Семинарий прошёл под руководством декана факультета психологии РПУ, заслуженного профессора МГУ имени М.В. Ломоносова, доктора психологических наук Бориса Сергеевича Братуся.
С докладом на тему «Забытые имена: Федор Гаврилович Кашменский. Русский педагог, общественный деятель, член Всероссийского Поместного собора 1917-1918 гг.» выступили:
– создатель книги о Ф.Г. Кашменском «Воспитание сердца человеческого» протоирей Константин Зелинский – кандидат педагогических наук, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Урюпинской епархии, руководитель лаборатории по исследованию проблем духовно-нравственного воспитания и самоопределения человека Волгоградского научно-образовательного центра РАО,
– научный редактор книги священник Евгений Агеев – кандидат теологии, председатель комиссии Урюпинской епархии по канонизации.
Имя Федора Гавриловича Кашменского в ряду прославленных отечественных педагогов было восстановлено во многом благодаря усилиям докладчиков Психологического семинария. Защита женского образования, введение в образовательное миссионерство, представленное в работе «Поездка воспитанников Курской учительской семинарии в Киев и Чернигов на Пасхальной неделе в 1901» (1901) – лишь немногое из большого вклада Кашменского в отечественную педагогику.
Несомненно, интересный исторический эпизод связан с тем, как Кашменский, будучи директором гимназии станицы Вешенской, защитил гимназиста М.М. Шолохова, нарисовавшего шарж на учителя пения. Кашменский сказал тогда, что подросток не хотел обидеть учителя и объяснил его поведение особенностями возраста. Важно то, что восстановление имени замечательного педагога является не попыткой оживления былого пространства и времени, оно имеет отношение к живому делу реального соединения современной педагогики с той, что была в нашей стране раньше. И это не только сохранение памяти, но и импульс к дальнейшему развитию.
На семинарии было отмечено, что современные методы быстрого чтения и тестовых заданий могут быть использованы как вспомогательные, но не как основные. В главном же мы должны обратиться к методу «созерцательного предстояния» Кашменского, он обозначил этот метод при создании учебного пособия по церковнославянскому языку и методического пособия по изучению «Слова о полку Игореве» (такого пособия до Кашменского в Российской империи не было), утверждая, что дети имеют право на ошибку, и поиск ребенком правильного решения – есть наиболее важный аспект в его научении рассуждать.
Также протоиерей Константин Зелинский и священник Евгений Агеев рассказали о таких важных Урюпинских достопримечательностях и подвижниках как, например, Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь и матушка Арсения.
Тема тонкостей воспитания глубоко затронула участников семинария, были вопросы из зала, развернулась дискуссия. В ответе на нее отец Константин подчеркнул необходимость интегрирования богословских, психологических и педагогических основ (Православие, психология и педагогика) в подходе воспитания сердца человеческого.
Итоги семинария подвел в своем заключительном слове главный научный сотрудник ИРДО РАО, член-корреспондент РАО Виктор Иванович Слободчиков.
По материалам сайта Учебного комитета Русской Православной Церкви uchkom.info