Формирование традиционных семейных ценностей у студенческой молодежи

Доклад Чесноковой Елены Петровны, старшего преподавателя факультета дошкольного образования УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» на III Международной научно-практической конференции «Образовательная среда организации связи поколений в вопросах духовно-нравственного и патриотического воспитания человека и гражданина» в г. Ижевске 29 января 2021 года, – «Формирование традиционных семейных ценностей у студенческой молодежи в условиях сотрудничества Педагогического университета и Белорусской Православной Церкви».

Муж с женой должны быть подобны руке и глазам: когда руке больно – глаза плачут, а когда глаза плачут – руки вытирают слезы.

Иоанн Златоуст

Одной из наиболее выраженных характеристик современной жизни является ее высокая динамичность. Сама по себе данная черта не несет ни малейшего негативного оттенка, даже наоборот: динамичность связана с развитием, непрерывным движением вперед, а значит, прогрессом. Однако все же сегодня мы наблюдаем тенденцию утраты стабильности, постоянства, отдаления от традиционного уклада жизни как характеристик, способствующих чувству защищенности человека, его уверенности в завтрашнем дне. Данная ситуация отражается на здоровье людей, в первую очередь, молодого поколения. Современная медицина относит к числу психосоматических, т.е. берущих начало в психической дисгармонии, примерно 80% всех заболеваний. В связи с этим сегодня особую актуальность приобретают исследования в новом научном психологическом направлении – психологии здоровья – «науке о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития» [1]. Традиционно семья ассоциируется с надежной гаванью, в которой можно обрести спокойствие, чувство защищенности, что позволит успешно преодолевать трудности изменчивого, полного опасностей внешнего мира. Как гласит английская пословица, «Мой дом – моя крепость». «Семья есть единое целое, единый психологический и биологический механизм» [3, с. 181], то есть система, характеризующаяся устойчивостью и постоянством как ключевыми характеристиками. Именно данные свойства семьи позволяют ее членам сохранить и укрепить свое психологическое здоровье, приобрести определенную свободу и самостоятельность не только во взаимоотношениях внутри данной системы, но и за ее пределами, во внешнем мире [3, с. 187].

Сегодня семья как социальный институт претерпевает изменения, вследствие чего нередко нарушается реализация ею многих функций, среди которых – эмоциональная, функция духовного общения. Однако альтернативного варианта социального института, обеспечивающего человеку возможности для полноценной реализации базовых потребностей (в безопасности, любви и принадлежности и др. (А. Маслоу)), в современном обществе нет. В связи с этим возникает необходимость повышения статуса семьи как социального института, приобщения молодежи к традиционным семейным ценностям, формирования у нее готовности к семейной жизни, рождению и воспитанию детей.

С целью изучения представлений молодежи о некоторых традиционных семейных ценностях и ценности жизни до рождения было проведено исследование, в котором приняли участие 113 студентов 1 курса (в возрасте 17-18 лет) факультета дошкольного образования УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (111 девушек и 2 юноши). Исследование проводилось с помощью метода незаконченных предложений.

Первая часть исследования была нацелена на изучение представления молодежи о семье и ее роли в жизни современного человека и общества. В результате исследования были обнаружены следующие подходы во взглядах студентов на современную семью:

  1. Личностный, окрашенный позитивными эмоциями, отражающий:

– ценностное отношение («самое ценное в жизни», «самые близкие и дорогие люди», «счастье» и т.п.) – 41%;

– функции семьи («опора и поддержка», «понимание и доверие», «любовь, забота, взаимная ответственность», «создает для человека атмосферу спокойствия, умиротворения» – 39%;

– характеристики семьи как коллектива – наивысшего уровня развития группы («союз двух и более людей, построенный на взаимной любви и уважении, объединенный общими целями» – 16%; «единое целое» – 2%).

  1. Формальный подход к определению: «группа людей, объединенных родством по крови и браком» и т.п. – 14%. Некоторые студенты охарактеризовали состав семьи: родители и дети (5%), родители, дети и прародители (1%). Присутствует также позиция недопустимости рассмотрения в качестве семьи союза 1 ребенка и 1 родителя (1%).

