В Гродно пройдут VІIІ Коложские научно-образовательные чтения «Великая Победа: наследие и наследники»

5-6 декабря 2019 года в Гродно пройдут VІIІ Коложские открытые областные научно-образовательные чтения, посвященные теме: «Великая Победа: наследие и наследники». Мероприятие является региональным этапом Международных Рождественских образовательных чтений (г. Москва, РФ) и состоится на базе УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» (ул. Ожешко, 22), ГУО «Гимназия № 2 г. Гродно» (ул. Болдина, 10 б), ГУО «СШ № 38 г. Гродно» (ул. Вишневецкая, д. 14), ГУО «Ясли-сад № 99 г. Гродно» (проспект Клецкова, 9 a), ГУО «Гродненский областной институт развития образования» (ул. Гагарина, 6).

Организаторы Чтений: Главное управление образования гродненского облисполкома;

УО «Гродненский государственный университет

имени Янки Купалы»;

Белорусская Православная Церковь;

Гродненская епархия;

ГУО «Гродненский областной институт развития образования»;

УК «Гродненский государственный музей истории религии»;

Порядок работы Чтений:

5 декабря

10.00. Пленарное заседание (актовый зал ГрГУ: ул. Ожешко, 22, ауд. 218)

14.00. Круглый стол «Победа в Великой Отечественной войне в сознании современного общества» (ГрГУ, ул. Ожешко, 22, ауд. 209)

14.00. Дискуссионная площадка «Нужна ли нам память о Великой Отечественной войне?» (ГрОИРО, ул. Гагарина, 6)

6 декабря

10.00. Педагогическая мастерская для работников учреждений дошкольного образования «“Дзякуем салдатам за жыццё і мір!”: что и как рассказывать детям дошкольного возраста о Великой Отечественной войне» (Ясли-сад № 99 г. Гродно)

13.00. Работа секций в гимназии № 2 и СШ № 38 г. Гродно

На секциях планируется обсуждение следующих проблем:

