10-11 декабря в Гродно состоятся ІХ Коложские научно-образовательные чтения

10-11 декабря 2020 года в Гродно пройдут ІХ Коложские открытые областные научно-образовательные чтения «Восток-Запад: историческая память народа» (к 800-летию святого великого благоверного князя Александра Невского, 550-летию явления Жировичской иконы Божией Матери и 500-летию Свято-Успенского Жировичского монастыря).

Мероприятие является региональным этапом Международных Рождественских образовательных чтений (г. Москва, РФ) и состоится на базе УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» (ул. Ожешко, 22), ГУО «Гимназия № 2 г. Гродно» (ул. Болдина, 10 б), ГУО «СШ № 38 г. Гродно» (ул. Вишневецкая, д. 14), ГУО «Ясли-сад № 46 г. Гродно» (ул. Л. Чайкиной, 47), ГУО «Вертелишковская средняя школа» (Гродненский район, агрогородок Вертелишки, ул. Советская, 5), ГУО «Гродненский областной институт развития образования» (ул. Гагарина, 6).

Организаторы Чтенй:

Главное управление образования Гродненского облисполкома;

Гродненский государственный университет имени Янки Купалы;

Белорусская Православная Церковь;

Гродненская епархия;

Гродненский областной институт развития образования;

Гродненский государственный музей истории религии.

Порядок работы Чтений

10 декабря

10.00. Пленарное заседание (актовый зал ГрГУ им. Янки Купалы: ул. Ожешко, 22, ауд. 218)

14.00. Круглый стол «Цивилизационная идентичность белорусов» (ГрГУ им. Янки Купалы, ул. Ожешко, 22, ауд. 209)

11 декабря

10.00. Педагогическая мастерская для работников учреждений дошкольного образования «Что и как рассказывать детям о св. Александре Невском» (ГУО «Ясли-сад № 46 г. Гродно»)

10.30. Молодежный интенсив «Не в силе Бог, а в правде» (ГУО «Вертелишковская средняя школа»)

13.00. Работа секций в гимназии № 2 и СШ № 38 г. Гродно, в Гродненском областном институте развития образования

На секциях планируется обсуждение следующих вопросов:

Александр Невский в контексте проблемы исторической самоидентификации восточнославянских народов;

Александр Невский и его время. Русь между Востоком и Западом;

Военные и дипломатические свершения Александра Невского;

Каноническая оценка и критические концепции деятельности Александра Невского;

«Меж двух зол. Исторический выбор Александра Невского» А. Ужанкова;

Канонизация князя Александра Невского: политические факторы в контексте концепции истории России;

«Победа» Александра Невского в телевизионном проекте «Имя России» (2008) как отражение массового сознания постперестроечного общества;

Древнерусская «Повесть о житии Александра Невского»: агиографическая версия;

Образ Александра Невского в художественной литературе (Ян В.Г. «Юность полководца»; Югов А.К. «Ратоборцы»;  Сегень А.Ю. «Невская битва. Солнце Земли Русской»; Васильев Б.Л. «Александр Невский»);

Образ Александра Невского в изобразительном искусстве  (иконописные изображения, картины Михаила Нестерова, Павла Корина и др.);

Кинематографические версии образа Александра Невского: фильмы С. Эйзенштейна (1938), А. Салтыкова (1984), Г. Кузнецова (1991), И. Каленова (2008), М. Колпахчиева (2015);

Монументализация памяти об Александре Невском (храмы, скульптурные изображения);

Мемориализация памяти об Александре Невском в светской и церковной культуре (иконы, памятники, мемориальные знаки, фалеристика, нумизматика, филателия);

Увековечение памяти об Александре Невском в армии (воинские соединения);

Россия между Востоком и Западом в философском и художественном осмыслении;

Восток и Запад: менталитет и системы ценностей;

Петр I и его реформы – благо или насилие над национальной самобытностью?

