В агрогородке Достоево Ивановского района в здании школы находится литературно-краеведческий музей Ф.М. Достоевского, фонды которого насчитывают более 3 тыс. экспонатов быта жителей Полесья различных времен. В музее есть секция, посвященная великому русскому писателю
Ф.М. Достоевскому, 200 лет со дня рождения которого мы отмечаем 11 ноября 2021 года.
В экспозиции можно увидеть прижизненную фотографию Ф.М.Достоевского, датированную 1878 годом, биографию писателя от 1891 года в издательстве Павленкова, вышедший в 1912 году роман «Бедные люди», а также произведения писателя на разных языках, уникальные архивные материалы о представителях рода Достоевских.
Для самого широкого, даже интернационального интереса
д. Достоево Ивановского района Брестской области примечательна тем, что именно отсюда повёлся род Достоевских, давший человечеству великого русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского.
А. Ф. Достоевский (внук писателя)
В 40 км от города Пинска, в живописном месте, полного полесского очарования, находится агрогородок Достоево – гордость всего Полесья и всей Беларуси. Здесь жили почти три столетия, сменяя одно поколение другим, предки великого писателя Федора Михайловича Достоевского по отцовской линии.
Название села и фамилия великого писателя, благодаря самому Фёдору Михайловичу, его жене Анне Григорьевне и исследованиям учёных, навечно слились воедино ещё в конце 19 столетия. В 1897 году, спустя 16 лет после смерти писателя, жена Достоевского в письме к местному священнику Александру Кульчицкому писала: «Мой покойный муж много раз говорил мне, что его род происходит из (исторической) Литвы от пинского маршалка Достоевского, избранного в сейм в 1598 году. Петр Достоевский и его потомки жили в Достоеве…». Уже этим актом она пыталась воссоединить давно распавшиеся связи времён, разнообразить и укрепить единство Достоевского с историей, с миром, границы которого гораздо шире среды, образовавшей на то время понятие «Петербург Достоевского».
Впервые Достоево упоминается в составе Пинского княжества в 1452 г. В дарственной записи Великого князя Литовского Казимира Ягайловича Пинскому князю Юрию Семёновичу есть такая запись: «Князю Юрию Семёновичу: в Достоеве Василий и Еремей, а ещё Алексей – эти два дымы. Сам Великий князь.» (Литовская метрика. Отдел 1, часть 1).
Однако деревня существовала задолго до даты 1452 г. В местном школьном литературно-краеведческом музее экспонируется надгробный камень, найденный в д. Застружье. На нём выбита дата 1438 г. Деревня Застружье расположена за речкой Стругой относительно Достоева. Но есть ещё более ранние свидетельства существования поселения на месте деревни Достоева. В этом же музее хранятся каменные орудия труда: рубило, топоры, грузила, найденные в окрестностях деревни.
Откуда произошло название деревни Достоево?
Название деревни Достоево произошло от слов «достойный», «достойник». В. Даль в своём знаменитом словаре великорусского языка указывает, что достойник – это человек, имеющий достояние, определённое отличие, ремесло. Именно достойных людей, «достойников», селил князь Юрий Семёнович в деревне. Об этом свидетельствуют и фамилии коренных жителей дер. Достоево: Ткачук, Шевчук, Кухарчук, Ковальчук, Бондарук и уличные прозвища отдельных семей: Ковалёвы, Кухаруковы, Шевцевы, Бондаровы, Люзаковы, Мерижчиковы.
Фёдор Михайлович Достоевский родился и жил за пределами Беларуси, но своими корнями род его глубоко связан с белорусским Полесьем.
6 октября 1506 года пинский князь Фёдор Иванович Ярославич подарил местному шляхтичу Даниле Ивановичу Иртишевичу (Ртищеву) небольшую деревню Достоево, а также часть соседних деревень: Полкотичи, Поречье, Кротово (Остров), Молодово.
Основатель рода Достоевских Данило Иванович Ртищев обосновался в деревне Достоево и сделал её родовым имением. (Данило Иванович Ртищев был небогатым дворянином, о чем свидетельствует тот факт, что в ополчение он должен был представить одного коня, родового склепа не имел).
Своим гербом Данило Иванович Ртищев избрал изменённый герб «радван», свидетельствующий о татарских корнях рода Достоевских: на красном поле его были изображены полумесяц и шестиугольная звезда, а по бокам — два вооружённых татарина.
