Архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий – о знании

Святой царь и пророк Давид сказал: «Начало премудрости – страх Господень» (Пс. 110; 10). Премудрость – это нечто гораздо большее, чем просто знание каких-либо временных понятий и вещей. Премудрость – это ведение Бога и его закона, ведение конечных смыслов бытия мира и человека. И каждый христианин, стремящийся к богообщению, к познанию Истины, должен искать премудрости, приводящей ко Христу, к жизни вечной. Эта премудрость, по слову царя Соломона, «лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею» (Пр. 8; 12). 

Конечно же, приобретение знаний в самых различных областях, таких как наука, искусство, педагогика, политика, общественная жизнь, необходимо христианину, живущему посреди мира. И эти знания не чужды элемента вечности, они могут быть использованы во благо ближнего, во благо Церкви. Главное, чтобы все познания и интересы человека находились в подчинении высшей духовной цели. Человеческое естество пребывает в состоянии идеальной гармонии только тогда, когда все его способности, развитые соразмерно, подчинены вечному духовному бытию.

Очень просто и предельно точно о природе знания и любви сказал апостол Павел: «…мы все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает» (1 Кор. 8; 1). И далее в послании к жителям Коринфа апостол пишет: «Если имею дар пророчества и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто» (1 Кор. 13; 2). Поэтому нам необходимо знать: главное, что необходимо каждому разумному человеку – профессору или студенту, ученому или простецу – это стяжание даров Премудрости Божией, обретение способности к высшей любви, жертвенной и бескорыстной, единственной умножающей меру добра в мире людей.

Учиться этой жертвенной любви нужно, прежде всего, из Евангелия – книги самой близкой и дорогой для сердца каждого христианина. Важно, чтобы жизнь Спасителя, Его страдания, Его великие беседы не представлялись нам чем-то чуждым, далеким и давно прошедшим, чтобы мы переживали их как соприсносущные нам в данной обстановке, в данную минуту. Христос сошел на землю, Превечное Слово стало плотию, и этот реальный факт касается каждого из нас точно так же, как касался непосредственных слушателей проповеди Господа.

Святое Евангелие и послания апостольские по одной-две главы необходимо читать ежедневно. Новый Завет – это книга, по которой мы обязаны выверять каждое свое помышление, каждый шаг и поступок. «Куда бы ты ни шел, всегда имей перед глазами Господа; что бы ты ни делал, имей на это свидетельство Священного Писания», – говорил преподобный Антоний Великий.

Помимо Нового Завета необходимо читать жития и творения святых отцов. Святые отцы учат нас, как приступать к Евангелию, как правильно понимать его. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет, что беседа и общество ближних очень действуют на человека. Так, например, беседа и знакомство с ученым сообщает много сведений, с путешественником – много познаний о странах, нравах и обычаях народов. Очевидно: беседа и знакомство со святыми сообщает святость. И если мы хотим принадлежать к обществу святых на небе, быть участниками их блаженства в будущей жизни, то мы должны уже здесь на земле вступить в общение с ними. И тогда по нашем выходе из храмины тела, они примут нас к себе, как своих знакомых, своих друзей.

По материалам сайта eparhia992.by