П.Я. Чаадаев и его «Философические письма»;

Судьба России в философском дискурсе: «любомудры», «славянофилы» и «западники», «евразийцы»; либералы и «почвенники»;

Концепции Л.Н. Гумилева и Д.С. Лихачева о месте России и цивилизационных разломах;

Россия-Запад-Восток в творчестве М.Ю. Лермонтова;

«Русь, куда же несёшься ты?» Проблема исторического выбора России в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»;

Интуитивное и рациональное познание мира как отражение западной и восточной моделей мышления в «Русских ночах» В. Одоевского;

Обломов или Штольц – кто нужнее России? Проблема Россия-Восток-Запад в романе И.А. Гончарова «Обломов»;

Москва и Петербург в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» в контексте проблемы Восток-Запад;

Бунин и Восток;

Тема «Восток-Запад» в романе Андрея Белого «Петербург»;

Восток-Запад в стихах К. Бальмонта, Н. Гумилева, В. Хлебникова;

Историческая миссия России в стихотворении А. Блока «Скифы»;

«Корни японского солнца» Б. Пильняка;

С. Есенин: западные и восточные впечатления;

Феномен «почвенничества» в современной русской литературе. Поэтизация национальной самобытности: «Лад» В. Белова;

Оппозиция Восток-Запад в творчестве И. Бродского;

Либеральные идеи в творчестве Ю. Трифонова («Старик»), Ф. Искандера («Кролики и удавы»), Б. Окуджавы («Путешествие дилетантов») (на выбор);

Критика административно-командной системы в романе А. Бека «Новое назначение» и статье Г. Попова «С точки зрения экономиста» (журнал «Наука и техника», 1987, № 4);

Критика советской цивилизации в романе В. Сорокина «Норма»;

Социальная сатира на современную Россию в романах В. Пелевина (по выбору);

Свята-Успенскі Жыровіцкі манастыр у гістарычнай і сакральнай прасторы Беларусі;

Канфесійная гісторыя Беларусі ў XV–ХХ стст;

Манастырская традыцыя на беларускіх землях;

Дзейнасць ігуменаў Жыровіцкага манастыра па яго ўмацаванні;

Жыровіцкі манастыр як цэнтр культуры і асветы на беларускіх землях;

Рэліквіі Жыровіцкага манастыра і іх захаванне;

Цудатворная ікона Жыровіцкай Божай Маці – нацыянальная святыня беларускага народа;

Церковное искусство Беларуси

Архитектура:

Храм как сакральное место «синтеза искусств» (архитектура, иконопись, музыкальное и декоративно-прикладное искусство);

Композиция и внутреннее убранство храма, художественное и духовное содержание его архитектурных элементов и декор;

Раннехристианское, византийское и древнерусское храмовое зодчество. Храм Святой Софии в Константинополе и древнерусские Софийские соборы;

Архитектурные школы храмостроения на территории Беларуси (XI век – Полоцкая, XII век – Гродненская, XVII век – Могилевская);

Храмы оборонного типа (храмы-крепости в Сынковичах, Мурованке, Супрасле);

Конфессиональные особенности храмовой архитектуры Беларуси;

История храмов вашей «малой родины» и их архитектура;

Иконопись:

Икона с точки зрения христианского мировоззрения и библейской антропологии. Богословское обоснование иконопочитания. Икона в литургическом пространстве храма;

Иконописные каноны. Символика иконы. Иконография Святой Троицы, Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, святых;

Раннехристианская, византийская и древнерусская иконопись;

Белорусская иконописная школа;

Чудотворные иконы Беларуси;

Местночтимые иконы вашей «малой родины»;

Музыка:

Происхождение церковного пения. Место и роль музыки в богослужении;

Древние певческие традиции. Студийский и Иерусалимский богослужебные уставы;

Основные типы певческих книг. Виды нотации;

Древние традиции христианского богослужебного пения: григорианский хорал, византийское и древнерусское церковное пение. Знаменный распев;

Церковное музыкальное искусство XVII века и Нового времени. Партесное пение;

Богослужебное обиходное песнопение. Современное состояние церковного пения;

Композиторское творчество в церковной музыке;

Паралитургические (внебогослужебные) духовные песнопения;

Особенности певческих традиций вашей «малой родины»;

Нацыянальныя архетыпы беларусаў

Архетыпы ментальнасці беларусаў у мастацкай літаратуры і жанрах нацыянальнага фальклору;

Архетыпы як элементы нацыянальнай культуры і мастацкай літаратуры беларусаў;