Встречались в ответах студентов варианты, вызывающие тревогу: «Семья – не самое главное в жизни» (1%), условное использование понятия «семья», скорее в переносном значении: «Семья – круг людей, которых ты любишь и ценишь» (1%). Присутствует также взгляд на семью как «большой труд по развитию отношений» (1%), в котором отражается зрелое, мудрое акцентирование внимание на собственной активности членов семьи в обеспечении ее благополучия, счастья.

В результате исследования было выявлено осознание студентами ключевой роли семьи в жизни человека и общества: 94,5% испытуемых указали на жизненную необходимость семьи для человека. В процессе анализа значения семьи молодежью подчеркиваются функции данного объединения: «Это близкие люди, которые помогают друг другу», «Семья – это взаимная поддержка», «Семья дарит любовь и вдохновение, веру в себя, свои силы», «Это тепло в душе, которое не остывает», «Это забота, счастье», «В семье человек чувствует себя нужным», «Семья вытащит из интернета, не даст пропасть» и т.п. (60%). Многие испытуемые в своих ответах выражают ценностное отношение к семье: «Это вечная ценность», «Семья – самое главное», «Это счастье», «Это все для человека! Без семьи человек не сможет жить» и т.п. (34,5%). Незначительная часть молодежи все же отрицает необходимость семьи для современного человека, что обусловлено тем, что «люди стали очень эгоцентричны, не хотят лишних хлопот», «сегодня люди очень независимы, главной ценностью для них становится карьера» и т.п. (3,5%), либо указывает на то, что потребность в семье выражена только у части общества (2%).

В результате изучения представлений студентов о факторах, влияющих на счастье семьи, было обнаружено доминирование ответов о характере внутрисемейных отношений, определяющем счастье семьи: 60% опрошенных отмечают, что счастье семьи зависит от гармонии в отношениях, наличия доверия, интереса друг к другу, взаимопонимания и взаимопомощи, любви и уважения. 31% испытуемых указывают на собственную активность членов семьи в построении взаимоотношений как ключевой фактор счастья. Встречаются также в ответах студентов упоминания таких факторов, как здоровье членов семьи (6%), финансовое благополучие (2%), социальное окружение (1%).

В исследовании выявлен относительно высокий уровень удовлетворенности взаимоотношениями в родительской семье, характерный для большинства студентов: 61% испытуемых ответили, что «хотели бы, чтобы в их будущей семье установились такие отношения, как в родительской семье»: «Для меня отношения в моей семье – образец, то, к чему буду стремиться в своей семье», «У нас большая, дружная семья», «Я счастлива в своей семье», «У нас в семье есть доверие, взаимная забота, поддержка, любовь…», «Мы поддерживаем семейные традиции», «Родители вместе преодолели много трудностей и по-прежнему любят друг друга» и т.п. Данная тенденция свидетельствует о наличии у молодежи конкретных жизненных представлений о конструктивных внутрисемейных отношениях и путях их сохранения и укрепления, что может представлять основу для установления и поддержания позитивных взаимоотношений в собственной семье в будущем. Однако определенная часть испытуемых отвергает роль родительской семьи в формировании у себя эталона продуктивных внутрисемейных отношений: 27% студентов отмечает, что «не хотели бы, чтобы в их будущей семье установились такие отношения, как в родительской семье»: «Мне не нравятся отношения в моей родительской семье», «Мои родители не были готовы стать родителями», «Хочу построить другие отношения со своими будущими детьми, не такие, как у меня с моими родителями», «Не хватает понимания и поддержки в трудную минуту», «Отношения между родителями конфликтные», «Родители развелись», «Я не счастлива в своей семье», «Отношения в моей семье нанесли мне психологические травмы» и т.п. 12% испытуемых пока испытывают затруднения при принятии решения о том, стоит ли им в будущем использовать модель взаимоотношений в родительской семье как определенный эталон для построения взаимоотношений в собственной семье в будущем.

