6 сентября Православная Церковь чтит память преподобномученика Серафима Жировичского (Шахмутя)

6 сентября Православная Церковь чтит память преподобномученика Серафима Жировичского (Шахмутя), совершившего миссионерский подвиг и внесшего огромный вклад в возрождение жизни Церкви на территории Белоруссии в годы Великой Отечественной войны.

Родился отец Серафим (в миру – Роман Романович Шахмуть) в 1901 году в крестьянской семье. Отца звали Роман, мать – Елена. Помимо Романа в семье были еще двое сыновей — Григорий и Сергий.

Мальчик рос в послушании у родителей и помогал по дому. В воскресные и праздничные дни всегда прилежно посещал богослужения в достаточно древней Подлесской Свято-Духовской церкви, основанной после явления чудотворной иконы Божией Матери «Подлесская». Чудотворный образ Богородицы, обретённый на камне, и по сей день находится в храме.

В 1915 году умер глава семьи, и все заботы по воспитанию детей легли на плечи матери, но несмотря на тяжелое материальное положение Роман Шахмуть заканчивает в своё время двухклассное Ляховичское народное училище. Здесь он посещал Свято-Крестовоздвиженскую церковь, где получал духовное окормление и утешение.

25 июня 1922 года, чувствуя в себе монашеское призвание, Роман отправился в Свято-Успенский Жировичский монастырь, где настоятельствовал архимандрит Тихон (Шарапов). 1 апреля 1923 года Роман Шахмуть был пострижен в монашество с именем Серафим. В монастыре нёс клиросное послушание, так как обладал хорошим голосом и музыкальным слухом.

В 1926 году его рукоположили в иеродиакона.

В 1930-х годах иеродиакона Серафима рукополагают в иеромонахи. В это же время он сходится с опальным архиереем Пантелеимоном, оказавшим на о.Серафима значительное влияние, особенно в духовной жизни.

В августе 1941 года по благословению архиепископа Пантелеимона архимандрит Серафим и иерей Григорий Кударенко покинули Жировичский Свято-Успенский монастырь и выехали в направлении Минска. Им было поручено заняться организацией церковно-приходской жизни там, где она была разрушена в довоенный период.

По родному краю миссионеры путешествовали на лошадях, чтобы охватить своей проповедью как можно больше населённых пунктов. В каждом селении они собирали среди верующих прошения на имя Владыки Пантелеимона с просьбой об открытии приходских храмов. Везде, где только были они, совершали богослужения, осматривали сохранившиеся церкви, избирали строительные комитеты для их ремонта, крестили детей, отпевали умерших, неустанно проповедовали.

На Вербное Воскресенье они приехали в город Сенно, где совершили первое богослужение, на котором присутствовало свыше 1000 молящихся. Там же было крещено более 200 детей, как и в ряде других мест, через которые лежал путь отцов-миссионеров.

Накануне праздника Святой Пасхи о. Серафим и о. Григорий прибыли в Витебск и остановились в Казанской церкви в Марковщине, где их так же исключительно радостно приняли прихожане. Там у них состоялась беседа с редакцией газеты «Новый путь», в которой миссионеры поделились своими впечатлениями от своего трёхмесячного путешествия из Минска в Витебск. Они сообщили, что во всех церквях их встречали исключительно радостно, повсюду чувствовалось, что народ нуждается в духовной помощи Церкви после многих лет безбожного большевистского господства.

В редакцию вышеуказанной газеты впоследствии о.Серафимом была написана краткая корреспонденция, в которой говорилось, что

Народ энергично очищает храмы от колхозного зерна, а переделанные под клубы и театры церкви — от мебели и мусора…

Народ в открываемые церкви несёт сохраненные у себя ризы, кресты, Евангелия, Антиминсы и церковные принадлежности, помогает ремонтировать церкви, посещает их, молится, крестит детей и просит отпеть ранее усопших отцов и матерей, которые были похоронены без напутствия и погребения…

Церкви посещают даже молодёжь и дети. Храмы в большие праздники переполнены до отказа.

Недалеко от Гомеля, в Ченках, проповедники открыли женский монастырь, собрав 30 сестёр, из которых выбрали игуменьей монахиню Поликсению. Архимандрит Серафим совершил постриг в рясофор Манефы Скопичевой. Монастырь просуществовал недолго, лишь до сентября 1943 года.

Везде, где побывал о.Серафим, собирались материалы о тех преследованиях, которым подвергалась Православная Церковь Беларуси в довоенный период. Он явился первым летописцем тех страданий, которые претерпели служители Церкви в период большевистского террора, основываясь на живых воспоминаниях очевидцев.