  1. 80-летие начала Второй мировой войны и 75-летие Победы в Великой Отечественной
  • События осени 1939 г. в Западной Беларуси
  • Отношение населения вашей малой родины к началу Второй мировой войны и событиям осени 1939 г
  • Церковь и советское государство осенью 1939 – в июне 1941 г. на территории вашей малой родины
  • Участие жителей вашей местности в боевых действиях на фронтах Второй мировой войны в Европе, Африке и Азии
  1. 75-летие освобождения Беларуси
  • Мемориализация памяти о войне на территории вашей малой родины
  • Нарративные источники о Великой Отечественной войне в вашей местности и их интерпретация
  1. Оккупационный режим и коллаборация. Партизанское и подпольное движение в Беларуси в 1941-1944 гг
  • Развитие партизанского и подпольного движения в вашей области, вклад в борьбу с оккупационным режимом в Беларуси в 1941-1944 гг.
  • Коммуникация партизан и подпольщиков с местным населением в вашей местности
  • Коллаборационизм на оккупированной территории
  1. Церковь во время Великой Отечественной войны и межконфессиональные отношения на оккупированной территории вашей малой родины
  • Православная Церковь // католическая Церковь // протестантские церкви и их деятельность в вашей местности в 1941-1945 гг.
  • Межконфессиональные отношения в вашей местности в 1941-1945 гг.
  • Холокост и Церковь
  1. Судьбы педагогов и священников вашей малой Родины в годы Великой Отечественной войны
  • Судьбы духовенства и мирян вашей малой родины в 1941-1945 гг.
  • Спасение детей представителями Церкви в 1941-1945 гг.
  • Участие педагогов вашей малой родины в Великой Отечественной войне
  • Деятельность «лесных школ» в период оккупации на территории Беларуси
  • Развитие школьного дела в оккупированной Беларуси в 1941-1944 гг.
  • Восстановление системы школьного образования в послевоенной Беларуси (середина 1940 – середина 1950-х годов)
  1. 180-летие Полоцкого Собора 1839 г
  • Этноконфессиональная ситуация и конфессиональная политика российской власти на территории бывшей Речи Посполитой в конце XVIII – первой половине XIX века
  • Взаимоотношения римско-католической и греко-католической церквей и процесс латинизации униатства в XVII – XVIII вв.
  • Положение греко-католической церкви в Беларуси в первой половине XIX века
  • Причины и предпосылки упразднения Брестской церковной унии в 1839 году
  • Значение Полоцкого объединительного собора 1839 года для конфессиональной истории и общественной жизни Беларуси
  • Жизненный путь и духовный подвиг, религиозные и личные мотивы присоединения к Православию участников Полоцкого собора 1839 года: архиепископа Василия (Лужинского), архиепископа Антония (Зубко), архиепископа Михаила (Голубовича), епископа Игнатия (Железновского), епископа Павла (Доброхотова), протоиерея Михаила Бобровского, священника Плакида Янковского
  • История развития духовных школ Беларуси, их знаменитые выпускники XIX – ХХ вв.
  • Церковно-государственные и церковно-общественные отношения в исторической проекциии и на современном этапе
  1. Военная героика в древнерусской литературе и развитие ее традиций
  • Менталитет русского человека в его историческом становлении (по книге Ф. Нестерова «Связь времен»)
  • Д.С. Лихачев о теме войны в русских летописях
  • Исторические корни воинской повести и ее место в жанровой системе древнерусской литературы
  • Тема войны и противостояния князя и воина в былинах
  • Тема войны в «Повести временных лет»
  • Летописная повесть о походе князя Игоря на половцев
  • «Слово о полку Игореве»: протест против войны или апология подвига русского войска?
  • Иллюстрации к «Слову о полку Игореве»
  • «Слово о полку Игореве» в искусстве
  • Тема войны и воинского подвига в княжеском житии: «Сказание о житии Александра Невского»
  • Панегирик воинскому долгу и плач о человеке в «Повести о разорении Рязани Батыем»
  • «Повесть о разорении Рязани Батыем» в иллюстрациях
  • Война и люди в «Сказании о Мамаевом побоище»
  • «Задонщина» как памятник древнерусской литературы
  • «Сказание об Азовском осадном сидении донских казаков» в контексте развития военной темы в древнерусской литературе
  1. Осмысление опыта Великой Отечественной войны в литературе и искусстве
  • Родина, народ, человек в поэзии периода Великой Отечественной войны
  • Будни войны в романе В. Некрасова «В окопах Сталинграда»
  • Повесть Э. Казакевича «Звезда» и ее экранизации (1949, 2002)
  • Имена на поверке: стихи молодых поэтов, не вернувшихся с войны
  • «Нас не нужно жалеть»: С. Гудзенко и его «Солдатские стихи»
  • Женщина на войне: взгляд Юлии Друниной и Светланы Алексиевич
  • Война и свобода в романе В. Гроссмана «Жизнь и судьба»
  • «Крик» и «Убиты под Москвой» К. Воробьева
  • Война и современность в романах Ю. Бондарева «Берег», «Выбор», «Игра»
  • Война как поле экзистенциального выбора: случай В. Быкова
  • Повести В. Быкова о войне и их экранизации: «Восхождение», «Знак беды», «В тумане» (или другие – по выбору докладчика)
  • Великая Отечественная как подвиг Человека: фильмы «Баллада о солдате», «Летят журавли», «Судьба человека», «Иваново детство»
  • Психологические и нравственные конфликты в повестях Б. Васильева «А зори здесь тихие…», «В списках не значился», В. Кондратьева «Сашка»
  • Война как апокалипсис: «Хатынская повесть» А. Адамовича и фильм «Иди и смотри» Э. Климова
  • Война: неизбывная травма или высший миг жизни?
  • Документальная проза о войне: правда и ее границы в книгах «Я из огненной деревни» Я. Брыля, А. Адамовича и В. Колесника и «Блокадной книге» Д. Гранина и А. Адамовича
  • Ребенок и война: книги «Никогда не забудем» и С. Алексиевич «Последние свидетели»
  • Авторская философия истории в романе В. Астафьева «Прокляты и убиты». Полемика вокруг романа как отражение разных взглядов на войну
  • «Одна на всех судьба»: повесть В. Распутина «Живи и помни»
  • Война как повседневность на оккупированной территории (фильмы «Свои», «Враги», «Франц+Полина»)
  • Память поколений победителей и наследников о войне (фильмы «Белорусский вокзал» и «Мы из будущего»)
  • Ремифологизация войны в фильмах 2010-х гг.: «Т-34», «Спасти Ленинград», «28 панфиловцев», «Битва за Севастополь» (по выбору докладчика)

