Страстная неделя – уникальный и чрезвычайно значимый период в богослужебной жизни Церкви. Мы знаем, что, празднуя или воспоминая какое-либо евангельское событие, Церковь переживает его в реальности. На Страстной неделе Церковь состраждет Спасителю, сопутствует Ему на Крестном пути, проживает Его мучения на Кресте, смерть и сошествие во ад.
Важность переживания не могла не найти отражения в особенностях богослужения недели. Согласно Уставу, в первые три дня седмицы за богослужением полностью прочитывается Евангелие. В приходской практике, конечно, всё Четвероевангелие в три дня прочитывают нечасто, нередко распределяя это чтение на будние дни Великого поста, но даже в этом случае Евангелие от Иоанна прочитывается целиком.
Начиная с четверга, страстные богослужения приобретают всё больше особенностей, присущих исключительно Страстной неделе. Так, в Великий Четверг и Великую Субботу совершается Литургия святителя Василия Великого, строгая торжественность которой наиболее соответствует настрою Страстных дней. В кафедральных соборах по окончании Литургии Великого Четверга архиереи совершают чин омовения ног, омывая ноги сослужащим священникам по примеру Христа, омывшего ноги учеников перед Тайной вечерей. Песнопения Литургии этого дня дают понять богомольцам, что в момент богослужения каждый из них – свидетель и участник той самой Тайной вечери, установленной в этот день и совершаемой каждодневно, по завету Христа, в Его воспоминание.
Утреня Великой Пятницы не похожа ни на какое другое богослужение. Приобщая верных к реальности Страстей Христовых, Церковь установила на этой службе чтение 12 отрывков из Евангелия, повествующих о взятии Спасителя под стражу, неправедном суде над Ним, осуждении на Крест, Его распятии и Крестной смерти. В Великую Пятницу, как самый скорбный день года, Литургия не совершается. Мы проводим этот день в строгом посте и вечером вновь собираемся в храме на вечерню, центральной особенностью которой является вынос для поклонения Плащаницы Спасителя. По завершении службы Плащаница остаётся на середине храма до конца следующего дня.
На утрене Великой Субботы совершается погребение Плащаницы. Эта служба исполнена уже не столько скорби, сколько покоя. Христос, телом пребывая во гробе, душой сходит во ад, изводя оттуда всех, чаявших избавления, и открывая недоступное доселе человеку Царство Небесное. В субботу, ветхозаветный день покоя, покоя достигают праведные души, отныне покой и блаженство доступны всякому верующему во Христа и живущему по вере. В реальность этого покоя вводит нас богослужение Великой Субботы.
Однако и этот покой – не завершение богослужебного цикла Страстной недели. Уже в этот день Церковь даёт верным возможность отчасти прикоснуться к новой реальности – реальности Воскресения. Богослужебный день начинается вечером, и Литургия Великой Субботы, в древности совершавшаяся в вечернее время, одновременно является и вечерней Праздника праздников – Пасхи Господней. На ней уже поётся торжественный гимн «Воскресни, Боже», она уже совершается в белых, праздничных, ризах, не оставляет в душе скорби. После отпуста Литургии Великой Субботы мы исполнены лишь одним чувством: несколько томительным, но всё же радостным ожиданием торжества Воскресения Христова.
Протоиерей Владимир Пучков
По материалам сайта pravlife.org