МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ
ЧЕЛОВЕК В МИРЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Программа курса по выбору для 9 классов общеобразовательных учреждений
Авторы-составители:
к.пед.н., доцент Смагина Л.И.
к.ист.н. Луговцова С.Л.
ст.н.сотр. Чернявская А.С.
Минск 2007
Пояснительная записка
Современная демографическая ситуация в Республике Беларусь свидетельствует о том, что достаточно большое число семей оказываются не в состоянии выполнять одну из своих основных функций, т.е. рождения, содержания и воспитания детей. Происходит не только увеличение числа разводов, нарушение структуры семьи за счет появление неполных семей, но и сокращение детского населения в целом, а также вытеснение детей из семьи, превращение их в социальных сирот. Кроме того, в последние годы распространяются так называемые “гражданские браки” – совместное проживание юноши и девушки без регистрации брака. Причины перечисленных трансформаций кроются не только в материальных и жилищных трудностях, но и в недостатке у молодых людей знаний и умений, обеспечивающих как осознанное отношение к браку, так и готовность к решению ежедневно возникающих бытовых проблем.
С целью укрепления семьи в Республике Беларусь предпринимаются различные меры, в том числе разработка и введение в действие государственных программных и нормативных правовых актов. К важнейшим из них относятся Национальная программа демографической безопасности на 2007-2010 годы, Президентская программа “Дети Беларуси” на 2006-2010 годы, Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004 – 2010 годы. В задачах этих документов значится повышение престижа семьи как наиболее благоприятной естественной среды для развития ребенка, оказание родителям и детям необходимой помощи, подготовка подрастающего поколения к браку и семье, в том числе посредством включения в учебно-воспитательный процесс учреждений образования соответствующих занятий, факультативов и программ.
Для учащихся 9-х классов предлагается специальный курс по выбору “Человек в мире семейных отношений”, в цели и задачи которого входят:
- подготовка школьников к браку и будущей семейной жизни, ответственному выполнению супружеских и родительских обязанностей;
- содействие формированию у школьников семейных ценностей и позитивных установок на создание семьи;
- просвещение школьников относительно
- роли семьи в обществе и в жизни отдельного человека, функций и задач малой ячейки общества,
- нравственных основ взаимоотношений между юношами и девушками, психогигиены интимных отношений,
- психологических закономерностей, обусловливающих прочность семейных уз, успех или неудачу в личной жизни,
- проблем воспитания детей;
- правовых норм, регулирующих брачно-семейные отношения;
- выработка у учащихся навыков по планированию и ведению домашнего хозяйства, соблюдению правил общения в семье, уходу за детьми и пр.
В ходе ведения курса по выбору «Человек в мире семейных отношений» рекомендуется применять активные формы занятий, позволяющие учащимся выражать собственное отношение к изучаемому материалу: дискуссии, деловые игры, “круглые столы”, конференции, консультации специалистов, конкурсы рисунков, плакатов, девизов, сочинений и других творческих работ на тему “Моя будущая семья” (“Какой я вижу свою будущую семью”, “Каким бы я хотел(а) воспитать своего будущего ребенка”, “Я – будущая мама (будущий отец)” и т.д. Формированию культуры семейных отношений будут способствовать тренинги, разбор конкретных ситуаций, различного рода упражнения с привлечением демонстрационных материалов, аудио-, видео- и компьютерных средств обучения, художественных текстов, исследовательских методик и пр. Некоторые виды практических работ можно предлагать для выполнения дома, однако это должны быть небольшие по объему задания творческого характера.
Для более полного освещения некоторых тем (например, темы «Правовая основа брачно-семейных отношений», «Психофизиологические особенности юношей и девушек») желательно при возможности привлекать специалистов из других сфер, например, юристов, психологов, медицинских и социальных работников.
Программа курса рассчитана на 34 часа (2–4 часа в месяц в течение года) с ориентацией на учащихся 9 классов общеобразовательных школ с 12-летним сроком обучения. Для проведения занятий рекомендуется выделять спаренные уроки.