Примечания

  1. Рекомендуется сопровождение докладов презентациями
  2. Приветствуется предложение собственных тем, но строго в русле обозначенных направлений

Круглый стол «Победа в Великой Отечественной войне в современном общественном сознании»

  • Образ героев Великой Отечественной войны в современном общественном сознании
  • Герои Великой Отечественной войны и герои современности: сравнительный анализ
  • Нравственный выбор в условиях войны: границы и возможности
  • Экзистенциальный портрет войны: значение чувств любви (к Родине, ближнему, конкретному человеку) и ненависти к врагу в победе над фашизмом
  • Бытовое и бытийное в годы войны (повседневная жизнь и деятельность культурно-просветительских, творческих, образовательных, научных организаций и коллективов в военное время, их значение для Победы)

Дискуссионная площадка «Нужна ли нам память о Великой Отечественной войне?»

  • «А может, не было войны, и людям всё это приснилось?»
  • Зачем мне помнить о войне?
  • «То ли были героями их отцы, то ли лучше бы нам пить баварское пиво?»
  • Что можем сделать мы, чтоб этот ужас вновь не повторился?

Педагогическая мастерская для работников учреждений дошкольного образования «“Дзякуем салдатам за жыццё і мір!”: что и как рассказывать детям дошкольного возраста о Великой Отечественной войне»

  • «Надо ли говорить с детьми дошкольного возраста о Великой Отечественной войне?» (особенности работы с родителями)
  • Проект «Зарничка» в учреждении дошкольного образования
  • «Слава герою-бойцу!»: встречи с детскими поэтами и писателями Принеманья
  • Жизненные уроки членов семьи – защитников нашего Отечества
  • «Поговорим с ребенком о войне»: возможности нерегламентированной деятельности воспитанников учреждения дошкольного образования

Обращаем внимание участников на то, что тезисы, предложенные выше, указывают возможные направления рассуждений. Руководствуясь избранным направлением, тему выступления каждый докладчик формулирует самостоятельно и конкретно.

Регламент выступления на секции – 10 минут; выступление на пленарном заседании – до 20 минут. Рабочие языки чтений – русский, белорусский. Во время Коложских чтений будут организованы тематические выставки.

Просим подать заявку на участие в конференции не позднее 15 ноября 2019 года, указав в ней:

  • фамилию, имя, отчество;
  • место учебы (класс/курс) или работы (должность);
  • тему выступления, а также секцию, в которой оно планируется;
  • необходимость мультимедийной аппаратуры;
  • контактный телефон, е-mail.

Заявку с указанием темы: Коложские чтения участники направляют:

  • руководящие и педагогические работники, библиотекари, классные руководители, учащиеся общего среднего образования г. Гродно – в отделы образования, спорта и туризма администраций Ленинского (e-mail: len_roo@mail.grodno.by) и Октябрьского (e-mail: oktroo_grodno@mail.grodno.by) районов г. Гродно;
  • руководяшие и педагогические работники, библиотекари, классные руководители (кураторы учебных групп), учащиеся учреждений общего среднего образования, профессионально-технического и среднего специального образования Гродненской области и других регионов Беларуси – в ГУО «Гродненский областной институт развития образования» (e-mail: otdelivr@mail.ru; телефон: 8-0152-96-35-17, Кивлюк Л. А.)
  • представители духовенства и церковных образовательных структур, братств и сестричеств; преподаватели, студенты, учащиеся колледжей – на кафедру русской филологии ГрГУ (е-mail: Bogdevich_ECH@grsu.by; телефон: 8-0152-74-43-81).

Командировочные расходы за счет направляющей стороны. Заявки на проживание в общежитии ГУО «Гродненский областной институт развития образования» (ул. Гагарина, 6) принимаются по телефонам:

8-0152-39-90-57; +375-29-84-19-557 (Кивлюк Людмила Анатольевна).