Фамилия Ртищев происходила от слова “рот” (большой рот). А вот сыновья Данилы Ивановича Ртищева – Иван и Семён — уже носили фамилию Ртищевы-Достоевские. Один из сынов Ртищева Семён недалеко от имения построил церковь в честь святого Симеона Столпника. Скорее всего она была построена до раздела имения между братьями. По всей вероятности, за оградой этой церкви был похоронен и сам основатель рода Достоевских Данило Иванович Иртищевич (Ртищев). Эта церковь сгорела от удара молнии в конце XYII века. Сохранилось урочище «Церковница».
После раздела имения Семён выгодно женился, «Подтвердительную грамоту» ему на несколько дворищ жалует сама королева Бона, и он получает фамилию Полкотичский. Иван приобретает земли деревни Ляховичи и пишется как Достоевский. И становиться владельцем Достоева. Братья вскоре разбогатели и имели уже свои дома в городе Пинске: Иван Данилович в районе старого рынка, а Семён Данилович на Городисской улице. Однако далее следы Семёна Достоевского теряются.
Из четырёх сыновей Ивана Достоево переходит к старшему Сасину.
Интересна судьба его братьев. Фёдор Иванович Достоевский упоминается как «земянин Пинской хоругвии», «своим уполномочным приятелем» называет его бежавший в Литву Андрей Курбский. Его брат Стефан живёт в Минске. Он получил привилей от короля Стефана Батория на Минский православный монастырь. Однако он недолго владел им. Митрополит Киевский Илья и каштелян Минский Ян Грибович жаловался королю, что Достоевский будучи «закону не греческого» совсем не заботился об управлении монастырём. «Только дей для пожитку своего тот монастыр держит, а фала Божья никгды в нём водле закону греческого полнена не бывает». Впоследствии Стефан служил писарем гродским Минским. В 1624 году Стефан Иванович, возвратившись из турецкого плена, повесил перед иконой Божией Матери в г. Львове серебряные цепи – символ перенесённых страданий. Его дочь Марина Стефановна обвинялась в убийстве своего мужа, которое, скорее всего, совершил её любовник Ян Тур. После долгого судебного разбирательства ей и её сообщнику был вынесен смертный приговор.
В 1650 году герб Достоевских меняется: вместо креста над хоругвью помещается перстень, а нашлемником служит заключённая в латы рука с мечом.
После Сасина Ивановича Достоево переходит во владение Петра Сасиновича, который в 1599 – 1628 годах был маршалком Пинского уезда и членом Главного трибунала Великого княжества Литовского, и о котором вспоминала в своём письме Анна Григорьевна Сниткина.
В 1986 году научный сотрудник отдела рукописей и редких книг Государственной Публичной библиотеки в Ленинграде прислал в школьный литературно-краеведческий музей д. Достоево фотокопии двух документов, которые находились в архиве Ленинградского Отделения Института Истории АН СССР. Среди них документ, выданный 30 марта 1627 года, от имени короля и великого князя литовского Жигимонта Третьего маршалку пинского Петру Достоевскому за подписью подканцлера Павла Сапеги с большой государственной печатью Великого княжества Литовского.
От Петра Сасиновича Достоево переходит к Бенидикту Петровичу, помещику села Достоева, представителю «людей знатных», которые разбирали судебные дела о чародействе.
В 1648-1649 годах через Достоево проходили казацкие загоны Андрея Небабы, которые сожгли имение, а крестьяне деревни Остров разграбили имущество. Именно это событие пришлось на долю последнего помещика Достоева из рода Достоевских Романа Бенидиктовича. И хотя часть имущества крестьянами была возвращена и частично возмещены убытки, однако восстановить имение полностью не удалось. К этому времени на Достоеве был долг 8000 злотых. Дело об уплате долга дошло до Главного трибунала. Достоевские обращаются к королю об отсрочке уплаты, однако долг не был уплачен, и Достоевские были осуждены на изгнание.
С середины XVII до второй половины XVIII века сведений о представителях рода Достоевских не имеется. Только в XVIII веке имена Достоевских находятся на Волыни: в г. Брацлаве, в деревнях Секунь и Войтовцы, где жили прямые предки будущего писателя.
Так история рода Достоевских связывает воедино три братских народа – белорусов, украинцев и русских: корни рода Достоевских берут начало в белорусской деревне Достоево, отец писателя вышел из украинской деревни Войтовцы, а сам писатель родился в Москве, жил и творил в Москве и Петербурге.
К великому сожалению, от имения остался только склеп, на его месте поставили сейчас памятный знак, что здесь когда-то располагалось имение Достоевских.
