Духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи в свете Великой Победы

28 января 2020 года, в рамках VIII Рождественских Парламентских встреч в Москве, состоялся круглый стол «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи в свете Великой Победы».

VIII Парламентские встречи – часть программы Международных Рождественских чтений-2020 «Великая Победа: наследие и наследники». Организаторами круглого стола выступили: Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре, Комитет Совета Федерации по социальной политике совместно с Синодальным отделом религиозного образования и катехизации и Синодальным отделом по делам молодежи Русской Православной Церкви.

Митрополит Меркурий, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации, выступил на круглом столе с докладом, в котором объяснил, почему, вспоминая Победу, мы говорим в первую очередь о наследии:

Почему в первую очередь наше внимание обращено не к таким словам, как «подвиг», «героизм», «мужество»? Наверное, потому что слово «наследие» призывает нас задуматься не столько о том, как и чем была достигнута Победа, сколько о том, можем ли мы достойно усвоить ее плоды? Такие ли мы, какими хотели бы видеть нас те, кто совершал эти подвиги и нес эти жертвы, кто являл безграничное мужество и героизм как на фронте, так и в тылу, спасал наши жизни с надеждой и верой в то, что добытую ими ценой своих жизней свободу мы употребим во благо. Не только в свое личное благо, но во благо Отечества нашего, ради его процветания и укрепления, ради счастья матерей, беспечального и окруженного радостью возрастания детей, ради того «светлого будущего», о котором постоянно говорили, но которого невозможно было достигнуть в тех условиях, в которых оказался народ, которого пытались насильственно лишить веры. Это «светлое бытие» возможно лишь тогда, когда каждый человек свободно избирает добро, соотнося свою жизнь с Божьими установлениями, когда не только в дни войны, но и в мирное время люди радуются, в первую очередь, не о своем личном благополучии, но о правде и милости Божией, явленной в жизни ближнего, всего народа, всего нашего Отечества.

Вновь и вновь мы обращаемся к вопросу о том, что же такое «наследие». Если бы мы говорили о наследстве, то, конечно, речь шла бы о материальных благах – самой земле, наших культурных ценностях, сохраненных и восстановленных нашими отцами, дедами и прадедами. Но наследие – это тот невидимый глазами след, который оставили наши предки в истории и который передан нам, который мы можем и должны сохранить не в наших руках, а в наших сердцах и в наших душах, сохранить и с любовью передать тем, кто идёт за нами.

Митрополит обратил внимание слушателей на то, что же такое наследие Великой победы:

Наследие Победы – это наша свобода, наша культура, наша духовная идентичность. Я уже неоднократно отмечал, что духовным основанием победы в Великой Отечественной войне были традиционные культура, высокая нравственность нашего народа, проявление солидарности народа, обращение к героическим и святым примерам из национальной истории, молитва миллионов людей о победе русского оружия и во вновь открытых в годы войны храмах – как в тылу, так и на оккупированных территориях, и в домах, где матери и жены ждали возвращения своих ближних, и в окопах, где обретали веру даже те, кто недавно разрушал храмы. И осознание того, что достижение победы невозможно без опоры на духовные и нравственные начала – это тоже наследие этой Победы.

Нам очень важно донести до детей, молодежи, необходимость понимания того, что Победа была бы невозможна без двух этих составляющих – общенародного жертвенного подвига и помощи Божией как ответа на ту огромную любовь к Отечеству, которую явил наш народ в этой поистине Отечественной войне, всем сердцем откликнувшемся на строки: «Идет война народная, священная война». Бога мы всегда должны благодарить за явленное Им милосердие, а перед подвигом народа мы должны благоговеть и с благодарностью склонять головы, почитая священной память о тех, кто сражался и трудился в те годы, не щадя своей жизни.

Председатель Синодального отдела также привел несколько примеров, которые наглядно показали, как передается память о войне: 

Память – это не просто механизм передачи опыта, это способ формирования общественной реальности. Как говорил академик Лихачев: «Благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединенным с прошедшим. Память – преодоление времени, преодоление смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти». Истинная память есть основа совести любого человека. И именно совесть, и наша память, и наше сердце не могут позволить нам, например, равнодушно проехать мимо информационного знака у дороги, на котором написано: «Здесь у Зайцевой горы полегли 70 000 человек для того, чтобы ты мог дышать». Более 20 подобных знаков стоит в Тверской области. Их поставило Российское военно-историческое общество. И это замечательное начинание, потому что для многих из нас статистика потерь в военные годы нередко остается просто цифрами, пока мы не увидим это поле, эту гору и не осознаем, что вот в этой конкретной земле до сих пор лежат останки тысяч, а может быть сотен тысяч или десятков тысяч людей, которые здесь защищали свою Родину. И я, кто бы я ни был, – митрополит или школьник, музыкант или спортсмен, водитель, которые проезжает куда-то по этой дороге по своим делам, или тракторист, который пашет эту землю, пропитанную кровью павших бойцов, и сеет здесь хлеб, – я часть этой Родины. И я должен помнить, что каждая из этих цифр – сотен, тысяч, миллионов – сложена из единиц, из конкретных оборвавшихся жизней. Да, не каждый из погибших на этой войне совершил подвиг, так же, как, например, не каждый из тех, кто называет себя христианином, становится святым, но именно потому Русь называлась Святой, что идеалом ее была святость, и потому, вспоминая о Великой Отечественной войне, мы говорим об общенародном подвиге, что именно примеры жертвенности, подвига во имя Родины становились ключевыми вдохновляющими событиями, возвышающими и воспитывающими народ.

