Епископ Белогородский Сильвестр, ректор Киевской духовной академии, – о внутренней жизни ведущего духовного вуза Украины. Считается, что рабочие будни – скучная тема для разговора. Но в данном случае всё принципиально не так. Редакция портала «Богослов.ру» взяла интервью у ректора Киевской духовной академии епископа Белогородского Сильвестра, из которого вы узнаете: как Киевская духовная академия пережила время эпидемии ковида, насколько тяжело преподавателям и студентам дался переход на дистанционное обучение, какие научные проекты осуществляет Академия, и что епископ Сильвестр думает о популярности Тик-тока.
– Ваше Преосвященство, какова статистика поступивших в КДАиС в этом учебном году по сравнению с прошлыми? Нет ли проблем с количеством желающих получить духовное образование?
– По милости Божией, все те события, которые происходят сегодня в обществе, – пандемия коронавируса, продолжающаяся уже почти два года, нарушение Константинопольским патриархом канонических норм и создание так называемой ПЦУ в Украине, желание государственной власти незаконно переименовать Украинскую Православную Церковь не отразилось на желании молодых людей получать образование в старейшем духовном учебном заведении – Киевской духовной академии.
В этом году общее количество поступивших на дневное и заочное отделения составило 224 абитуриента, 93 из них поступили на дневное и 131 – на заочное отделения. Всего на стационаре и заочном отделении около 1000 человек. По меркам светских вузов это, может быть, и не такие внушительные цифры, но в Украинской Православной Церкви мы самое большое учебное заведение по количеству студентов.
Конечно, мы не говорим, что нам все равно, сколько будет желающих поступить в киевские духовные школы. Тем не менее, наша главная задача во время вступительных экзаменов – не только оценить знания, но и выявить у каждого абитуриента различные навыки для будущего пастырского служения, чтобы потом их развивать уже во время обучения.
– У Вас учатся иностранные студенты? Поступают ли молодые люди из России?
– Да. На дневном отделении есть студенты из Беларуси и Молдовы. На заочном отделении у нас есть студенты из разных стран. На данный момент в связи с пандемией, к сожалению, обучение студентов из других стран осложнено. Но, надеемся, когда болезнь отступит, мы вновь сможем принимать студентов из других стран.
– В большинстве духовных школ вместе с пастырско-богословским отделением для мужчин существуют регентское и иконописное отделения, куда могут поступать девушки. В КДАиС обучаются только мужчины. С чем это связано? Нет ли в планах создания дополнительных отделений?
– Идея создания при киевских духовных школах регентского и иконописного отделений существует уже давно. В 2008 году Священный Синод Украинской Православной Церкви (журнал №108) благословил открытие катехизаторско-регентского духовного училища и иконописной школы в Киевской епархии и назначил ректором ныне покойного архиепископа Макаровского Илария (Шишковского). К сожалению, тогда реализовать этот проект так и не удалось.
Тем не менее при Академии уже более 20 лет действуют Православно-катехизаторские курсы имени святителя Петра Могилы, на которых на библейском, регентском, иконописном, катехизаторском, миссионерском, золотошвейном и других отделениях обучаются миряне. С этого года стало возможным и дистанционное обучение. Срок обучения – два или три года, в зависимости от направления.
– В настоящий момент Киевская духовная академия и семинария не имеет аккредитации Министерства образования Украины. Планируете ли Вы получать аккредитацию и как вообще смотрите на вхождение духовного образования в сферу влияния светских структур?
– Вопрос аккредитации довольно сложный. Аккредитация образовательных программ, а также реализация лицензионных условий – это длительный процесс. И киевские духовные школы в этом направлении максимально развивают свои образовательные ресурсы.
Сегодня Киевская духовная академия и семинария не имеет государственной аккредитации, хотя мы как учебное заведение официально зарегистрированы государством. Хочу отметить, что отсутствие аккредитации не означает, что мы не учитываем рекомендации Министерства образования Украины. Однако уже несколько лет работает специальная комиссия при Министерстве образования Украины, которая по отдельности нострифицирует дипломы духовных учебных заведений Украины, в том числе и наши.
– С весны 2020 года в связи с распространением коронавируса практически все учебные заведения России и Украины перешли на дистанционное обучение. Это касается и духовных школ в том числе. Насколько успешно киевские духовные школы смогли адаптироваться к новому формату обучения? Повлияло ли на учебный процесс закрытие на карантин Киево-Печерской Лавры?
