Великий пост – дорога к празднику Воскресения Христова

Архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий, ректор Минской духовной семинарии, – о Великом посте.

Идет Великий пост, который в церковных песнопениях и писаниях святых отцов называется «духовной врачебницей». Церковь призывает нас проводить дни в особой молитвенной сосредоточенности, покаянии, очищении души от въевшейся в нее греховной ржавчины, чтобы встретить с духовной радостью главный христианский праздник — Воскресение Христово, ощутив его всей полнотой существа своего. О том, какие искушения и соблазны могут поджидать на пути поста к Празднику праздников, интервью с архиепископом Новогрудским и Слонимским Гурием, ректором Минской духовной семинарии.

— Ваше Высокопреосвященство, как опытно познать нам радость праздника Воскресения Христова, не заблудиться на пути к нему?

— Чтобы опытно познать радость Воскресения, сначала нужно познать трагедию Креста. Для того чтобы возродиться, мы должны умереть — умереть для греха, всего, что делает мир наш холодным, расчетливым, жестоким. Чтобы наши души могли жить, радоваться, открыть для себя весну духовную, нужно постараться исправиться, измениться внутренне, очиститься и понять, ощутить величие Жертвы Божией за всех нас.

Великий пост с его установлениями призван воскресить душу — то есть возвратить ей благодать Божию, только тогда душа оживотворяется.

Казалось бы, не хочешь грешить — держись подальше от соблазнов, чтобы сохранить в душе мир — не погружайся в суету. Душа созидается благодатью Божией, которая обретается через молитву и Богослужение.

Но мир так услужливо предлагает грех, который для многих сегодня приходит через интернет. Доступность грязи, скопленной во всемирной паутине, парализует духовность. Отказаться от блуждания в интернете хотя бы на время поста — это и будет духовный подвиг, труд души.

— У святителя Иоанна Златоуста, Ваше Высокопреосвященство, есть такие пронзительные слова: «Бог обещает нам Царство — и мы пренебрегаем Его; диавол готовит нам геенну — и мы чтим его…». Что имеется в виду?

— «Под властью диавола находится тот, кто порабощен суетой. Сердце, плененное суетным миром, удерживает душу в состоянии неразвивающемся, а ум — в помрачении», — говорит преподобный Паисий Святогорец.

Святые отцы сравнивали наш мир с красивым зверем, шкура которого сверкает и переливается всеми цветами радуги. Люди, зачарованные этим блеском, бегут к нему, а он открывает пасть и пожирает их. И надо сказать, что именно в наше время эта опасность велика как никогда. Ибо сегодня сети земной суеты умножились, кажется, до последних возможных пределов. Современный человек опутан этими сетями, связан бесчисленными пристрастиями, потребностями и прихотями. Мирская суета отрывает нас от христианского пути, от духовной жизни и приводит в состояние плотское и бездуховное.

Замечательный подвижник и наставник святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Не может уверовать во Христа тот, кто не видит своих грехов, не кается в своих грехах, доволен своим состоянием. Такому человеку Христос не нужен. От чего его спасать, когда он и так хорош?»

Вся культура развлечений создана специально для того, чтобы обмануть, отвлечь от главного, забыть, что нас ждет Христос. Он, распявшийся за весь мир, даже за тех, кто сегодня не желает знать о Нем или смотрит на Него как на религиозное подспорье для достижения материальных успехов в жизни, стучит в каждую дверь.

Он предлагает нам Свой мир, спасение и жизнь вечную. Но многим, привыкшим к жизни для себя, кажется это не очень ценным на фоне манящих призывов к удовольствиям, благосостоянию и комфорту. Лишь для того, кто вкусил мир Христов, жизнь становится песней, а каждый день — праздником.

Господь всех призывает к покаянию, говорит о Царстве Божием и любви к человеку. Званых много. Откликнемся ли мы на этот зов?

К сожалению, часто человек остается мирским по своей сути, желая, не сбросив ветхих одежд, получить от Бога больше благ. Но так не бывает. Нужно выбирать. Этот выбор определяет нашу судьбу в Вечности, и именно его ждет Господь от каждого человека.

— Кажется, Владыко, всем это понятно. Но почему же мы никак не отзовемся на Божий призыв, не следуем за Ним?

— Христос стал раздражителем в обществе потребления. Господь говорит о любви, свободе и смирении, мир же постоянно поступает деспотично, алчно, надменно, корыстно.