Казалось бы, всё утрачено безвозвратно. Но вот в журнале «Неман» № 12 за 1981 г. появилась статья Юрия Якимовича, который обнаружил в Центральном Государственном архиве Украинской ССР во Львове инвентарь 1754 г., в котором подробно описана усадьба в Достоеве (фонд 201, опись 4, дело 801). Этот документ позволяет восстановить имение Достоевских как типичную усадьбу зажиточного шляхтича XVIII века со всеми особенностями архитектуры и этнографии.
Достоевское имение состояло из господского двора и фольварка. Основная часть двора была огорожена деревянным палисадом (бревенчатым, заостренным вверху частоколом) и кирпичной стеной, а отдельные части были обнесены оградой из толстых колотых досок. По периметру двор окружал водяной ров. Со стороны главного въезда стояла монументальная двухъярусная брама, решённая наподобие проезжих замковых башен. В её нижнем ярусе, по бокам от сквозного проезда, размещались служебные помещения, а наверху большой зал, окружённый открытой балюстрадной галереей. Зал этот использовался для обороны двора и как приёмный покой. Венчал браму высокий гонтовый шатёр.
Пройдя через браму, посетитель попадал на обширный двор. В центре двора стоял высокий деревянный столб с 4-мя меньшими, к которым приезжавшие в имение гости привязывали своих лошадей. Рядом находился колодец, накрытый пирамидальной гонтовой крышей на четырёх столбах.
Большой деревянный дом владельца под высокой гонтовой крышей стоял в глубине двора, как бы завершая ось композиции всего ансамбля. Просторные сени являлись, по-видимому, и приёмным покоем (здесь стояли длинные лавы). Из сеней попадали в столовую – место трапез семьи владельца имения и торжественных приёмов. Её украшала кафельная печка с полихромными изразцами, большой резной шкаф с ручками в виде антаб (металлических колец, которые держали головы диких животных); в шкафу хранили посуду, фамильное серебро и другую столовую утварь. Противоположная от столовой часть дома носила более интимный характер. Здесь было пять жилых комнат, хозяйственные помещения и домашняя часовня, при входе в которую стояли два больших кованых сундука.
Возле дома размещались разные хозяйственные постройки, обслуживающие двор: кухня с двумя жилыми помещениями и каморой, двухэтажный лямус, окружённый с наружи галереями, конюшня, каретная, погреб и т.д.
Непосредственно за двором находился фольварок, к которому через ров был переброшен мост. Фольварок представлял типичный хозяйственно – производственный комплекс, где жили работники, челядь, ремесленники, находились разные хозяйственные строения: хлевы, конюшни, свирны, одрыны, повети, гумна. Был также бровар, где изготовляли квас, пиво, водку. Главной постройкой этого комплекса был дом управляющего имением, в котором находились сени, большая жилая комната, несколько камор, а наверху был устроен зал.
Имение включало также значительные земельные угодья (пахоту, сеножати, огороды), два обширных сада, рыбные пруды, на речном ставе работала мельница. Определённый доход приносили корчма и шинок в соседней деревне.
Идея создания литературно-краеведческого музея в Достоевской школе витала давно. Были собраны некоторые экспонаты. Но в 1965 году в Ивановский райисполком Брестской области пришло письмо от внука Ф.М. Достоевского Андрея Фёдоровича Достоевского. Он писал: «…В учебно-педагогическом издательстве «Просвещение» готовится для учителей и учеников альбом «Ф. М.Достоевский в документах, портретах и иллюстрациях». Фамилия писателя Ф. М.Достоевского берёт своё начало от названия «Достоево» – одного из древних населённых пунктов Вашего района, где его предки воеводили несколько столетий назад».
Завязалась его переписка с бывшим директором Достоевской СШ Романовым Николаем Павловичем. Появились интересные документальные факты связи Достоева с родом Достоевских. Андрей Фёдорович Достоевский хотел, чтобы в Достоевской школе к 1971 году (150-летие Ф. М.Достоевского) был музей, посвящённый его знаменитому деду. До этого в школе имелся небольшой уголок, оформленный учителем русского языка и литературы Романовой Людмилой Леонидовной. Начался активный сбор, поиск документов, материалов, вещественных экспонатов по истории д. Достоево и её окрестностей. Активное участие в подготовке материалов музея приняли бывший учитель школы, страстный краевед Крепчук Иван Семёнович, бывший участник партизанского движения Кухарчук Николай Александрович, директор школы Романов Николай Павлович. Активное участие в сборе документов и создании экспозиции музея принял Бурак А. И., нынешний хранитель фондов музея. В 1982 году при финансовой поддержке колхоза «Красная звезда» (председатель колхоза Гуринович Василий Нестерович) в школе был открыт литературно-краеведческий музей. Хранителем фондов музея был назначен Бурак Анатолий Иосифович.