– Скажу сразу, я не являюсь сторонником дистанционной формы обучения. Считаю, что встречи преподавателя со студентами должны осуществляться в учебных аудиториях. Для меня важно видеть студентов во время лекции, их реакцию, общаться, отвечать на вопросы и т. д. Конечно, это возможно и во время лекций онлайн, но ты ведь смотришь в экран компьютера, а не в глаза. Иными словами, нет личного контакта.
Поэтому, конечно, когда начались сложности с образовательным процессом ввиду карантинных ограничений, мы старались принимать взвешенные и обдуманные решения, чтобы максимально сохранить учебный процесс. Нам пришлось несколько раз полностью распускать студентов по домам. Это, в том числе, было связано и с закрытием на карантин Киево-Печерской Лавры. Трудности были серьезные, и мы информировали общество на официальных ресурсах о ситуации в киевских духовных школах. Помимо этого, сама ситуация с карантинными ограничениями, их сроками, проблемами, особенно в прошлом году, была непредсказуемой. Как и все учебные заведения в Украине, мы перешли на дистанционный формат. Это сложный процесс, и к нему надо привыкнуть не только преподавателям, но и студентам. Хочу отметить, что хотя мы и адаптировались к такому формату, все же хотелось бы, чтобы эта ситуация не повторялась.
– А как обстоят дела с адаптацией студентов? Ведь некоторые из них не смогли продолжить учебу в дистанционном формате ввиду различных причин.
– Студенты довольно быстро адаптировались к формату «дистанционки». Поначалу это многих студентов устраивало, ведь ты дома, с родными, есть возможность заниматься своими делами и в определенное время включать камеру телефона или компьютера, чтобы послушать лекции. Но потом, как рассказывали сами студенты, им хотелось уже быстрее вернуться в расположение духовных школ, поскольку не хватало живого общения с друзьями.
– В настоящее время многие учебные заведения в России вернулись частично или полностью к прежней, очной форме обучения. В каком формате сейчас работают семинарии и духовные академии в Украине?
– По милости Божией, пока что мы, как и другие духовные учебные заведения Украинской Православной Церкви, работаем в прежнем режиме очной формы обучения.
– У дистанционного формата обучения, как кажется, все же есть свои преимущества: студентам и преподавателям не нужно тратить время на дорогу, можно проводить лекции в формате презентаций или какого-то интерактива, что дает большой простор для творчества. Это создает определенный личный комфорт, а также упрощаются некоторые бюрократические моменты. Большинство преподавателей против дистанционного обучения, но многие убеждены, что за ним будущее. Насколько целесообразно развивать такой формат, по Вашему мнению? Отразится ли это на качестве образования?
– Конечно, нельзя отрицать плюсы дистанционного формата. Мы уже активно принимаем участие в конференциях, которые проходят в различных уголках мира. И сами, в свою очередь, предоставляем такую возможность слушателям из других стран, желающим принять участие в наших научных форумах. Можно сказать, что пандемия открыла двери для дистанционного формата в мире, раскрыла его потенциал.
Кстати, еще задолго до пандемии наши преподаватели принимали участие в проекте «Уроки богословия», который был организован украинским телеканалом «Глас». В рамках этого проекта были записаны видеолекции по разным дисциплинам для широкой аудитории. Проект продолжается и сегодня. Все лекции доступны для просмотра на YouTube-канале академии.
Тем не менее, я все же за очное обучение, хотя и не отвергаю «дистанционку» в умеренных количествах.
– К сожалению, в Украине мы видим непростую церковную ситуацию. Ведь после предоставления Константинопольским патриархатом автокефалии ПЦУ фактически произошло разделение на два лагеря: тех, кто признал создание и статус этой структуры, и тех, кто остался верен Украинской Православной Церкви. Расскажите, пожалуйста, подробнее, как это разделение отразилось на духовных школах?
– Признав «ПЦУ» и легализовав раскол в Украине, Константинопольский патриарх совершил беспрецедентное каноническое преступление. Мы должны понимать, что такие действия были вызваны не стремлением уврачевать раскол, они нужны для того, чтобы удовлетворить чьи-то властолюбивые желания. Все те события, которые происходят сегодня в Украине, а также серьезный кризис в мировом Православии – личная ответственность патриарха Варфоломея. Можно сказать, что на наших духовных школах создание «ПЦУ» никак не отразилось, исключая, разумеется, повышение интереса учащих и учащихся к канонической проблематике.
– Владыка, какие актуальные темы входят в сегодняшнюю богословскую повестку Киевской академии? Что обсуждается наиболее горячо?