Реальный Христос — непостижим. Евреи ждали Его как правителя, мессию и разрушителя. Он показал Себя иным, не соответствовавшим представлениям о Нем, поэтому Его отправили на Голгофу.

Христос искажен, особенно на Западе. Там распространен самый опасный, совершенно извращенный, попсовый, порожденный рынком и протестантизмом образ широко улыбающегося парня.

Именно этот образ активно эксплуатируется и проповедуется сегодня. Многие хотят иметь «добренького» Бога, который бы всегда прощал, в то время как мы предавались греховным страстям.

Господь и через века продолжает быть одиноким, не имея куда Свою голову преклонить на нашей негостеприимной земле. Бог Славы ищет сердце сокрушенное и смиренное, чтобы прийти к человеку на вечерю и полностью возродить его.

Если бы современный человек осознавал, что Христос — это Творец Вселенной, вечный Бог, Бог Слово, Вседержитель, Спаситель, Любовь, Сама Вечность и Бездна, то трепетал бы. А если бы еще понимал, что этот непостижимый Бог стал Человеком и пришел к нам в образе раба, пострадал за наши грехи, чтобы спасти нас от вечной смерти и исцелить наши раны, — он рыдал бы, как дитя, и целовал бы Его ноги, умывая их своими слезами. Но как же далек мир от этого понимания!

Только Церковь знает истинного Христа! О Нем можно узнать с Евангелием в руках только в Церкви Христовой, нигде больше. И задача каждого в этой обжигающе короткой жизни услышать Божественный зов в своем сердце. Поэтому так важен для нас Великий пост — время, когда Господь дает возможность нам поглубже в себя заглянуть. Грех объял все силы души, и поэтому-то мы и вопием: «Исцели душу мою, яко согреших Тебе!»

Сокрушение сердца порождает слезы и просвещает душу, оно делает явными и уничтожает козни вражии и помогает человеку следовать одной только воле Божией. Нам нужно хранить в себе сокрушение сердца, являющееся светом для души и началом любви истинной.

— Так не хочется грешить, Владыко, но постоянно грехи словно подстерегают тебя. Как же Царство Божие наследовать, если каешься — и снова повторяешь грех?

— В Царство Божие идут не от победы к победе, а большей частью от поражения к поражению, как говорит святитель Тихон Задонский. Но те доходят, которые после каждого поражения вместо того, чтобы сесть и унывать в бездействии, встают и мужественно идут дальше.

Евангелист Иоанн говорит: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1: 8—9). Суть всей христианской жизни заключается в том, чтобы увидеть свое духовное нестроение. Ибо это видение дает возможность, с одной стороны, заняться самим собой, с другой — совсем иначе относиться к людям.

Знаменитый ученый, психиатр Виктор Франкл проводил свои наблюдения за душами людей, оказавшихся в тяжких условиях. И он убедился в том, что погибали в первую очередь люди не физически, а духовно слабые. Верующие люди, у которых был собран дух, несмотря на слабость физическую, проходили через все круги ада и оказывались победителями в жестоких жизненных обстоятельствах.

«Хотя бы ты взошел на всю лествицу добродетелей, то и тогда молись о прощении грехов», — учит нас преподобный Иоанн Лествичник, свидетельствуя о духовной реальности: чем больше человек приближается к Богу, тем явственнее в Его свете он видит свои немощи, несовершенства своей души.

Преподобный старец Оптинский Амвросий на исповеди плакал навзрыд, сокрушаясь о том, что по физической немощи позволил себе в среду съесть яйцо. А преподобный Макарий Великий в глубокой старости все еще оплакивал свой грех раннего детства, когда он тайком съел найденный им на дороге стручок, который обронил один из сверстников.

Наша нечуткость к грехам — верный показатель загрязненности души, потому легко побеждаемся мы самыми незначительными искушениями.

Однако будем помнить, что у Господа нет грехов непрощаемых, есть грехи нераскаянные. Вот потому-то давайте поспешим очистить души свои в Таинстве Покаяния на пути к Великому Празднику. Время сейчас самое благоприятное для этого: идет Великий пост.

— Спаси Господи, Владыко, за содержательную беседу.

С архиепископом Новогрудским и Слонимским Гурием беседовал

протоиерей Вадим Кузьмич,

г. Новогрудок

28.03.2019

По материалам сайта Новогрудской епархии eparhia.by