История Православия на Докшиччине

Выступление Рандаревич Натальи Владимировны, педагога дополнительного образования государственного учреждения дополнительного образования «Докшицкий районный центр детей и молодежи» Витебской области, на секции православного краеведения Шестых Белорусских Рождественских чтений.

Молодёжь – будущее любого государства. По каким законам воспитывается молодое поколение, какими принципами руководствуется в жизни – такое будущее у страны. Поэтому задача и общества, и каждого гражданина и состоит в том, чтобы достойно воспитать молодое поколение, вырастить достойную себе смену, которая не только продолжит «дела отцов и дедов», но и сможет сделать всё для процветания общества, приумножит блага, сохранит целостность и независимость государства.

А достигнуть всего этого в наше нелёгкое время можно только с опорой на веру православную, на те законы христианства, по которым жило и живёт общество уже на протяжении многих столетий. Поэтому одним из направлений моей работы с подрастающим поколением как педагога дополнительного образования является краеведение − эффективное средство патриотического и духовно-нравственного воспитания. «Воспитание краеведением» подразумевает не только приобретение и распространение знаний о прошлом и настоящем нашего региона, его особенностях и достопримечательностях, но и развитие у подрастающего поколения потребности в сохранении культурного и природного наследия своей Малой родины.

Докшиччина богата своей многовековой историей, имеет огромный краеведческий потенциал, славится талантливыми и трудолюбивыми людьми. На протяжении десятка лет учащиеся объединения по интересам туристско-краеведческого направления «Мой край» Государственного учреждения дополнительного образования «Докшицкий районный центр детей и молодежи» (руководитель Рандаревич Н.В.) занимаются исследованием истории и развития Православия на Докшиччине. Был разработан и организован паломнический экскурсионный маршрут «Православная Докшиччина». Работа по усовершенствованию маршрута продолжается и в настоящее время. Собран богатый материал по истории действующих и утраченных православных храмов, находящихся на территории региона. Также была исследована деятельность священнослужителей церквей Докшицкого района во время Великой Отечественной войны.

Учащиеся объединения по интересам продолжают сбор материала по православным храмам Докшиччины. Исследуется история Православия и деятельность священнослужителей Докшицкого благочиния за 1947 год по архивным документам, находящимся в Спасо-Преображенской церкви агрогородка Порплище. Архив собран священником Михаилом Кузменко, который служил в Порплищенском приходе с 1945 по 1951 год, а в мае 1946 года Указом Его Высокопреосвященства Архиепископа Василия был назначен благочинным.

Сохранившиеся документы помогли нам восстановить события 1947, частично 1946 года. Хочется отметить, что собранный материал уникальный, благодаря которому можно восстановить исторические события, происходившие в регионе за определенный временной промежуток. Вот некоторые подробности.

Как и в военные, в послевоенный 1947 год к Докшицкому благочинию относились шесть приходов: Гнездиловский, Докшицкий, Ситцевский (Ситский), Слободской (Крулевщинско-Слободской), Тумиловичский и Порплищенский (Порплищский). Имелись 6 приходских церквей (1 городская и 5 сельских). Приписных церквей – 7. Общее количество – 13, их них 2 каменные и 11 деревянных. 6 исправных и нуждавшихся в незначительных поправках, 7 требовали капитального ремонта.

Несмотря на то, что Докшиччина почти с первых дней Великой Отечественной войны была оккупирована фашистами, понесла огромные убытки, тем не менее, до и после освобождения Докшицкого района от немецко-фашистских захватчиков, все церкви благочиния занимались сбором средств на всецерковный фонд помощи детям и семьям бойцов Красной Армии; фонд помощи инвалидам Отечественной войны, Красный Крест, осуществляли единовременный взнос на восстановление и развитие народного хозяйства.

Из годовых отчетов по церквям узнаем о местонахождении церквей, кем и когда были построены, состав причта, церковного совета и ревизионной комиссии, краткую информацию о них, количество прихожан (мужского пола 5908 человек, женского пола 7692, а всего 13600 человек). Наблюдался большой процент ущерба, нанесенного во время Великой Отечественной войны населению и постройкам, кроме этого – и ущерб церковному имуществу. Например, Ситский приход: каменные дома священника и псаломщика, а также холодные постройки разрушены немцами в 1945 году. Гнездиловский и Тумиловичский приходы: церковные деревянные дома и постройки также сожжены немцами в мае 1945 года. А в Слободском приходе дом священника заняли посторонние лица, а холодные постройки разрушены местными жителями во время военных действий.