II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№№ п/п | Темы | Количество часов |
1. | Вводное занятие. Цель и содержание курса | 2 |
2. | Семья и общество | 2 |
3. | Психофизиологические особенности юношей и девушек | 2 |
4. | Любовь как высшее человеческое чувство | 2 |
5. | Ответственное отношение к выбору спутника жизни | 2 |
6. | Интимные взаимоотношения между юношами и девушками | 2 |
7. | Первые шаги молодой семьи | 2 |
8. | Роль родственников в жизни семьи | 2 |
9. | Распределение домашних обязанностей и организация досуга в семье | 4 |
10. | Потребности и бюджет семьи | 2 |
11. | Рождение и воспитание детей в семье | 4 |
12. | Причины и последствия разлада семейных отношений | 4 |
13. | Правовая база брачно-семейных отношений | 2 |
14. | Заключительное занятие «Формула семейного счастья» | 2 |
Итого: | 34 |
III. Аннотированное содержание курса
Тема 1. Вводное занятие. Цель и содержание курса (2 час)
Ознакомление учащихся с предлагаемым курсом, его целями, задачами и темами занятий.
Проведение анкетирования учащихся для выявления знаний в области семейных отношений и установления предпочтений юношей и девушек относительно предлагаемых тем.
Тема 2. Семья и общество (2 часа)
Значение семьи в жизни отдельного человека и общества. Основные функции семьи и их трансформация в современном обществе. Структура и типология семей.
Нравственные ценности семьи и домашние реликвии. Традиции и обряды белорусской семьи.
Заинтересованность государства в укреплении семьи. Социальная помощь и поддержка семей с несовершеннолетними детьми в Республике Беларусь.
Практическая работа.
- Дискуссия на тему “Обязательно ли вступать в брак?» (или «Можно быть счастливым без семьи”, “Кому и почему больше нужна семья – мужчине, женщине или детям?”, “В каком возрасте предпочтительнее вступать в брак и рожать детей?”, “Может ли быть счастливой семья без детей?”, “Что следует делать государству для стимулирования молодежи к заключению браков и рождению детей?”)
- Выполнение письменных упражнений. Каждому ученику дается листок бумаги, разделенный на две части. В левой части листка перечислены социальные функции семьи с краткой характеристикой их назначения. Учащимся предлагается выбрать из предложенного перечня знакомые функции и вписать в правую часть меры, предпринимаемые государством для их успешной реализации (например, выплата пособий и льготных кредитов, производство соответствующих товаров, предоставление необходимых услуг и пр.).
- Можно предложить учащимся определить самостоятельно или выбрать из предложенного перечня негативные последствия невыполнения семьей тех или иных социальных функций.
Тема 3. Психофизиологические особенности юношей и девушек (2 часа)
Особенности мужской и женской психики.
Психофизиологические особенности мужчины. Понятие о мужественности в разные эпохи и у разных народов. Искаженные представления о мужественности. Мужчина в современном мире.
Психофизиологические особенности женщины. Понятие о женственности в разные исторические периоды и у разных народов. Женщина в современном мире.
Проблема равенства и равноправия мужчины и женщины.
Практическая работа.
- Ролевая игра: «Юноши глазами девушек», «Девушки глазами юношей». Учащиеся изображают возможные жизненные ситуации, происходящие на работе, дома, в школе, в общественном транспорте, в походе, на дискотеке и др. Затем в тех же ситуациях юноши и девушки принимают на себя функции противоположного пола. В заключение проводится сравнительный анализ типичного и нехарактерного поведения мужчин и женщин, особенности их восприятия друг друга в реальных и «перевернутых» обстоятельствах.
- Изготовление при помощи глянцевых журналов, клея и ножниц коллажей с изображением «идеала» современного мужчины (девушками) и современной девушки (юношами).
