В рамках XXVI Международных Рождественских чтений в Москве состоялся круглый стол «Кампанология и звонарское мастерство»

23 января 2018г., в рамках XXVI Международных Образовательных Рождественских чтений в Москве, в храме св. вмц. Ирины в Покровском состоялся круглый стол «Кампанология и звонарское мастерство».

Круглый стол прошел под председательством Владыки Витебского и Оршанского Димитрия, настоятеля храма св. вмц. Ирины в Покровском – Патриаршего Подворья Белорусского Экзархата г. Москвы. Куратором и организатором круглого стола выступила Шатько Елена Геннадьевна, кандидат искусствоведения, доцент Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка.

В приветственном слове к участникам встречи Владыка Димитрий подчеркнул важность происходящего события – проведения впервые в рамках Рождественских чтений отдельного круглого стола по кампанологии и отметил также, что колокольный звон помогает «горению» в Церкви, предупреждает внутри нее теплохладность.

С докладами на заседании выступили:

Ярешко Александр Сергеевич, доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой народного пения и этномузыкологии Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова («Православные колокольные звоны: сохранение традиций»), который подчеркнул, что колокол для Руси – “глас Божий, призыв к единению всех и обосновал важность сохранения традиций колокольного звона;

Нюнин Борис Николаевич, доктор технических наук, профессор Московского государственного машиностроительного университета, руководитель «Общества древнерусской музыкальной культуры» – «Воссоздание производства традиционных русских гармонически согласованных колоколов ОДМК-ЗИЛ»;

Глушецкий Андрей Анатольевич, доктор экономических наук, профессор Высшей школы финансов и менеджмента РАНХиГС (Москва) – презентация книги «Выставки, колокола, медали»; «Российские производители колоколов и колокольчиков – участники и призеры российских и международных выставок»;

Старостенков Сергей Алексеевич, вице-Президент АКИР (СПб.) – «Русские традиционные церковные звоны – наше нематериальное национальное наследие и достояние»;

Шатько Елена Геннадьевна, кандидат искусствоведения, доцент Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка (Минск) – «К 30-летию Ассоциации колокольного искусства России», презентация книги «Колокольный звон – душа народа»;

Завьялов Николай Иванович, доцент кафедры Литургики, преподаватель основ кампанологии Московской Сретенской Духовной Семинарии, звонарь Сретенского монастыря – «Элементы музыкальной выразительности в творческом инструментарии звонарей»;

Лялин Павел Викторович, старший звонарь храма Архангела Михаила села Загорное Раменского района Московской области – «Электронный звонарь. Доколе!»;

Вакатов Василий Викторович, звонарь храма, преподаватель класса колокольного звона при храме Вознесения Господня на Большой Никитской улице (Москва), звонарь храма Сретения Господня в г. Пушкино Московской области – «Классическая музыка в классе колокольного звона»;

Басис Светлана Анатольевна, звонарь храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Давыдовское, Кольчугинского района Московской области звонарь (Москва) – «Обучение колокольному звону»;

Виктор Сергеевич Котельников, кандидат политических наук, заместитель начальника Центра социокультурных экспертиз звонарь Зачатьевского монастыря и храма свв. мчч. Флора и Лавра на Зацепе (г. Москва) – «Рассказ о коллективе»;

Баранова Мария Сергеевна (Мирошина, Москва), поэт – «Колокола и пушки» – поэтический рассказ о судьбе колоколов в годы войн и их голосе за мир в мире»;

Ростовская Олеся Васильевна, член Союза композиторов России и Ассоциации органистов России, представитель фонда “Русский карильон” – «Колокола – источник идей для композитора».

