Чтобы радостью наполнились окаменелые сердца

Мы приближаемся к заветной цели Великого Поста — подготовить душу и тело к достойной встрече Пасхи. За семь дней до Своего восстания из мертвых, Господь взошел на Елеонскую (масличную) гору, откуда, как на ладони, был виден Иерусалим. В преддверии иудейской пасхи толпы людей наводнили город, и, прослышав о приближении Иисуса, они вышли Ему навстречу с пальмовыми ветвями в руках. Иерусалим встречал Господа как царя, в надежде, что он возьмет власть в свои руки и вернет иудеям славу богоизбранного народа.

В каноне, посвященном празднику Входа Господня в Иерусалим, мы услышим множество текстов, которые помогут правильно уяснить смысл этого события Священной истории, наполнить нашу радость правильным духовным содержанием.

Хваление Церковь преподобных, Живущему в Сионе, Тебе, Христе, приносит: о Тебе же Израиль Творце своем радуется, и горы языцы противообразнии каменносердечнии, от лица Твоего возвеселишася, поюще победную песнь Тебе, Господи!

Картина всеобщей радости о встрече Спасителя предстает перед нами в первой же песне. Но только ли иудеи ликовали в тот день? Конечно, проповедь христианства в мире лишь начиналась, и немногие язычники — народы других земель и культур — смогли разделить радость Входа Царя Славы в Иерусалим. Но символом огромного множества последователей Христа из других народов стали… горы. Об этом и свидетельствует тропарь в словах: «… И языческие народы в образе гор, с еще окаменелыми сердцами (не просвещенные верой), глядя на Тебя, возвеселились, воспевая Тебе, Господи, песнь как Победителю!»

Мертвеца четверодневна повелением Твоим, из мертвых с трепетом ад испусти Лазаря. Воскресение бо Ты Христе и Жизнь, в немже утвердися Церковь зовущи: осанна благословен еси Грядый.

В третьей песне канона мы встречаем упоминание о том, что произошло накануне. Воскрешение Лазаря предваряет Воскресение Самого Господа, и именно в нем — в победе Жизни над смертью — «… утвердилась Церковь, восклицая: «Слава (Тебе)! Ты благословен — Тот, Кто ныне приходит (в Иерусалим)!»

После третьей песни и малой ектении, в ипакои (переводится с греческого как «внимательное слушание») звучит предупреждение о том, во что превратятся ветви в руках многих иудеев уже через три дня после триумфальной встречи Спасителя: «С ветвми воспевше прежде, с древесы (кольями) последи (после) яша (взяли) Христа Бога, неблагодарнии иудее. Мы же верою непреложною присно почитающе яко благодетеля, выну (всегда) вопием Ему: благословен еси Грядый Адама воззвати».

Кондак после шестой песни рисует важный догматический образ неразрывной связи божественной и человеческой природы Господа в момент празднуемого события: «На престоли на небеси, на жребяти на земли носимый Христе Боже, Ангелов хваление, и детей воспевание приял еси зовущих Ти: благословен еси Грядый Адама воззвати.»

Находим мы в каноне — песнь восьмая — интересное противопоставление жребяти (здесь: молодой осел) и воинственного, «свирепого» коня. Становится ясно, почему Господь избрал кроткое, отнюдь не «царственное», животное для входа в Иерусалим.

Бог твой, радуйся Сионе зело, воцарися во веки Христос. Сей, якоже писано есть, кроткий и спасаяй, праведный Избавитель наш, прииде на жребяти, конское свирепство убити врагов, не вопиющих: благословите вся дела Господня Господа.

Очень скоро начнутся страдания Господни, поэтому канон праздника заканчивается сочувственным обращением к иудеям, звучащим с небес. «Соблазны стези, что близ вас положисте непокоривии? (Пути соблазна зачем избрали для себя непокорные?) Ноги ваша скоры кровь излияти Владычню: но воскреснет всяко спасти зовущия: благословен Грядый во имя Господа Спаса нашего.»

Ст. преподаватель Минского духовного училища

Андрей Ахметшин

oroik.by