Из рапорта благочинного, священника Михаила Кузменко, Архиепископу Минскому и Белорусскому Питириму: «…Настоящим смиреннейше честь имею донести Вашему Высокопреосвященству, что в период немецкой оккупации в Докшицком благочинии сожжено три церкви, а именно в Гнездилове, Витуничах и в Шклянцах (приписная). Убит немцами настоятель Замошско-Слободской церкви священник Александр Новик, его жена и сын. В тот период в ведении Докшицкого благочиния были церкви в Березино, Бегомле, Осовах, Великих Дольцах, Малых Дольцах, которые также сожжены»…

О том, как жили люди в Тумиловичском приходе, можно судить из рапорта Докшицкому благочинному, священнику Михаилу Кузменко, настоятеля Свято-Георгиевской церкви в Тумиловичах священника Михаила Уляхина: «Материальное положение прихожан вверенной мне церкви весьма тяжелое. Во время военных действий все деревни прихода выжжены были до тла, за редким исключением. Уцелели лишь: часть деревни Староселье Тумиловичского сельсовета и застенки Чернички Нестеровщинского сельсовета, да и то жители всех этих селений, как и жители сгоревших деревень, потеряли все свое имущество во время блокад. Строиться приходилось и обзаводиться (да и теперь еще приходится многим) на пепле с превеликими трудностями. В этом еще году весною было много людей, питающихся травою, а живших в землянках и сейчас еще не мало».

А вот что писал настоятель Свято-Покровской церкви в городе Докшицы священник Савва Дюма: «Материальное положение большинства прихожан – слабое, ибо сами Докшицы сожжены во время войны на 95%, некоторые деревни сожжены до основания на 100%, остальные – на 50%».

Похожее материальное положение было и по другим приходам Докшицкого благочиния, ведь за годы Великой Отечественной войны на территории Докшицкого района были сожжены более 100 деревень, убит каждый третий житель.

Имелось в Докшицком благочинии 6 священнослужителей, как и положено по штату. По национальности 5 священников – белорусы и 1 – русский. По образованию: с высшим богословским 2, полным семинарским 1, окончивших пастырские курсы 3; в сане протоиерея – 2, иерея – 4.

Отчеты священников содержали информацию о количестве верующих различных конфессий, треб, совершенных за год. Например, в отчетном 1946 году в благочинии было совершено 380 крещений, 139 браков и 138 погребений. Всего 657 треб.

Благодаря архивным материалам Спасо-Преображенской церкви нам удалось опровергнуть тот факт, что недостроенная в военное время церковь на станции Крулевщизна была взорвана партизанами.

После назначения нового настоятеля Крулевщинско-Слободской церкви Константина Сороко в ноябре 1947 года, он подал прошение благочинному о завершении строительства начатой во время войны священником Стефаном Бегуном церкви: «В связи с тем, что в 1943 году на ст. Крулевщизна заложена церковь и выведенные стены, в том положении она находится и в настоящее время. В настоящее время думаю окончить строение церкви и посему прошу разрешения на ее окончательное построение…»

Узнать подробности жизни и деятельности благочинного, священника Михаила Кузменко, нам помогла его дочь Ариадна Михайловна Ткачук, заведующая производственной практикой, преподаватель практики хорового отделения УО «Новополоцкое государственное музыкальное училище» (в настоящее время на заслуженном отдыхе). Эта удивительная женщина выступила с воспоминаниями об отце Михаиле на слете православной молодежи «Пока мы молоды», который ежегодно проводят при храме Усекновения главы Иоанна Предтечи в Крулевщине учащиеся и выпускники нашей школы.

Таким образом, собрав информацию, факты, документы воедино, мы написали еще одну страничку «Докшицкое благочиние в послевоенные годы» в летопись «Православная Докшиччина». Но останавливаться на достигнутом мы не собираемся.

Надеюсь, что интерес учащихся к истории храмов, жизни и деятельности священнослужителей как одной из составляющих истории Малой родины, способствует укреплению любви к окружающим, к своей стране, к своему народу. Человек, живущий по законам веры православной, знающий корни свои, свою историю, вырастет настоящим, достойным человеком. Человеком, который в будущем станет ответственным за свою страну, за сохранение её материальных и духовных благ.

oroik.by