В результате изучения планов студентов относительно создания собственной семьи было выявлено главное условие, необходимое для принятия решения о создании семьи испытуемыми: окончание университета и приобретение материальной независимости от родителей (47%). Часть опрошенных отмечает необходимость достижения личностной самореализации как важного условия принятия ими решения о создании собственной семьи (8%). Некоторые студенты указывают на решающую роль романтического условия при принятии решения о том, чтобы выйти замуж или жениться – любовь, уверенность в правильности выбора спутника жизни (10%). Часть испытуемых отмечает сочетание прагматического (материальная независимость, личностная и профессиональная самореализация) и романтического (чувство любви) условий как катализатор принятия ими решения о создании собственной семьи (10%). Значительное количество студентов указывает на то, что главное условие принятия ими решения выйти замуж или жениться – наличие психологической готовности к браку (25 %).

Вторая часть исследования была направлена на изучение установок молодежи относительно деторождения, количества детей в семье, представления о многодетных семьях, а также отношения к жизни до рождения и абортам.

Как свидетельствуют результаты анализа полученных данных, наиболее распространенным вариантом установки относительно количества детей в собственной будущей семье является рождение и воспитание 2 детей (54,5%). Значительная часть студентов планирует ограничиться рождением и воспитанием 1 ребенка (17%). Таким образом, в современной молодежной среде преобладает направленность на малодетность. Однако некоторым студентам характерна установка к рождению и воспитанию 2-3 детей (12%), 3 детей (10%), большого количества детей (3%), что свидетельствует о присутствии направленности на многодетность среди студенческой молодежи. Тревожащим фактом является установка к бездетности у некоторой части испытуемых (3,5%).

В результате исследования представлений студентов о многодетной семье было выявлено значительное преобладание позитивных взглядов на данный тип семьи. Испытуемые рассматривают многодетную семью как благополучную, обладающую высокой ценностью как для ее членов, так и для общества (32%): «Это счастливая и дружная семья, в которой царит любовь», «Благодаря взаимопомощи эта семья очень сильная: вместе можно многое преодолеть!», «Много деток – это хорошо!», «Многодетная семья – это круто!», «Это здорово!». «Это огромная ценность! Богатство семьи в детях», «Это радость!», «Гордость общества, пример для подражания» и т.п. Значительная часть студентов подчеркивает необходимость проявления высокой ответственности и упорного труда для создания и сохранения благополучия многодетной семьи (20%). Некоторые испытуемые отмечают, что многодетная семья – это «счастье с трудностями», то есть это непрерывный повседневный труд, который дарит счастье (8%). Студенты также указывают на разнообразие типов многодетных семей, обусловленных мотивами их создания (9%): благополучные (ответственные и любящие родители, осознанно принявшие решение о рождении и воспитании большого количества детей) и неблагополучные (большое количество детей – либо случайность, либо решение, обусловленное мотивом иметь материальную выгоду). Часть испытуемых в своих ответах предлагает формальный подход к определению понятия «многодетная семья», отмечая ключевую ее характеристику – большое количество детей: 3 и более (10%). Некоторые студенты рассматривают многодетные семьи как неблагополучные, так как «у родителей очень много забот, и они не успевают уделить достаточно внимания детям», «не хватает материальных средств для жизни, родители не находят возможностей самореализации в профессиональной сфере» и т.п. (3,5%). В ответах испытуемых также содержатся противоречивые мнения насчет распространенности многодетности сегодня: 11% студентов отмечают, что многодетные семьи – редкое явление сегодня, порой не находящее понимание в обществе, в то время как 9% опрошенных указывают на то, что многодетность – распространенная практика сегодня, популярное явление. Незначительная часть испытуемых отмечает наличие определенных социальных льгот как преимущества многодетной семьи (2%), что отражает доминирование направленности на внешнюю сторону жизни у данных студентов. Некоторые опрошенные рассматривают многодетную семью как обычную, не имеющую существенных отличий от семей с меньшим количеством детей (1%).