В круглом столе также приняли участие:

Пестрецов Владимир Ильич, кандидат исторических наук, руководитель учебного отдела Московского Колокольного центра;

Дергачева Ирина Владимировна, доктор филологических наук, декан факультета иностранных языков МГППУ, член Ассоциации учителей русского языка и литературы Московской области;

Кустова Валентина Евгеньевна, помощник заместителя Председателя Комитета по делам семьи, женщин и детей Государственной Думы ФС РФ Вторыжиной Е.А.;

Иванов Олег Игорьевич, звонарь Китайского Подворья при храме свт. Николая в Голутвине (Москва);

Участники круглого стола говорили в своих выступлениях о том, что колокол для Руси – “глас Божий», призыв к единению всех православных людей и обосновывали важность сохранения традиций колокольного звона; приводили научные данные о том, что колокол излучает звуковые колебания крестообразно, в чем заключается, возможно, сакральный смысл колокольного звона. В докладах многих участников встречи прозвучала критика в адрес электронных звонниц. Звонарское искусство не может исчезнуть, так как «электронный звонарь» не является православным, не молится, не может призывать к горнему миру, не может быть душой России. Примечательно, что в Уставе колокольного звона, принятом при Патриархе Алексие II, сказано, что использование электронных звонниц недопустимо. Но, к сожалению, этот документ так и не был утвержден.

Большое внимание было уделено и Ассоциации колокольного искусства России в связи с 30-летием со дня ее основания. Новая книга Елены Геннадьевны Шатько «Колокольный звон – душа народа» – живой рассказ в лицах об истории этой организации. В ходе дискуссии обсуждались также и возможные перспективы ее развития.

Передвижная звонница, установленная в правом приделе храма, стала инструментом для проведения мастер-класса по колокольному звону звонарей из России и Беларуси.

По окончании работы круглого стола его участниками было подписано обращение к председателю направления «Церковь и культура», председателю Патриаршего совета по культуре Русской Православной Церкви Епископу Егорьевскому Тихону (Шевкунову).

Обращение секции «Кампанология и звонарское мастерство» в рамках Международных образовательных Рождественских чтений в Москве от 23.01.2017 г.

Русские колокольные звоны – это символ Святой Руси. Колокольный звон называют наружным голосом Церкви – молитвой, отлитой в бронзе. Роль колоколов и звона – символизировать единение христиан, призывать к молитве, возвещать о начале богослужения в храме.

Мы, участники, собравшиеся в храме св. вмц. Ирины в Покровском, обсудив доклады, предлагаем:

  1. Ежегодно в рамках Международных образовательных Рождественских чтений организовывать секцию «Кампанология и звонарское искусство». Публиковать материалы докладов на сайте www.prаvoslavie.ru;
  2. Рассмотреть вопрос введения в рамках дисциплины Литургика в Духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви теоретического и практического курса «Основы колокольного искусства и правила обращения с колоколами». Для занятий приглашать специалистов-кампанологов;
  3. При Духовных Академиях на курсах повышения квалификации церковнослужителей ввести занятия по основам колокольного мастерства и правилам обращения с колоколами;
  4. Во всех епархиях провести паспортизацию колоколов (с указание веса, производителя, времени изготовления);
  5. При воскресных школах храмов организовывать детские школы звонарей, в Пасхальные дни проводить праздник колокольного звона в епархиях, детские фестивали колокольного звона, экскурсии на колокольни;
  6. На канале «Союз», «Спас», «Царьград», радиостанциях «Вера», «Радонеж» шире освещать вопросы, связанные с колоколами, подготовкой звонарей, изучением традиции колокольного звона в каждой епархии (Митрополии), исследовательской деятельности в этой области. В печатных изданиях или сайтах епархий освещать вопросы деятельности звонарей;
  7. Мы, ученые и звонари считаем, что Церковь – хранительница традиций не должна одобрять установку в храмах «электронного звонаря-робота». Необходимо довести до сведения настоятелей храмов недопустимость использования электронных установок;
  8. Включить в число памятников культуры, наряду с храмами и колоколонесущими сооружениями, церковные колокола.

oroik.by