И, конечно, мы говорим не только о погибших в годы войны. Сегодня в живых осталось очень мало ветеранов, и буквально с каждым днем их становится все меньше и меньше. Но как важно помнить о них, помогать живым, чтить память ушедших. Долгое время почти никто, например, не знал о подвиге удивительной женщины, спасшей жизни тысяч детей. Операция под названием «Дети» началась на Смоленской земле, откуда, с оккупированных земель, спасая детей и подростков от гибели и угона в Германию, 23-летняя учительница партизанка Матрёна Исаевна Вольская вывела 2000 детей, к которым в ходе этого 200-километрового десятидневного похода по лесам, болотам, при отсутствии еды, а часто и воды, присоединилось еще более 1200 детей. Она не просто вела детей – она разведывала пути, прятала детей от бомбежек, искала пропитание, старалась спасти каждую жизнь. И только в прошлом году было принято решение об открытии ей памятника на городецкой земле, где она жила в послевоенные годы, о чем в рамках региональных Чтений рассказали представители городецкой администрации. Важно, что сама Матрёна никогда не считала, что совершила подвиг, но что просто вместе с помощницами исполнила данное ей командиром партизанского отряда поручение.

Это удивительное свойство многих героев той войны – то, что было сделано ради любви к Отечеству, они считали просто нормой жизни. И мы должны помнить об этом, потому что без сохранения правильной памяти о том, кто нам передал наследие Победы, невозможно сохранение этого наследия и этой оставленной нам нормы жизни.

Митрополит Меркурий предложил выработать алгоритм взаимодействия с учителями для того, чтобы они передавали величие духовно-нравственного подвига Победы своим воспитанникам. Владыка подчеркнул, что практически для сохранения памяти о войне поможет поисковая работа. Уход за обелисками, поиск могил участников войны и поддержание их в чистоте, исследование истории неизвестных героев:

Задача наставников – не просто перечислять исторические факты, а на действительных, конкретных примерах мужества, героизма, стойкости показать величие подвига поколения победителей. Наши поисковики и краеведы, встречи с которыми, по сути, сегодня нередко заменяют для детей встречи с ветеранами, по крупицам собирают информацию и передают ее подрастающему поколению. Эту работу не только нужно продолжать, к ней надо привлекать молодежь. Значимую роль в сохранении духовного наследия Великой Победы, памяти об ушедших из жизни защитников Отечества призваны сыграть поисковая работа и забота молодежи о захоронениях воинов и ветеранов. Важно не только ухаживать за обелисками, но и находить на городских и сельских кладбищах могилы ветеранов, у которых, возможно, уже и родственников не осталось, взять шефство над некоторыми захоронениями, постараться что-то узнать о жизни тех, кто в них погребен, об их воинских подвигах и наградах. Конечно, подобная работа должна проходить при согласовании с местными властями и под руководством педагогов и других взрослых профессионалов. Есть множество замечательных примеров такого взаимодействия со школами, с учреждениями дополнительного образования, с участием молодежных волонтерских организаций, но без поддержки властей на местах эту работу трудно развивать в надлежащих масштабах. И обязательно надо сообщать найденные имена погибших бойцов и почивших ветеранов в ближайшую церковь. О многих мы не знаем, были ли они крещены, но о чьей-то вере скажет поставленный на могиле крест, а что касается погибших на полях сражений, то Церковь никогда не отказывала в молитве о тех, кто погиб, защищая наше Отечество, как о крещеных своей кровью.

Сухие статистические данные, карты оборонительных и наступательных операций не касаются сердца, они, конечно, тоже важны, но больше для специалистов, для историков и военных, в целом же важнее повествовать о личностном подвиге участников Великой Отечественной войны. Не только о бойцах, но и, например, о том, как женщина с ребенком укрывала партизан, как ее три раза выводили на расстрел, чтобы она рассказала, где прячутся партизаны, но она никого не выдала, или о том, как молодой учёный, имевший «бронь», освобождённый по зрению, много месяцев требовал, чтобы его отправили на фронт, и погиб в своём первом бою. Напрасной ли была его смерть или нет? Если мыслить только земным измерением – ещё можно задаваться этим вопросом, но если помнить о жизни вечной, которую наследуют те, кто полагает души своя за други своя, то мы поймём, что уже только стремлением своим жертвенно послужить Отечеству человек сделал всё, чтобы снискать милосердие Божие и наследовать Царство Небесное.

По материалам сайта Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви pravobraz.ru