вами разговоры с епископом Филаретом о его покаянии и присоединении к Патриаршей Церкви?
Ответ: Никакие переговоры на эту тему с Филаретом не велись.
Вопрос: Чем же тогда вызвана Ваша докладная записка на имя Сергия о присоединении к Патриаршей Церкви Белорусской Автокефалии во главе с епископом Филаретом?
Ответ: Желанием спасения Филарета и его паствы от запрещения.
Вопрос: В Вашем ответе явное противоречие. Ведь, Сергий Вам сказал, что дело в Филарете, а Вы, не спрашивая Филарета, пишите Докладную записку с ходатайством о его присоединении: как же это объяснить?…»
На этот вопрос от архиепископа Павлина (Крошечкина) в НКВД так и не получили ответа. Он остается загадочным и для нас. Кроме достаточно убедительного предположения об упразднении автокефалии, в 1927 г. возникшей в Минской епархии, мы мало что можем сказать о тех событиях, которые сопутствовали ее ликвидации. Как конкретно всё происходило — покрыто таинственной завесой истории, современники которой далеко не все из своих чаяний и дел доверяли письменному слову.
Лишенный свободы 2 октября 1935 г., свт. Павлин более шести месяцев находился в предварительном заключении, сначала в Могилеве, а потом — в Минске.
Выездной сессией Специальной Судебной Коллегии Верховного Суда БССР, состоявшейся в Минске 19-21 апреля 1936 г., его приговорили к заключению в концлагерь сроком на 10 лет.
Он томился в Ново-Ивановском отделении Сиблага НКВД. Постановлением Особой Тройки Управления НКВД Западно-Сибирского края от 28 октября 1937 года архиепископа Павлина (Крошечкина) постановили расстрелять. Святитель был убит 3 ноября того же года.
По материалам сайта Могилевской епархии mogeparhia.by