В результате изучения представлений студенческой молодежи о мотивации многодетности были получены следующие результаты. Большинство испытуемых рассматривает доминирование ценности любви в качестве ключевого мотива принятия родителями решения о рождении и воспитании значительного количества детей (56%): «Родители любят детей, хотят большую семью», «Родители любят друг друга и хотят иметь опору в будущем», «В семье царит любовь», «В детях счастье семьи», «Чтобы в семье было весело, чтобы дети могли играть друг с другом» и т.п. Часть опрошенных указывает на существование разных вариантов мотивации многодетности (18%): 1) «Родители любят и планируют детей»; 2) «Так вышло случайно, родители не думают о будущем своих детей»; 3) «Ради социальных льгот». Некоторые испытуемые отмечают безответственность родителей, отсутствие умения планировать рождение детей как главную причину приобретения семьей статуса многодетной (11%): «Родители не умеют предохраняться от нежелательной беременности», «Не думают о будущем своих детей» и т.п. Незначительная часть опрошенных (5%) указывает на решающую роль внешней мотивации – получение социальных льгот – в принятии решения о рождении 3 ребенка (и последующих детей). Присутствует в ответах испытуемых и упоминание о роли традиций той культуры, в которой живет семья, на принятие решения о рождении и воспитании большого количества детей (1%).

В результате исследования представлений студентов о начале жизни было выявлено преобладание понимания начала жизни с момента рождения (38%). В определенной степени среди молодежи выражено также и представление о начале жизни с момента зачатия (22,5%). Незначительная часть испытуемых указывает на начало жизни в период внутриутробного развития, но с определенного момента, когда сформированы органы, ЦНС (3%). Некоторые испытуемые, вероятно, подменив понятие «жизнь» понятием «самостоятельная жизнь», рассматривают ее начало в связи с взрослением и приобретением определенной свободы и независимости (17%): «когда человек приобретает определенную самостоятельность, способен сам себя обеспечивать, самореализовываться», «когда становится личностью, приобретает ответственность», «после окончания школы» и т.п. Часть опрошенных связывает начало жизни с обретением в ней собственного смысла, счастья (3%). Данные тенденции отражают ярко выраженную направленность испытуемых на решение важной задачи юношеского возраста – самоопределение и самовоспитание, как профессионально-деловое, так и нравственно-личностное, приобретение определенной самостоятельности и независимости [2]. Некоторые студенты в своих ответах отразили эмоционально-ценностное отношение к жизни, рождению человека: «Рождение – это счастье, чудо» (3%).

В результате изучения представлений студенческой молодежи об аборте были получены следующие результаты. Предложение «Аборт – это…» испытуемые продолжили утверждениями разного характера:

– «Убийство ребенка» («убийство еще не родившегося счастья», «грех», «зло», «недопустимо, ужасно» и т.п.) – 57%.

– «Это норма: выбор женщины, на который она имеет право» – 19,5%.

– «Выбор женщины, она на него имеет право. Но это плохо» – 7%.

– «Медицинская операция по удалению плода из утробы матери, дающая возможность прервать нежелательную беременность и регулировать рождаемость» – 12,5%.

– «До 12-й недели – это путь решения проблемы, после 12-й недели – убийство» (1%).

– «Ошибка жизни» (1%).

– «Затрудняюсь ответить» – 3%.

Таким образом, анализ ответов испытуемых позволил сделать вывод о доминировании представления о аборте как прерывании человеческой жизни, убийстве. Однако значительная часть студентов все же рассматривает аборт как нормальный путь «убрать неблагоприятное жизненное обстоятельство», «исправить ошибку».

