30 марта 2022 года в городе Гомеле состоялась встреча протоиерея Александра Лопушанского, настоятеля храма священномученика Алексия Лельчицкого, председателя Комиссии по канонизации святых Гомельской епархии, со студентами Гомельского государственного технического университета им. П.О.Сухого на тему:
«Христианские святые как свидетели веры и истины».
На встрече со студентами священник рассказал о том, кого мы называем «новомучениками и исповедниками Церкви Русской», чем святой отличается от героя, совершившего подвиг, а также познакомил с жизнью некоторых подвижников.
Одним из героев рассказа стал архиепископ Митрофан (Краснопольский) (1869-1919), который в начале ХХ в., будучи викарным епископом в Гомеле, инициировал выпуск первой в Гомеле городской газеты, организовал Гомельское православное братство и общество трезвости. В годы Первой мировой войны епископ Митрофан, возглавляя уже Минскую епархию, многое сделал для организации военных госпиталей. В 1916 г. его перевели на службу в Астрахань, где он принял мученическую кончину. Расстрельная команда отказалась убивать архиерея, поскольку он благословил солдат. Приговор привели в исполнение чекисты. Тело владыки Митрофана местные жители выкупили и похоронили, но опасаясь уничтожения могилы, люди держали место захоронения в тайне. До сих пор мощи священномученика Митрофана (Краснопольского) не обретены.
Историческая память бывает очень избирательна, но она и глубока. Память о святых – своеобразный иммунитет народа, поскольку святость всегда ориентирует человека на созидание, а не на разрушение, на любовь, а не на ненависть.
Об особенностях памяти рассказывает притча о двух друзьях, путешествовавших по пустыне. В пути они о чем-то поспорили, и один из них дал другому пощечину. Оскорбленный человек почувствовал боль, но ничего не сказав, написал на песке: «Сегодня мой лучший друг дал мне пощечину». Они продолжили свой путь. Утомились. Увидев озеро, решили искупаться. Получивший пощечину, начал тонуть, и друг его спас. Придя в себя, он высек на камне: «Сегодня мой лучший друг спас мне жизнь». Если нас кто-нибудь обижает, об этом надо писать на песке, чтобы поскорее стер ветер. Но если кто делает нам добро, мы должны высечь это на камне, чтобы так поступали и другие.
Мы периодически сдаем экзамен на духовность. Нравственный выбор касается и нашей исторической памяти. Что культивировать в народном сознании, какие выводы делать с опорой на исторический опыт, – от ответа на эти вопросы зависит и здоровье, и выживание нации. И в этой избирательности важно не ошибиться, что записать на песке, а что высечь на камне.
По материалам статьи Ирины Грищенко на сайте Гомельской епархии eparhiya.by