Тема 4. Любовь как высшее человеческое чувство (2 часа)
Товарищеские и дружеские отношения между юношами и девушками. Дружба как школа общения и преддверие романтических взаимоотношений.
Феномен любви, ее этапы. Любовь и влюбленность: сходство и различия.
Первая любовь. Проявления любви: нежность, внимание, забота, чуткость, ответственность, доверие, терпение в отношениях с избранником(цей). Признание в любви.
Взаимная любовь как основа брака и семьи. Любовь и разлука. Возрастные изменения в проявлении чувств.
Практическая работа.
- Дискуссия на тему: «Что такое любовь в представлении современных юношей и девушек?» («Как отличить истинную любовь от увлечения?», «Обязательна ли любовь для заключения брака и рождения детей?»)
- Задание учащимся вспомнить или подобрать материал о жизни и любви влюбленных пар, известных по историческим событиям, произведениям литературы и искусства (например, Антоний и Клеопатра, Ромео и Джульетта, Мастер и Маргарита). Героями рассказов о беззаветной любви могут стать также близкие и знакомые люди из реальной жизни.
Тема 5. Ответственное отношение к выбору спутника жизни (2 часа)
Брак. Мотивы вступления в брак. Готовность современных молодых людей к семейной жизни. Брачный возраст.
Представления молодых людей об идеальном (ой) супруге. Требования, предъявляемые к будущему (ей) супругу (е) (материальная обеспеченность, статус, занимаемая должность и пр.).
Понятие «неравный брак». Влияние возрастных, образовательных, финансовых и социальных различий супругов на их взаимную адаптацию в семье.
Церемония бракосочетания. Обручение и венчание. Официальная регистрация брака.
Практическая работа. 1. Изготовление плакатов, рисунков, коллажей и пр. желаемого(й) спутника(цы) жизни под девизом «Главное в муже (жене) – это….» с последующим обсуждением результатов.
- Составление учащимися брачных объявлений, в которых они наряду с требованиями к будущему избраннику по возможности объективно отмечают как свои достоинства, так и недостатки. Обсуждение соответствия высказанных притязаний собственным качествам и возможностям.
Тема 6. Интимные взаимоотношения между юношами и девушками (Занятия проводятся отдельно для юношей и девушек врачами – специалистами – гинекологами и урологами) (1/1 час).
Специфика полового созревания юношей и девушек. Значение и возможности сохранения репродуктивного здоровья.
Половая близость. Культура интимных отношений между девушками и юношами. Ответственность юношей и девушек за свое сексуальное поведение. Риск ранней половой жизни.
Противозачаточные средства и механизм их действия.
Гармония половых отношений в браке.
Медицинские и реабилитационные учреждения, оказывающие помощь жертвам сексуального насилия.
Тема 7. Первые шаги молодой семьи (2 часа)
Влияние опыта жизни юношей и девушек в родительской семье на жизненный уклад их собственных семей.
Ожидания и притязания молодых супругов. Необходимость трансформации прежнего образа жизни. Первичная – материально-бытовая, нравственная, психологическая, интимно-личностная и пр. – адаптация молодоженов.
Профилактика семейных конфликтов. Критические ситуации в жизни молодой семьи. Пути и способы выхода из конфликтных ситуаций.
Практическая работа.
- Составление свода нравственных законов для будущей семьи, заповедей для мужа (жены), перечня одобряемых и табуированных выражений, правил общения.
- Ролевая игра по моделированию конфликтной ситуации между молодыми супругами и примирению.
Тема 8. Роль родственников в жизни семьи (2 часа)
Близкородственные семейные связи и их значение для человека. Возникновение новых родственных отношений в связи со вступлением в брак.
Положительные и отрицательные стороны совместного проживания молодоженов со старшими поколениями. Взаимное уважение как важнейшее условие семейного благополучия в разнопоколенных семьях.
Кооперация и сотрудничество молодых супругов с семьями родителей и иными родственниками. Роль дедушек и бабушек в создании семейного уюта и воспитании детей.
