Возможности взаимодействия православных психологов со священниками обсудили в Минске специалисты из России и Беларуси в рамках научно-практического семинара «Опыт применения святоотеческой психологии в образовательном пространстве Союзного государства», который прошел осенью этого года в Доме Москвы в Минске. К сожалению, до сих пор в своём желании помочь человеку православные психологи порой сталкиваются с настороженным отношением к себе со стороны верующих людей, которые не привыкли обращаться за помощью к психологам, пусть даже и православным.
Раиса Владимировна Петрунникова, православный психолог, г.Минск:
– Психологические проблемы встречаются у всех людей. Для того, чтобы их не «закручивать» и не впадать в состояние уныния, депрессии, не усугублять проблему, лучше обратиться к психологу. Иногда священник посылает к психологу откорректировать отношения с ребёнком или между супругами. Бывает, что проблема решается очень быстро.
Задача православного психолога – помочь человеку установить диалог с собственной совестью. Ведь даже священнику порой трудно понять, в чём заблудился человек, а ведь зачастую именно к нему верующие приходят со своими проблемами.
Игумен Авксентий Абражей, наместник Рождество-Богородичного Юровичского мужского монастыря:
– У нас настолько сейчас зажатый народ стал, что и не всякий воцерковлённый человек может раскрыть свою душу так, как это было бы необходимо. Работа психолога в этом и заключается, чтобы научить человека разговаривать со своей совестью, как это сегодня было красиво сказано. Очень ценна помощь психолога в этом вопросе, потому что у нас очень много людей сегодня с испорченной и искалеченной психикой, особенно детскими травмами, экзистенциальными проблемами – психолог может найти эту причину, нащупать её, что не всегда возможно священнику: нас, к сожалению, мало и времени на то, чтобы где-то что-то вытянуть на свет Божий, всегда недостаточно.
Екатерина Николаевна Шевелёва, семейный и детский православный психолог, г.Минск:
– С верующими родителями сложно работать, потому что они считают, что духовными методами можно вылечить всё. Какие-то естественные законы взросления, такие как: появление у ребёнка своей позиции, которая отличается от взрослой, его повышенная раздражительность, его утомляемость – всё это понимается как “мы плохо растили ребёнка”, “он сейчас реже ходит в церковь, наверное, это из-за этого “… То есть это выливается в борьбу с ребёнком, а это вообще-то какие-то естественные вещи, которых не минёт никто. В связи с этим сложновато работать с родителями, убедить их, что есть некоторые вещи, которых мы не изменим, даже если мы ходим в церковь.
Андрей Владимирович Бутько, врач психиатр-нарколог, психотерапевт, г. Минск:
– Поверхностность и невежество – это страшный бич человечества. Знать какие-то базовые вещи психологические и психиатрические – это очень важно. Борьба с невежеством в психологии и психотерапии не менее важна, чем борьба с невежеством в духовной жизни. Часто мои пациенты ходят в церковь, там возрастают духовно и приходят ко мне, и решают прагматичные задачи семейного плана. Они сами интуитивно чувствуют, какие вопросы нести мне, а какие батюшке.
В церковной среде можно встретить мнение, что для душевно-духовного здоровья человеку достаточно таинств Исповеди и Причастия. Но если человек не выявил причину, по которой он совершает тот или иной греховный поступок, он будет повторять его из раза в раз.
Раиса Владимировна Петрунникова, православный психолог, г.Минск:
– Очень быстро может решиться проблема, если человек понимает, почему его супруг так реагирует. Оказывается, это даже может быть реакция на какое-то слово, которое сказано невзначай и часто повторяется, а супруг обижается. Не будет он его говорить – не будет конфликта.
Лариса Филипповна Шеховцова, профессор, преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, г.Санкт-Петербург:
– Не каждый прихожанин ведом таким священником, который обращает внимание на причины страстей. Задача психолога – помочь человеку понять причины его страстей. Ведь человек часто не осознаёт причины своих страстей – почему он всё время гневается и унывает. Он постоянно кается в своих страстях, но пока не извлечён корешок страсти, эта борьба будет продолжаться достаточно долго и бесполезно. Нужно найти причину и работать с корешком – это одна из главных миссий и задач психолога.
В заключение важно сказать, что православные психологи – это профессиональные специалисты, которые используют в своей практике только христианские методики, а в своём видении человека опираются на святоотеческое учение.
Информационный православный портал Sobor.by для телеканала “Союз”.
По материалам сайта sobor.by