Калектыўнае несвядомае ў беларускай літаратуры (зямля, доля, шчасце);

Архетыпічны вобраз змагара-ахоўніка ў творах беларускіх пісьменнікаў (У.Караткевіч і інш.);

Архетыпічны вобраз мудрага старца ў творчасці Я.Купалы і іншых беларускіх пісьменнікаў;

Мiфалагiчны правобраз маці-зямлі ў беларускай літаратуры;

Сонца і месяц у беларускай міфалогіі, фальклоры і мастацкай літаратуры;

Вобразы персанажаў беларускай міфалогіі ў народных казках, легендах і паданнях;

Тэма caмaaxвяpнacцi чaлaвeкa ў творчасці В.Быкава і іншых беларускіх пісьменнікаў;

Аpxeтып вяcны, aдpaджэння ў беларускай прозе (казанні К.Тураўскага і інш.) і паэзіі (вершы Я.Купалы і інш.);

Аpxeтып лecy ў сучаснай беларускай літаратуры;

Аpxeтып бaлoтa // возера ў сучаснай беларускай літаратуры;

Аpxeтып кypгaнa ў сучаснай беларускай літаратуры;

Вянок у беларускай культуры і мастацкай літаратуры;

Нацыянальная карціна свету (вобразы і сімвалы, матывы і топасы ў беларускай літаратуры);

Рэлігійныя матывы і вобразы ў беларускай літаратуры

Вобраз Божай Маці ў беларускай паэзіі (творчасць М. Гусоўскага, Я. Вісліцкага, А. Міцкевіча, Д. Бічэль, Л. Геніюш і інш.);

Матыў Вялікадня ў беларускай паэзіі (С. Полацкі, К. Каганец, С. Палуян, Я. Купала, Р. Барадулін і інш.);

Топас Храма ў беларускай літаратуры – царква, касцел, Каложа і г.д. (М. Багдановіч, В. Шніп, А. Вялюгін, Р. Барадулін, Д. Бічэль, У. Караткевіч і інш.);

Нацыянальная прыродная канцэптасфера

Вобраз явара і каліны, крыніцы і кургана, маладзіка і знічкі, грушы-дзічкі і шыпшыны, кажана і зубра, васілька, хмарак, руні ў паэтычнай, празаічнай, эсэістычнай творчасці беларускіх аўтараў;

Матыў сакралізацыі беларускай прыроды (“антрапапрыродная гармонія”) ў беларускай літаратуры (публіцыстыка, проза, паэзія: В. Ластоўскі, В. Казько, В. Карамазаў, Н. Гілевіч, Р. Барадулін, М. Мятліцкі і інш.);

Нацыянальная музычная канцэптасфера

Вобразы дудкі, гусляў, жалейкі як праява духу беларушчыны (Я. Купала, Ф. Багушэвіч, Цётка і інш.);

Модус нацыянальна-цывілізацыйнай ідэнтычнасці і філасофскія матывы ў беларускай літаратуры

Матыў сну і бездарожжа, вобраз пахаджан і паязджан (Я. Купала, Я. Баршчэўскі, В. Быкаў і інш.);

Матыў вітальнасці, паэтызацыі зямлі як жыццядайнай сілы (тврчасць Я. Коласа, Я. Купалы і інш.);

Матывы мяжы і пераходнасці (М. Гарэцкі, Я. Купала, М. Багдановіч, В. Быкаў, А. Разанаў і інш.);

Матыў нацыянальнай ідэнтыфікацыі (творчасць М. Гарэцкага, В. Зуёнка, В. Быкава і інш.);

Жыццёвая прастора народаў Беларусі на перакрыжаванні Усходу і Захаду

Гісторыя штодзённасці (умовы жыцця, працы і адпачынку, сацыяльная адаптацыя ў розныя гістарычныя перыяды) на прыкладзе асобнага населенага пункта;

Беларускі нацыянальны строй як прыклад самаідэнтыфікацыі;

Гарадская прастора Беларусі (умовы жыцця, працы і адпачынку, сацыяльная адаптацыя ў розныя гістарычныя перыяды) на прыкладзе асобнага населенага пункта;

Мястэчка як сацыякультурны феномен Беларусі;

Нацыянальная кухня як прыклад ўзаемадзеяння культур;