Практическая работа.
- Составление таблицы «Структура родственных связей и отношений свойства».
- Сбор материалов и изображение каждым учащимся генеалогического “Древа” своей семьи (генеалогического).
Тема 9. Распределение домашних обязанностей и организация досуга в семье (4 часа)
Виды домашних работ. Необходимые умения и навыки по ведению домашнего хозяйства, способы создания и поддержания домашнего уюта.
Установление круга семейных обязанностей, их распределение между членами семьи. Включенность детей в домашнюю работу.
Проблемы организации семейного отдыха. Роль досуга в укреплении семейных связей. Семейные традиции и их роль в создание комфортной домашней атмосферы.
Семейные праздники, особенности их подготовки и проведения как один из путей сохранения и передачи традиций. Виды свадеб в зависимости от стажа супружеской жизни.
Прием гостей и выход «в гости». Соблюдение правил гостеприимства.
Практическая работа.
- Игра-тренинг «Мамины и папины вещи и рабочие инструменты в доме». Педагог показывает учащимся изображения различных предметов, встречающихся в квартирах: плиты, кастрюли, сковороды, стиральной машины, дрели, утюга, телевизора, компьютера и пр., а школьники относят их к «папиным» или «маминым» в зависимости от того, кто ими чаще пользуется. В заключение устанавливается, у кого из родителей больше рабочих инструментов, а у кого – предметов для проведения досуга.
- Групповая дискуссия на тему: «Как должны распределяться обязанности в семье: поровну или по справедливости?»
- Составление плана проведения выходного дня, сценария семейного праздника и пр.
Тема 10. Потребности и бюджет семьи (2 часа)
Соотношение духовных и материальных потребностей человека, их иерархия (по А.Маслоу). Реальные нужды членов семьи и псевдопотребности, возникающие ситуативно в зависимости от моды, установок ближайшего окружения и пр.
Семейный бюджет: стабильные и разовые доходы членов семьи, обязательные расходы. Краткосрочное и долговременное планирование бюджета семьи, их значение. Необходимость выделения средств на правильное питание в соответствии с уровнем доходов семьи.
Испытание семьи бедностью и богатством. Бережливость и экономия, их отличие от скупости. Роскошь и ее разлагающее влияние.
Практическая работа.
- Ролевая игра с использованием специально подготовленных бланков с перечнем членов воображаемых семей (Ивановы, Петровы, Сидоровы и пр.). Учащиеся распределяются по ролям в семье (отец, мать, бабушка-пенсионерка, сын-подросток, дочь-студентка и пр.). В одном из бланков отмечаются «доходы» каждого из членов семьи. Затем игроки обсуждают вопрос о своих первичных и вторичных нуждах и исходя из этого в другом бланке планируют семейный бюджет на неделю.
- Составление перечня перспективных трат (одежда, мебель, телевизор, отпуск и пр.) с оценкой степени их необходимости. Заполнение бланка с бюджетом семьи на длительный период (месяц, квартал и пр.).
Тема 11. Рождение и воспитание детей в семье (4 часа)
Планирование рождения детей в семье. Здоровый образ жизни как условие рождения здоровых детей.
Семья, ждущая ребенка. Подготовка к появлению ребенка в семье.
Первый ребенок в семье. Уход за новорожденным и младенцем. Особенности развития ребенка до года.
Ответственность родителей за воспитание детей. Основные принципы и закономерности семейного воспитания: уважение личности ребенка, ненасилие, активное включение детей в жизнедеятельность семьи. Условия сохранения и поддержания родительского авторитета.
Роль отца и матери в семье. Родительская любовь. Различия в проявлении отцовской и материнской любви.
Стили взаимоотношений родителей и детей. Трудности в общении родителей с детьми-подростками.
Показатели результативности воспитания детей.
Практическая работа.
- Уход за воображаемым ребенком в виде куклы-голыша: пеленание, одевание, смена подгузника и пр.
