Архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий – о трагедии в Казани, о причинах нарастающей жестокости среди молодежи.
Подростковая жестокость приобретает все более зловещие формы и масштабы. Школьники расстреливают одноклассников, избивают сверстников, снимая все на мобильный телефон и выкладывая видео на всеобщее обозрение в интернет. Сегодня подростки и молодые люди все чаще берут в руки оружие. Молодежь захлестывает волна озлобленности, а мы теряем наших детей. В чем причина этой ускорившейся моральной деградации, и что ей можно противопоставить, чтобы остановить этот страшный процесс в обществе, — об этом интервью с архиепископом Новогрудским и Слонимским Гурием.
— Трагедия, случившаяся 11 мая в Казани, ужаснула нас всех. 19-летний Ильназ Галявиев пришел в свою бывшую школу и устроил массовый расстрел.
Как могло, Ваше Высокопреосвященство, такое случиться с парнем, которого все характеризуют как вежливого и неконфликтного человека?
— Семь учеников 8-го класса и две учительницы погибли, госпитализированы 20 детей и трое взрослых… Невозможно представить себе горе родителей: утром отправили ребенка в школу, а оттуда он уже не вернулся.
Говорят, душа человеческая — потемки. Да, не всегда человек такой, каковым кажется внешне. В этих потемках души Ильназа незаметно для других зрело зло. Это тот страшный мрак, который живет в сердцах людей, не желающих впустить в себя Божий свет.
«Я осознал себя богом, — признается несчастный убийца. — А потом во мне начал пробуждаться монстр, и я стал еще больше всех ненавидеть».
Все это, конечно же, говорит о состоянии нравственного нездоровья, духовно-душевного разлада, в основе которого — гордость.
Начинаясь порой с мелкого тщеславия, гордыня может вырасти до страшной духовной болезни. Вот почему святые отцы называли эту страсть самой опасной и наибольшей из страстей. Завышенная самооценка не позволяет объективно судить о себе, зато помогает быть судьей других.
Святитель Василий Великий говорил: «Началом гордыни бывает обычно презрение. Тот, кто презирает и считает за ничто других — одних считает бедными, других людьми низкого происхождения, третьих невеждами, вследствие такого презрения доходит до того, что почитает себя одного мудрым, благоразумным, богатым, благородным и сильным».
Есть классические примеры того, насколько духовно опасна гордыня. Немецкий философ Фридрих Ницше развивал идеи «новой морали» — сверхчеловека. В конце жизни он пришел к отрицанию христианства, впал в полное безумие и последнее десятилетие жизни провел в сумасшедшем доме.
А ведь, казалось бы, родился он в семье пастора, получил хорошее воспитание, великолепное образование. Но почему же, как говорится, что-то пошло не так?
Достаточно допустить в своих мыслях, что ты избранный, не такой, как все, лучше, — как тут же темная сила берет человека в оборот и начинает развивать этот помысл и преумножать гордыню. И, как говорит преподобный Серафим Саровский, если человек не борется с собой, то доходит до ужасного ожесточения, которое влечет к верной гибели и отчаянию.
— Казанский стрелок жил в обеспеченной и вполне благополучной семье. Что же послужило последней каплей? Откуда же такая ненависть в сердце?
— В анализах преступника не было обнаружено следов наркотических веществ и алкоголя. Я думаю, что свою роль сыграл компьютер, от которого парень буквально не отходил. Сегодня это даже не всеобщая беда, а катастрофа современного мира.
Социологи бьют тревогу: во взрослую жизнь вступают представители так называемого поколения Z. Людям старшего возраста современная молодежь кажется какими-то инопланетянами — слишком сильно их жизненные ценности отличаются от родительских.
Это поколение сформировалось под влиянием гаджетов и соцсетей, так что главной их особенностью и основным преимуществом выступает технологичность.
Современные молодые люди, подолгу сидя у компьютера, уже не способны концентрировать внимание на чем-то долго. Они не любят читать, думать — у них, как говорят ученые, клиповое мышление, при котором гораздо проще воспринимать информацию в виде картинок. Поэтому юношам и девушкам все труднее учиться в традиционных школах и вузах.
Технологическая среда вымывает из жизни современного человека духовное начало. Поэтому виртуальная среда, быстрота и удобство общения в ней оборачиваются не сразу заметным, а поэтому весьма опасным и весьма соблазнительным духовным злом.
Это зло растет и, конечно же, оно должно стать предметом обеспокоенности всего человечества. Потому что людям становится все труднее удержать психику в ровном состоянии, они начинают жить нереальной жизнью, а страшные поступки становятся просто элементом игры.
— Замечено, Владыко, что у человека, который все время проводит за компьютером, особенно в игровом поле, сильно притупляется и чувство сострадания к другим людям.
— Потому что эмоции такого зависимого от виртуального мира человека сосредотачиваются на иллюзорной реальности. Это те широкие врата, которые ведут в ад.
