Позвольте ещё раз приветствовать вас, дорогие братья и сестры, собравшиеся в прекрасном зале Белорусской государственной филармонии, чтобы продолжить духовное общение, начатое на пленарном заседании Рождественских Чтений. Для этого, следуя примеру Господа нашего, Иисуса Христа, мы обратимся к миру музыки.
Использование пения в церковном богослужении освящено примером Спасителя, Который завершил Тайную Вечерю пением псалмов: «И, воспев, пошли на гору Елеонскую» – повествует Евангелист (Мф. 26). По словам Иоанна Златоуста, «Спаситель воспел, чтобы мы пели подобным образом».
С того времени пение стало неотъемлемой принадлежностью каждого собрания христиан и сопровождает жизнь Православной Церкви вот уже более двух тысяч лет.
Именно искусство изначально –– это компонент религиозного действа, позволяющий несовершенному, сознающему свои грехи человеку, являть совершенство сотворённого Богом мира. Как сказал протоиерей Сергий Булгаков, «искусство с колыбели повито молитвой и благоговением».
Искусство, и в первую очередь музыка, которая напрямую, без посредников, обращается к сердцу человеческому, обладает удивительным даром объяснять то, что выше слов, помогает постигать невидимое, раскрывать сверхчувственный духовный опыт, который и есть истинный источник не только веры, религии, но и всей культуры.
Там, где умолкают слова, где они бессильны, там на помощь приходит музыка. Ведь слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чём.
По словам британского мыслителя 19 века Томаса Карлейля, «музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и даёт нам возможность в течение нескольких минут постичь её величие». И в этом бессловесном общении мы можем услышать голос Бога.
«Сам Бог говорил над моим ухом», –– свидетельствовал Бетховен, подобно многим и многим великим художникам признававшим, что сила, порождающая музыку, неизмеримо выше человека. И каждый может пережить те же чувства, которые выразил гениальный творец.
«Вы можете презирать кого угодно и что угодно, — говорил Бернард Шоу, — но вы бессильны противоречить Генделю. …Когда звучит его музыка, атеист теряет дар речи».
Поэтому так велика роль музыкального образования в духовном возрастании человека. Это одно из сильнейших средств воспитания народа, откуда он всегда черпал очищение, вдохновение и веру.
Уже со времён Древней Руси обучение богослужебному пению входило в программу образования и считалось не менее значимым, чем обучение чтению и письму. Музыкальная культура, народная культура хорового пения стояли на очень высоком уровне.
Эта традиция ещё сохранялась в советскую эпоху. Вспомним героические и задушевные песни военных лет, прекрасные, добрые, чистые песни для детей и юношества. Они и сегодня с нами. Но приход поп-культуры, отсутствие хотя бы начального обучения навыкам хорового пения, привели к тому, что замечательная народная традиция постепенно угасает. Необходимо задуматься об этом.
Надеемся, что сегодня талант, этот Божий дар наших замечательных артистов поможет всем нам ощутить, прочувствовать очищающее воздействие музыки на души человеческие, подвигнет сделать всё от нас зависящее для возрождения замечательных певческих традиций, традиций духовного пения.
Дорогие братья и сёстры! Позвольте мне воспользоваться этими прекрасными минутами праздника духовного единения и светлой радости для награждения педагогов, внёсших большой вклад в дело духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, а также людей, стоявших у истоков создания духовных библиотек нашей страны.