– Тематика богословской повестки немного изменилась ввиду событий в последние годы не только в Украине, но и во всем православном мире. Как и положено ведущему учебному заведению Украинской Православной Церкви, мы не стоим в стороне от современных церковных проблем, активно их анализируем и обсуждаем. Помимо традиционных тем, посвященных изучению богословского наследия, Священного Писания и литургических особенностей, мы делаем акцент на богословско-каноническом осмыслении принципа соборности Церкви и вопроса первенства среди Поместных Православных Церквей.
Так, в частности, 11 ноября текущего года в Академии состоится международная конференция «Соборность Церкви: богословские, канонические и исторические измерения», в которой примут участие представители Поместных Православных Церквей. Будут обсуждаться вопросы, касающиеся соборности, проблемы первенства во Вселенской Церкви, богословского, канонического и исторического аспекта 28-го правило IV Вселенского Собора и т. д.
– В каком состоянии сейчас научно-богословская периодика украинских духовных школ вообще и КДАиС в частности? Развиваются ли печатные журналы или будущее за электронными платформами и различными медиа?
– Киевская духовная академия уже несколько лет подряд издает научно-богословскую литературу: учебные пособия профессорско-преподавательской корпорации, монографии, кандидатские диссертации. Помимо этого, дважды в год выходят «Труды Киевской духовной академии», где публикуются научные статьи профессорско-преподавательской корпорации, а также избранные статьи и доклады участников ежегодных международных конференций, которые проходят в Академии. Также с 2007 года дважды в год (летом и осенью) выходит студенческий журнал «Академический Летописец». Его подготовкой и наполнением традиционно занимаются студенты. Кстати, архивы всех выпусков «Трудов» и «Академического Летописца» можно посмотреть и скачать на официальном сайте КДАиС.
– И последнее. Вы активно ведете личный канал на YouTube, а также развиваете аккаунты в Facebook и Instagram с аудиторией более 3,5 тысяч человек. Киевская духовная школа также представлена в этих соцсетях: на аккаунт в Instagram подписаны почти 11 тыс. человек. Прокомментируйте, пожалуйста, в какой степени Церковь, священнослужители и церковные учреждения должны присутствовать в социальных сетях?
– Социальные сети сегодня – это хорошая возможность проводить миссионерскую и катехизаторскую деятельность. Все прекрасно понимают, что большая часть современного общества проводит значительную часть времени именно в соцсетях. Поэтому не использовать эту площадку для церковной деятельности, считаю, было бы неправильно.
Священник должен осознавать, что присутствие в интернете и миссия онлайн – это ответственное служение, которое помимо пользы таит в себе и множество различных искушений. Соцсети забирают много времени, и поэтому тот, кто берет на себя такой вид служения, должен правильно расставить приоритеты. Это довольно сложно.
Миссия священника в соцсетях должна быть направлена на то, чтобы помочь людям понять важность участия в жизни прихода, но в первую очередь – в Святой Евхаристии и в молитвенном собрании единоверцев.
Наша Академия активно представлена в соцсетях. Уже несколько лет подряд мы проводим онлайн-трансляцию богослужений из академического храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы и постоянно получаем положительные отклики от верующих, которые в силу каких-то обстоятельств не могут прийти в храм и смотрят прямые трансляции наших богослужений. Поэтому полагаю, что хотя бы ради этих людей наше присутствие в соцсетях можно считать целесообразным и оправданным.
– Как Вы относитесь к тому, что несколько недель назад именно в Украине открылся первый и пока единственный в мире факультет Tik-Tok при Киевском университете культуры?
– Эту новость украинское общество, и не только, восприняло по-разному. Я не интересуюсь Tik-Tok’ом и не зарегистрирован в нем, но знаю, что там пользователи публикуют короткие видеоролики под какое-то музыкальное сопровождение. И ролики эти самого разного содержания. Соцсеть очень популярна среди молодежи, и это главная причина появления специализированного факультета в Киевском университете культуры.
Ректор этого учебного заведения не скрывает, что открытие факультета Tik-Tok – это PR-ход, «хайп», как сейчас выражается молодежь. Своей цели – получить широкий резонанс – университет достиг: об этом событии не написал и не рассказал, наверное, только ленивый. Но как мне кажется, «хайп» – это не то, чем должен заниматься университет, тем более университет культуры.
По материалам сайта Украинской Православной Церкви Московского Патриархата pravlife.org