5 октября 2004 г. музею присвоено звание «Народный».
Музей расположен в трех классных комнатах, соединенных между собой, общей площадью 130 м2. Экспозиция насчитывает 3082 экспоната, из них 1578 основного фонда.
Экспозиция музея состоит из следующих разделов: «Из глубины веков» (рассказ о дер. Достоево от первого воспоминания до отмены крепостного права); «В битвах за волю, в битвах за долю» (в разделе расположены материалы об освободительной борьбе белорусского народа за свою независимость в XYII – XIX столетиях); «За власть Советов» (в разделе имеются интересные документы о земляках – участниках Октябрьской революции, гражданской войны, об организаторах Советской власти в Достоево и окрестных деревнях); «Шла война народная…» (в этом разделе находятся фотографии и документы, рассказывающие о деятельности партизанских отрядов на территории Ивановского района, портреты участников Великой Отечественной войны и т.д.); «Литературная Ивановщина» (материалы о местных поэтах и прозаиках).
Богатый материал представлен в этнографическом разделе музея: представлены элементы национальной одежды, предметы быта и др.
В октябре 2011 года к празднованию 505-летия рода Достоевских в литературно-краеведческом музее была открыта музейная комната, посвящённая роду Достоевских.
Раздел «Достоево и Достоевский» занимает центральное место музея. Здесь представлены фотокопии документов о жизни и творчестве Ф. М. Достоевского, родословное дерево Достоевских, произведения разных лет издания и на разных языках, диорама усадьбы Достоевских, материалы о праздновании 150-летия писателя в дер. Достоево. Имеются ценные экспонаты: энциклопедия жизни и творчества Ф.М.Достоевского под редакцией С.В.Белова; том из собрания сочинений Ф.М.Достоевского 1912 года; точная копия рукописного текста писателя; подлинная фотография Достоевского 1878 года; 6 томов канонического издания собрания сочинений Достоевского под редакцией В.Н.Захарова; написанная сыном писателя Федей записка отцу; множество переводных книг начала 20 века на немецком, польском, сербском и др. языках, подаренных бывшей Ленинской библиотекой г. Ленинграда.
Школьный музей поддерживает творческие связи с Московским государственным музеем-квартирой Ф.М. Достоевского, с музеем-квартирой в Санкт-Петербурге, с музеями Достоевского в Семипалатинске, Омске, Новокузнецке, Старой Руссе; с Санкт-Петербургской публичной библиотекой имени М.С. Салтыкова-Щедрина, с литературным музеем
Я. Купалы г. Минска, с краеведами Волыни, Польши и др.
В преддверии празднования 500-летия, а затем и 505-летия рода Достоевских Бураком А. И. велась поисковая работа материалов о связях д. Достоево и рода Достоевских, переписка с руководством фонда Достоевского (г. Москва, академик РАЕН Волгин И. Л.). Из города Москвы были получены ксерокопии документов, связанных с деятельностью представителей рода Достоевских.
Музей принимал с научными целями учёного из России Богданова Н. Н., руководителя Белорусского фонда Достоевского, кандидата филологических наук БГУ Башкирова Д. Л. В апреле 2007 года музей посетил правнук писателя Дмитрий Андреевич Достоевский. На вопрос о своих первых впечатлениях о земле предков он ответил: «Я не ощутил незнакомости этой земли и сразу же признал её как родную, почувствовав на генном уровне родственную связь. И это несмотря на то, что являюсь представителем 16-го поколения рода Достоевских. Мне здесь просто хорошо».
Ежегодно в залах музея бывает более трёх тысяч человек, включая учеников школы, проводится около 200 экскурсий, уроков, встреч и других мероприятий. За время существования музея его посетили более 30 тысяч человек. В музее ведётся книга отзывов посетителей. Музей посетили экскурсанты из разных районов России, Украины, Прибалтики, Германии, Польши, студенты из Сирии и Вьетнама. Регулярно проводятся экскурсии для учащихся школ Брестской области.
Музей неоднократно награждался Почётными грамотами за большую работу по популяризации в обществе идей охраны памятников национального историко-культурного наследия.
Во дворе школы на фоне прекрасного Свято-Троицкого храма находится один из лучших памятников Федору Михайловичу Достоевскому, построенный в 1997 году авторами Данильченко и Муровцевым.
Цырельчок М. В./ Фото Вадима Якубёнка
oroik.by/ belta.by