Во время путешествий проповедникам доводилось бывать в самых разных ситуациях, иногда казалось бы без выходных. Так, в одном из городов у о. Серафима образовался абсцесс. Болезнь прогрессировала, врач сказал, что ничем помочь не может. Но однажды о. Серафим услышал голос, повелевавший ему перейти из спальни, где он находился, на кухню и позвать к себе друга о. Григория. Через мгновение, как только они оказались на кухне, в дом, в котором они находились, попала бомба и осколком вскрыло абсцесс больного, гной вытек, а спустя некоторое время о.Серафим совершенно выздоровел.

Возвратившись в Минск, о. Серафим и о. Григорий стали служить в открытой ими Свято-Духовской церкви. Открытие храма было торжественным. При храме возобновилась деятельность монастыря, для которого из исторического музея возвратили книги, необходимые для богослужения. Архимандрит Серафим имел пастырское попечение над больницами города, инвалидными домами, детскими приютами.

В июне 1944 года проповедники переехали из Минска в Гродно, где ходили по лазаретам, проповедовали, причащали раненых. Шестого сентября их и арестовали. Пять дней длился допрос на месте, затем арестованных перевезли в минскую тюрьму.

Здоровье батюшки в тюрьме оказалось сильно подорванным, и в письмах он просил прислать для лечения сухих ягод и чеснока. Одну из посылок он получил и благодарил. А вот далее наступило молчание…

Из протоколов допроса известно, что им предъявили обвинения в сотрудничестве с СД и в прочих совершенно надуманных преступлениях. На самом же деле они были арестованы за свою подвижническую миссионерскую деятельность в годы оккупации. Неслучайно во время следствия именно этому аспекту их деятельности уделялось особо пристальное внимание.

На допросах осуждённые держались мужественно, не скрывая от следствия своих взглядов. Отец Серафим на вопрос о том, что он говорил во время проповеди, когда ездил по Белоруссии, отвечал, что часто обращался к народу примерно со следующими словами:

«Россия была верующая, верили наши предки, деды, прадеды, отцы, и теперь мы вновь заживём счастливо через веру. Нехорошо, что безбожники закрывали наши святыни, что ваши отцы и матери умирали без напутствия Святых Тайн и хоронились без священника, а дети росли некрещёными и не венчались».

Такие проповеди, по свидетельству отца Серафима, произносились и отцом Григорием часто и повсеместно. Никому неизвестно, что пришлось пережить на допросах арестованным. Вот выдержка из допроса о. Серафима, состоявшаяся 5 декабря 1944 года:

Вопрос:

Вам сейчас предоставляется полная возможность рассказать о своей принадлежности к немецким контрреволюционным органам. Рассказывайте.

Ответ:

Агентом немецких контрреволюционных органов я никогда не был.

Вопрос:

Ваши показания неправдивы. Вы всё время скрываете, что являлись агентом немецкой контрразведки.

Ответ:

Мои показания правдивы. Агентом немецкой контрразведки я не являлся.

Вопрос

Вторично предлагаю вам рассказать о своих связях с немецкими контрразведывательными органами.

Ответ

О своих связях с органами я рассказал всё. Других показаний по этому вопросу дать не могу.

Допрос этот, как указано в протоколе, начался в 13:00 и закончился в 16:15, продолжался 3 часа 15 минут. В протоколе записано лишь вышеуказанное. Нетрудно представить, что скрывалось за белыми пятнами протокола. Следствие продолжалось 10 месяцев, так ничего не выяснив из деятельности проповедников.

Особым совещанием при Народном Комиссариате Внутренних Дел СССР 7 июля 1945 года обоим был вынесен приговор о лишении свободы сроком на 5 лет с пребыванием в концлагере. Их отправили в лагеря Горьковской области. Писем от отца Серафима никто уже больше не получал. После недолгих раздумий всем стало понятно, что горячо любимого ими человека больше никто не увидит.

По официальным данным он скончался от сердечной недостаточности. Что же произошло на самом деле — для нас пока Господом сокрыто.

Впрочем, по рассказу инокини Георгии (Галина Константиновна Клышевич), а ей это передал сподвижник преподобномученика отец Григорий Кударенко, отбывавший срок недалеко от места заключения отца Серафима, батюшка и там вёл проповедническую деятельность, за что был на особом счету у лагерного начальства. Его привязали к двум машинам, после чего те разъехались в разные стороны…

«Честна пред Господом смерть преподобных Его».

28 октября 1999 года Священным Синодом Белорусской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II архимандрит Серафим Шахмуть был причислен к лику 23 местночтимых святых новомучеников земли Белорусской, а в августе 2000 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви прославлен в соборе новомучеников и исповедников Российских ХХ века.

Видео: https://www.youtube.com/watch?v=2L7n0kFophM&t=4s

По материалам сайтов zhirovichi-monastery.by, sobor.by