В результате исследования отношения студенческой молодежи к аборту было выявлено преобладание однозначно отрицательного отношения (41%). Свое негативное отношение к абортам испытуемые аргументировали следующим образом: «Человек – самое главное, что есть в мире», «Потом придется всю жизнь жить с ролью убийцы», «Никто не имеет права лишать жизни другого человека», «Это грех», «Это вред физическому и духовному здоровью женщины», «Потом можно остаться вообще без детей», «Не важно, какой ребенок родится. Он будет любим родителями, несмотря ни на что» и т.п. Распространенным также является отрицательное отношение, предполагающее наличие исключительных случаев, в которых аборт все же допустим: медицинские показания (18%) и изнасилование (9%). Значительная часть студентов высказала условно-положительное отношение к абортам, то есть признание его допустимым при таких жизненных обстоятельствах, как нежелательная, незапланированная беременность, материальные трудности и т.п. (21%). Встречается в ответах испытуемых и вариант однозначно положительного отношения к абортам (13,5%), аргументированного следующим образом: «Зародыш – не человек», «Аборт дает свободу выбора, возможность исправить ошибку» и т.п.

Таким образом, как показывают результаты исследования, несмотря на преобладание у студентов ценностного отношения к семье и жизни до рождения, проблема формирования традиционных семейных ценностей у молодежи является актуальной. Юношеский возраст – сенситивный период для нравственно-личностного самоопределения и самовоспитания, центральным новообразованием данного возраста становится мировоззрение [2]. В связи с благоприятными возрастными предпосылками важна реализация системы деятельности, нацеленной на приобщение студенческой молодежи к традиционным семейным ценностям, формирование ценностного отношения к жизни до рождения.

В данной статье представлен опыт работы одного из волонтерских объединений БГПУ – объединения «Доброе сердце» факультета дошкольного образования [5]. В течение 5 лет волонтерское объединение реализует социально-значимый проект «Семья и материнство», нацеленный на духовно-нравственное воспитание молодого поколения.

Сегодня ученые отмечают необходимость преобразования форм и методов работы с современной молодежью. Как отмечает Ю. Э. Краснов, «Главное – это ценностно-проектно-деятельностное мировоззрение, проблемно-целевая организация содержания, самоопределение молодежи в социальной жизни, управление коллективной проектной мыследеятельностью обучающихся, помощь им в ценностном и нравственном выборе» [4]. Именно в данном направлении и реализуется воспитание студенческой молодежи посредством внедрения проекта «Семья и материнство».

Социально-значимый проект «Семья и материнство» осуществляется в сотрудничестве с Белорусской Православной Церковью (Центром духовного просвещения и социального служения «Всех скорбящих Радость»), а также общественными организациями в защиту жизни и семьи (Центром поддержки семьи и материнства «Матуля», международным фестивалем социальной рекламы в защиту жизни и семьи «Ладошка» и др.).

Задачи проекта «Семья и материнство»:

Способствовать формированию ценностного отношения студентов к семье и материнству, жизни до рождения, ответственности за собственное здоровье и жизнь.

Содействовать оказанию социально-психологической поддержки молодым женщинам в ситуации кризисной беременности, а также многодетным семьям и семьям, находящимся в тяжелой жизненной ситуации.

Способствовать организации и проведению ежегодного международного фестиваля социальной рекламы в поддержку жизни и семьи «Ладошка».

В течение 5 лет волонтерским объединением «Доброе сердце» реализуется система деятельности, включающая в себя:

Проведение для студентов факультета дошкольного образования тематических лекций, круглых столов, семинаров-практикумов с участием представителей Центра духовного просвещения и социального служения «Всех скорбящих Радость», Центра поддержки семьи и материнства «Матуля», оргкомитета международного фестиваля социальной рекламы в защиту жизни и семьи «Ладошка» и др. (на базе факультета дошкольного образования и общежитий БГПУ): «Путь к счастливой семье и материнству» (ко Дню матери), «Традиционные семейные ценности: вчера, сегодня, завтра», «Семья-дружба или семья-служба: как сохранить любовь в семье» (к Международному дню семей) и др. В процессе реализации данной деятельности широко используются видео- и фотоматериалы международного фестиваля социальной рекламы в защиту жизни и семьи «Ладошка» в соответствии с тематическими направлениями: «Любовь и верность», «Папа – капитан семьи», «Святость материнства», «Я – человек. Дай мне родиться, мама!», «Много деток – хорошо!», «Кто поможет сироте?», «Семейные традиции», «Спасибо вам, родители!» ([6]. В ходе мероприятий обсуждаются актуальные для молодежи вопросы духовно-нравственного развития и самовоспитания, взаимоотношений между полами, создания и укрепления семьи, подготовки к рождению и воспитанию здоровых детей. Значительное внимание уделяется и проблеме взаимоотношений с родителями, формированию уважительного и заботливого отношения студентов к ним.