Бытавая прастора беларусаў і іншых народаў Беларусі;

Ад калыскі да труны (звычаі, абрады, захаванне памяці) – на прыкладзе асобнага населенага пункта;

Асвета і адукацыя на беларускіх землях

Гісторыя асветы і адукацыі на беларускіх землях як прыклад узаемадзеяння культур;

Адзінства ў разнастайнасці (роля і месца розных відаў навучальных устаноў у беларускім грамадстве);

Выдатныя педагогі і асветнікі ХІІ – ХХ стст. на беларускіх землях, значэннне іх дзейнасці для сучаснікаў і нашчадкаў;

Свецкія і царкоўныя навучальныя ўстановы ХІІ – ХХ стст. і іх месца ў беларускім грамадстве;

Праблема мовы: гісторыя і сучаснасць;

Круглый стол «Цивилизационная идентичность белорусов»

Локальные цивилизации и проблема исторического выбора народов;

Цивилизационная идентичность белорусов: исторический выбор между Востоком и Западом;

Специфика белорусского менталитета и его влияние на цивилизационную идентичность белорусского народа;

Процессы регионализации и проблема формирования цивилизационной идентичности восточнославянских народов;

Молодежный интенсив «Не в силе Бог, а в правде»

#Трэк 1. «История. Память. Будущее» (Питч-сессия. Креатив-сессия);

Информационное поле креатив-сессии «С именем Александра Невского»;

Приобщение к национальным традициям и ценностям православия через изучение личности Александра Невского;

Православное молодежное братство (движение) в честь святого благоверного князя Александра Невского как центр притяжения молодежи и сохранения исторической памяти;

Александр Невский и его время: пример служения Отечеству и сохранения веры;

Как связан св. Александр Невский с Беларусью?

Александр. Святой, имя которого ты носишь;

Роль семьи в воспитании героической личности;

Давид Городенский, правнук святого благоверного князя Александра Невского – символ доблестного и непобедимого защитника города, образец патриотизма и нравственности.

#Трэк 2. «Наше время» (Межрегиональные пешеходки. Фото-челлендж);

#Трэк 3. «Заветный список» (Старт сетевого проекта);

Педагогическая мастерская для работников учреждений дошкольного образования «Что и как рассказывать детям дошкольного возраста о

св. Александре Невском»

Благочестивая жизнь святых: отношение к родителям, к труду, к Отечеству, к природе родного края, к святыням народа;

Наше Отечество – Беларусь: христиане любят свое Отчество – знают, уважают и соблюдают его традиции;

«Если враг нападает на Отечество, христиане храбро защищают его» (как свв. Георгий Победоносец и Александр Невский);

Как организовать проведение Дня памяти святого благоверного великого князя Александра Невского (6 декабря).

ВНИМАНИЮ УЧАСТНИКОВ

Тезисы, предложенные выше, указывают возможные направления рассуждений. Руководствуясь избранным направлением, тему выступления каждый докладчик формулирует самостоятельно и конкретно.

Приветствуется предложение собственных тем в русле обозначенных направлений.

Желательно сопровождение доклада презентацией.

Для участия в молодежном интенсиве, который пройдет в Вертелишках, приглашаются не только индивидуальные участники, но и команды (члены) молодежных братств приходов Храмов святого благоверного князя Александра Невского. Форма общения – интерактивная, дискуссионная.

Регламент выступления на секции – 10 минут; выступление на пленарном заседании – до 20 минут. Рабочие языки чтений – русский, белорусский.

Во время Коложских чтений будут организованы тематические выставки.

Для участия в Коложских чтениях в срок до 15.11.2020 необходимо заполнить электронную форму регистрации. Адрес ресурса: https://forms.gle/vi2ZDYTN1oHZ3Sus8. В случае успешной регистрации участник видит на экране после отправки анкеты следующее сообщение: «Регистрация пройдена! До встречи на конференции!».

Командировочные расходы за счет направляющей стороны. Заявки на проживание в общежитии ГУО «Гродненский областной институт развития образования» (ул. Гагарина, 6) принимаются по телефонам:

8-0152-39-90-57; +375-29-84-19-557 (Кивлюк Людмила Анатольевна).

oroik.by