В молитве акафиста Воскресению Христову есть такие слова: «Вознесением Твоим отторгни мя от суетных и душетленных благ земных, и сотвори мя горняя мудрствовати, яко да не ктому себе живя и угождая, но Тебе, Господу и Богу моему, служа и работая, якоже сподобихся поклонитися Воскресению Твоему на земли, тако сподоблен буду видети Тебе, дражайшаго Искупителя моего, и на небеси, за приятие смерти крестныя славою и честию венчанна, и став одесную величествия Твоего, со архангелы и ангелы, и со всеми искупленными Тобою братиями моими, во веки веков пою Тебе: Аллилуия! Аминь».
Мы просим у Бога, чтобы Он Своим Вознесением отторгнул нас от суетных и душетленных благ земных и сотворил нас «горняя мудрствовати».
И это очень важно. Потому что, часто корень зол и грехов человеческих начинается с того, что человеку нужны только материальные блага. Он врастает в них корнями своей души, соединяется с ними, часто боготворит их и делает их средством для превозношения своего. А что такое это превозношение? Над кем оно пытается ПРЕвозносится? Над Богом и над другими людьми. Попытка уравнения себя с Богом – это падение первых ангелов. Попытка уравнения себя с Богом и страстная влюбленность в материальное, желание обладать им, отвергая Божью волю – это грехопадение первых людей. Целая допотопная цивилизация была уничтожена, потому что стала материалистически-центричной, стала обмирщенной, чрезмерно земной. И ей перестал быть нужен Бог.
Содом и Гоморра были испепелены из-за противоестественных грехов их жителей. Но как до них дошли – до этих грехов? Сытость, роскошь, комфорт, пресыщение, неумение распорядиться богатством, плывущим в руки.
Все это начиналось с того, что человек влюбился в материальное и отверг Бога в душе. Но материальное имеет в себе заряд смерти. Оно уже имеет в себе яд, оно отравлено первородным грехом святых праотцев Адама и Евы. Ему суждено разложиться, рассыпаться, поржаветь и исчезнуть в прах. И глубоко несчастлив тот человек, который врос в него своим сердцем. Потому что он будет обязательно наблюдать разложение материи и свое собственное умирание. Он постоянно будет терять материю и мало того, в самом себе каждодневно будет обнаруживать какие-то заболевания, которые будут вести его к смерти. Это закон земной жизни. Если бы не было смерти, то грех вонючим гнойным океаном затопил бы уже всю планету. А так секира смерти отделяет тело от души, и душа уже более не может грешить. Смерть – это пресечение, остановка греха.
Но можно остановить и ее. Как? Обратиться к ее Победителю – к Жизнеподателю Господу нашему Иисусу Христу, Который вознесся в человеческом естестве и воссел (вдумайтесь только, в человеческом обличье! ) одесную Престола Бога Отца. Т. е. Христос такой же, как и мы! Это Человек! И Он проторил для нас дорогу на небеса, чтобы каждый из нас мог туда войти, в вечность, в вечное блаженство праведников – в рай!
Поэтому жизнь наша каждодневно, каждосекундно, каждоминутно должна быть вознесением – следованием за Спасителем. Сквозь мир, как странники, – в горняя! И это истинная победа над смертью. Это торжество не земного бренного существования, но вечной жизни в Господе нашем Иисусе Христе. И в этом путешествии нас ждут большие радости, потрясающие откровения, неожиданные и великолепные открытия, и «благодать на благодать» (см. Ин.1:16), которая щедро и живоносно изливается на человека ищущего и обязательно обретающего Бога.
Слава Господи, святому Вознесению Твоему!
Протоиерей Андрей Чиженко
По материалам сайта pravlife.org