Проведение межвузовских тематических круглых столов (с участием студентов БГПУ, БГТУ, БГАМ и др.), нацеленных на формирование у студентов ценностного отношения к семье, здоровью, повышение уровня психологической культуры (особенно в сфере семейного общения, общения с противоположным полом), формирование осознанного и ответственного отношения к выбору спутника жизни, развитию взаимоотношений с ним, рождению и воспитанию детей («Семья – это…», «Все начинается с любви…», «Любовь – просто о сложном» и др.).

Приобщение студентов факультета дошкольного образования БГПУ к участию в тематических круглых столах, семинарах-практикумах для молодежи, организованных Центром духовного просвещения и социального служения «Всех скорбящих Радость» («Настоящий мужчина: кто он?», «Как встретить счастье?» и др.).

Участие волонтеров в проведении общественно-значимых и научно-практических мероприятий, организованных при поддержке Белорусской Православной Церкви (ежегодного международного фестиваля социальной рекламы в поддержку жизни и семьи «Ладошка», научно-практического семинара «Опыт применения святоотеческой психологии в образовательном пространстве Союзного государства» и др.).

Оказание волонтерами помощи в воспитании детей многодетным семьям и семьям, находящимся в тяжелой жизненной ситуации.

Проект «Семья и материнство» был представлен на пресс-конференции «Защитим беззащитных: итоги 100-летней войны», которая состоялась в Центре духовного просвещения и социального служения «Всех скорбящих Радость» (21.11.2020) в рамках Свято-Михайловских дней, приуроченных к празднованию дня памяти Архистратига Божия Михаила – 21 ноября, и отмечаемых в России, Беларуси, Украине, Сербии и других странах как дни совместных выступлений в защиту жизни человека до рождения и традиционных семейных ценностей [7; 8; 9 ].

Реализация социально-значимого проекта «Семья и материнство» способствует духовно-нравственному развитию студентов, приобщению их к профессиональной психологической культуре, формированию ценностного отношения к семье и жизни, развитию способности любить и заботиться о ближнем. Как справедливо отметил А. П. Чехов, «В семейной жизни самый важный винт – это любовь».

Литература и информационные источники

Ананьев, В. А. Практикум по психологии здоровья. Методическое пособие по первичной специфической и неспецифической профилактике / В. А. Ананьев. – СПб.: Речь, 2007. – 320 c.

Кон, И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.

Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПБ: Питер, 1999. – 656 с.

Информационно-аналитический портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.pro-life.by/analyst/yurij-krasnov-vvedenie-uchebnyh-predmetov-na-temy-duhovnosti-tupikovyj-metod-resheniya-problem-vospitaniya-on-ne-srabotaet/ – Дата доступа: 19.01.2021.

Официальная группа ВО «Доброе сердце ФДО, БГПУ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vk.com/kindheartfdo – Дата доступа: 19.01.2021.

Официальный сайт Фестиваля социальной рекламы в защиту жизни и семьи «Ладошка» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ladoshka.by – Дата доступа: 19.01.2021.

Официальный сайт Синодального отдела религиозного образования и катехизации Белорусского Экзархата [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://oroik.by/svyato-mixajlovskie-dni-v-minske/ – Дата доступа: 19.01.2021.

Информационно-аналитический портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.pro-life.by/life-protection/prolajf-organizatsii-v-belarusi/v-minske-proshla-konferencija-posvjashhjonnaja-100-letiju-legalizacii-abortov/ – Дата доступа: 19.01.2021.

Tvsoyuz (2020) Представители Церкви, белорусские и российские пролайферы объединились для участия в форуме [новостной сюжет] // YouTube. 8 декабря (https://youtu.be/jJ5Dbhqa6OY). Просмотрено: 19.01.2021.

oroik.by