- Ролевая игра по моделированию ссоры между детьми-подростками и их родителями по различным поводам (плохая успеваемость, позднее возвращение домой, грубость по отношению к старшим и др.). Затем идет обсуждение правильности поведения каждой из сторон вначале с точки зрения школьников, а затем – с предполагаемой позиции родителей. В заключение идет поиск возможного безконфликтного решения проблемы для повторного проигрывания ситуации.
- Сочинение на тему: «Каким бы я хотел (а) быть отцом (матерью)».
- Подбор произведений литературы и искусства, в которых отражается счастье материнства и отцовства.
Тема 12. Причины и последствия разлада семейных отношений (4 часа)
Проблемы современной семьи: падение ее общественного статуса, снижение семейных ценностей в глазах молодежи, сокращение числа браков и рост разводов, уменьшение рождаемости, увеличение количества внебрачных детей и пр.
Семьи, находящиеся в социально опасном положении. Понятие о неблагополучной семье. Организации и учреждения, оказывающие помощь и поддержку семьям, испытывающим трудности во взаимоотношениях между её членами.
Причины и последствия распада семей. Распространение вредных привычек (алкоголизация, употребление психоактивных веществ и пр.) и домашнего насилия. Одинокие матери и отцы.
Дети-сироты. Замещающие семьи (патронатные, опекунские, приемные). Государственные интернатные учреждения для детей-сирот и детей, лишившихся родительской опеки.
Практическая работа. Просмотр кинофильма о детях-сиротах с последующим его обсуждением.
Посещение детского дома, школы-интерната, детского социального приюта с целью налаживание длительных контактов и оказания моральной поддержки детям, находящимся в социально опасном положении.
Тема 13. Правовая база брачно-семейных отношений (2 часа).
Конституция Республики Беларусь и Кодекс Республики Беларусь о браке и семье (1999 г. с изменениями и дополнениями на 2007 г.).
Порядок и условия заключения и расторжения брака. Брачный договор. Единство супружеских прав и обязанностей. Права ребенка в семье.
Юридическая ответственность родителей за воспитание детей. Соглашение о детях. Алиментные обязанности супругов. Причины, основания и последствия лишения родителей прав на детей.
Практическая работа.
- Заполнение бланка брачного договора.
- Составление таблиц с следующими графами: права детей – права родителей; обязанности совершеннолетних детей по отношению к родителям, обязанности родителей по отношению к несовершеннолетним детям.
Тема 14. Заключительное занятие «Формула семейного счастья» (2 час)
Обобщение представлений юношей и девушек о счастливом браке. Слагаемые счастливого супружества.
Проведение повторного анкетирования для выявления уровня усвоения материала.
Организация различных конкурсов и викторин на семейную тематику.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся должны знать о:
- психологических различиях между мужчиной и женщиной;
- распределении семейных ролей, возможностях достижения гармонии в семейных отношениях;
- правилах планирования семьи;
- наиболее распространенных причинах супружеских разногласий и конфликтов, а также о способах их разрешения;
- этике интимных отношений и негативных последствиях сексуальной активности в раннем возрасте,
- основных принципах и закономерностях семейного воспитания;
- организациях и учреждениях, оказывающих помощь и поддержку семьям, члены которых испытывают трудности во взаимоотношениях;
- нормах законодательного регулирования брачно-семейных отношений в Республике Беларусь, уголовной и моральной ответственности за домашнее насилие.