Необходимо, конечно, на государственном уровне введение ограничений не только разных экстремистских сайтов, но и сайтов, развращающих людей, несущих агрессию и насилие. Потому что именно отсюда и возникают нестроения и напряженность в обществе.
«Блюдите убо, како опасно ходите», — предупреждает Апостол Павел в послании к Ефесянам (5:15) всех нас. А вот мы как-то предупреждением этим пренебрегаем: забыли о первичности духовного начала, все более потребительскими становятся жизнь и отношения людей. Это и привело к потере гармонии между миром и человеком, между человеком и другими людьми, между душой и Богом.
Православие учит, направляет наш взор на себя, познание того повреждения, которое есть в нас и которое нужно исправлять. Но, к сожалению, голос Церкви слышат не все.
— В Православной Церкви, Ваше Высокопреосвященство, много различных служений. И одно из них социальное — деятельность, направленная на помощь ближнему. Это как раз и есть один из способов отойти от потребительства и эгоизма, да и от компьютера?
— Безусловно, то, что делаем не ради себя и своей выгоды, а ради ближнего, отвращает от грехов себялюбия, эгоизма, стяжательства, корыстолюбия. К счастью, сегодня все больше молодых людей вовлекаются в волонтерское движение.
Социальное служение имеет очень древнюю историю как нравственное понятие. В основе его лежит религиозная традиция, которая заключается в бескорыстном оказании помощи нуждающимся и неимущим. Ведь когда человеческая душа тянется к добру, она тянется к Богу. Сам Господь говорит: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40).
И поэтому человек, который служит больному, помогает бездомному, воспитывает сироту, делится своим достатком, чтобы восполнить недостаток нуждающихся, — все это он делает Самого Христа ради.
Вот такой эпизод описан в «Прологе в поучениях», составленном протоиереем В. Гурьевым.
Один человек, живший в Царьграде, был чрезвычайно милостив к людям. Когда он ходил по городским улицам, за ним всегда следовало множество нищих, и он каждому из них влагал в руки милостыню. Ближайший из его друзей спросил как-то: «Что заставило тебя быть столь милостивым?»
Этот человек отвечал: «Когда я, будучи десятилетним отроком, вошел однажды в церковь, от старца, поучавшего народ, услышал, что кто дает нищему, тот свое подаяние влагает в руки Самому Христу. Не поверил я этому и подумал: “Христос теперь на Небе сидит одесную Отца, как же может Он на земле быть и принимать то, что дают нищим?”
С такими мыслями, возвращаясь домой, я вдруг увидел нищего, над которым был Господь Иисус Христос. Я ужаснулся. И что же затем увидел? Когда один из проходивших подал нищему хлеб, то этот хлеб принял Сам Христос и благословил подавшего.
Видя такое чудо, я уверовал, что, действительно, дающий нищему дает Самому Христу, и с тех пор по силе возможности раздаю милостыню».
Во все времена дела милосердия и добра творили христиане. Кстати, даже некоторые законодательные акты Византийской империи и свидетельства историков говорят о том, что в христианском государстве, каковым являлась Византия, милосердие считалось особой добродетелью.
Святитель Иоанн Златоуст, Патриарх Константинополя, неустанно призывал с кафедры состоятельных людей умерить стремление к богатству и принять на себя ответственность за положение ближнего, за милосердие к бедным. «Во всякое время необходимо говорить о милостыне, потому что мы сами имеем великую нужду в милости создавшего нас Господа», — отмечал он.
— А дела милосердия, Владыко, — это не только материальная, но еще и моральная, духовная помощь?
— Безусловно. Если мы с любовью и сопереживанием относимся к страждущему человеку, то и слова порой не нужны. Примером тому может служить следующая притча.
У четырехлетнего малыша старенький сосед недавно потерял жену. Увидев, что мужчина плачет, ребенок зашел к нему во двор, залез к старику на колени и просто сидел там, пока мужчина не успокоился.
Когда мама спросила сына, что же такого он сказал соседу, мальчик ответил: «Ничего. Я просто помог ему плакать». Как видим, не только слово, не только внешние действия, но внутреннее сопереживание, небезразличие к человеку могут поддержать и успокоить.
Сердце милующее — это сердце, которое умеет принять чужую боль, как свою собственную. Такой человек всюду видит людей, а не врагов. А в каждом человеке — искру Божию.
Всякий раз мы распинаем Христа, когда творим непотребные дела и недостойные поступки. Давайте помнить о Небесном, дорогие мои, о том, что жизнь скоротечна и нам не принадлежит. Но от нашей воли зависит, чем мы ее наполняем.
Именно это и станет тем единственным главным грузом, который каждый из нас заберет с собой в вечные обители. Дай-то Бог, чтобы он, груз этот, был светел и легок, а не придавил своей мрачной тяжестью…
— Спаси, Господи, Владыко, за содержательную беседу.
С архиепископом Новогрудским и Слонимским Гурием
беседовал протоиерей Вадим Кузьмич,
г. Новогрудок
По материалам сайта Новогрудской епархии eparhia.by