Учащиеся должны обладать
определенными навыками и умениями, в том числе:
- давать определения понятиям «брак», «семья», дети, находящиеся в социально опасном положении;
- взаимодействовать с другими людьми – старшими по возрасту, а также сверстниками и представителями противоположного пола;
- прогнозировать последствия своих слов действий и поступков при вступлении в контакт с лицами противоположного пола;
- разрешать конфликтные ситуации без нанесения партнеру психологической и нравственной травмы;
- оказывать психологическую и моральную поддержку другим людям, особенно родным и близким, выполнять домашнюю работу в соответствии с возрастом;
- планировать свое свободное время, проводить его с пользой для себя и окружающих;
- рассчитывать семейный бюджет на короткий и длительный срок;
- владеть элементарными навыками ухода за маленькими детьми.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Афанасьева, Т.М. и др. От Я до Мы: азбука семейной жизни / Т.М. Афанасьева, О.А. Дюжева, В.И. Камай и др.- 2-е изд., доп.- Москва: Педагогика, 1990.- 334 c.
- Гребенников, И.В. Основы семейной жизни: учеб. пособие для студентов пед. институтов / И.В.Гребенников. – Москва: Просвещение, 1991.- 158 с.
- Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В.Гришина.- СПб.: Питер, 2000.– 464 с.
- Дружинин,В.Н. Психология семьи / В.Н.Дружинин.- 3-е издание.- Санкт-Петербург [и др.]; Питер: Питер Пресс, 2007.- 176 с.
- Если вы решили усыновить ребенка: пособие для рук. учреждений образования, соц. педагогов, специалистов соц.-пед. центров и соц. приютов, прием. родителей / И. А. Фурманов, А. А.Аладьин, В.А.Маглыш, Л.И.Смагина [и др.]. Под общ. ред. Л.И.Смагиной.- Минск: Мэджик Бук, 2004. – 165 c.
- Капустин, Д. З. и др. Гармония семейных отношений / В. Владин, Д. Капустин.- Алма-Ата Казахстан, 1991.- 333 с.
- Ковалев, С.В. Психология современной семьи: Информ.-метод. материалы к курсу “Этика и психология семейной жизни”: Кн. для учителя / Сергей Ковалев.- М.: Просвещение, 1988. -207 с.
- Кодекс Республики Беларусь о браке и семье с учетом всех изменений и дополнений, внесенных в него по состоянию на 1 октября 2006 г. и с алфавитно-предметным указателем.- Минск: НЦПИ, 2007.- 140 с.
- Кон, И.С. Дружба / И. С. Кон.- 4-е изд.- Санкт-Петерб.: Питер 2005, 336 с.
- Конституция Республики Беларусь 1994 года: (с изм. и доп.): принята на респ. референдуме 24 нояб. 1996 г.: в ред. Решения респ. референдума 17 окт. 2004 г. – Минск: Амалфея, 2004. – 48 с.
- Кочетов, А. И. Начала семейной жизни / А. И. Кочетов.- Минск: Полымя 1989.- 447 с.
- Круглов, В.А. и др. Семейное право Республики Беларусь / В.А.Круглов, Е.В.Шейпак, В.С.Шейпак.- Минск: Издательство «Дикта», 2007.- 220 с.
- Ракова, Л.В. Традыцыі сямейнага выхавання ў беларускай вёсцы / Л.В.Ракава.- Мінск: Ураджай, 2000.- 111 с.
- Севковская, З.А. Молодежь Беларуси на пороге третьего тысячелетия / З.А.Севковская.- Минск: Принткорп, 2002.- 128 с.
- Смагина, Л.И. и др. Семья: прошлое, настоящее и перспективы / Л.И.Смагина, А.К.Воднева и др. Под общ. ред. Л.И.Смагиной.- Минск: Мастацкая літаратура, 2000.- 166 с.
- Смагина, Л.И. и др. Уроки будущим мужьям и женам: жизнь вне стен интерната. Пособие / Л.И.Смагина, А.С.Чернявская.- Минск: Кавалер Паблишерс, 2006.- 108 с.
- Целуйко, В.М. Родители и дети: психология взаимоотношений в семье / В.М.Целуйко.- 2-е издание.- Мозырь: Содействие, 2007.- 222 с.
- Чечет, В.В. Педагогика семейного воспитания: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей ВУЗов / В.В.Чечет.- Мозырь: Белый ветер, 2003.- 290 с.