Священник Никита Заболотнов, клирик храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в городе Полевском Екатеринбургской епархии, о родительских ошибках при организации детского поста.
– Отец Никита, мы говорили о многих вопросах, связанных с детским постом: о постных подвигах, которые мы можем предложить детям; о том, что пост должен быть добровольным; о том, что в посте есть отрицательные и положительные моменты. Пора обсудить ошибки, которые допускаются в семьях по отношению к посту.
– Первая ошибка, к сожалению, это лицемерие. То есть, когда мы берем на себя некий пост – я имею в виду взрослый в первую очередь.
Мы говорим, что берем на себя некий пост, несем его, но он никакой пользы не приносит.
То есть это пост внешний, и он как бы ненастоящий, он не для Бога, он для людей.
Самый простой пример, думаю, для всех всегда актуален.
Мама с папой постятся, не едят, сидят на квашеной капусте, у них строгий пост, сухоядение.
Но из-за этого каждый день у них ссоры, скандалы, обиды.
Какой сделают вывод наши дети? Пост – это плохо. Это время, когда в семье нет мира. И вот поэтому пост должен быть временем радости, как ни странно.
В общем-то, человек, который постится не в первый раз, у которого есть опыт поста, понимает, что пост – это время радости, время работы над собой, время, когда ты сам хочешь быть лучше, и у тебя иногда чуть-чуть получается быть ближе с Богом, чуть-чуть лучше молиться. И вот этот опыт нам очень важно передать детям.
Но – ни в коем случае не опыт лицемерия. Особенно это касается внешних вещей. Бывает так, что родители пришли в гости, они такие постники: «Я это есть не буду, это не буду, хлебушка мне и водички». А пришли домой, папа – пивка, а мама – шоколадку. Вот такой пост не должен быть, он должен быть целостным, и в нем не должно быть лицемерия.
Вторая ошибка наша – это строгий контроль. Пост – это всегда все-таки личная жертва, и строгого контроля тут не должно быть. Контроль вообще-то нужен, потому что у детей еще нет границ, и мы должны в этом помогать. Но помогать им в этом нужно специфически. С юмором напоминать о том, что идет пост; о том, что мы взяли такие-то подвиги; о том, как здорово будет, когда придет день Святой Пасхи или Рождества, и мы принесем Господу вот эти наши маленькие подарки-подвиги.
Напоминайте иногда, знаете, как и себе. Я вот тоже так хочу, но у меня не получается.
И вот это, конечно, очень важно: никакого строгого контроля. Когда мы строго контролируем и ограничиваем ребенка во всем, получается, что пост – не ребенка, а наш. Это мы его постим. Постить не стоит ни ребенка, ни мужа, ни жену. Постить можно только себя самого, потому что мы берём на себя этот подвиг. А с остальными нашими ближними нужно постараться быть мягче, чтобы в пост мы были, напротив, более мягкие.
– А что если произошло так, что ребенок не просто в твоём присутствии собирается что-то нарушить, а он нарушил это как бы в тайне, и ты узнал об этом?
– Здесь два момента. Момент номер один – если ребенок нас обманывает, если ребенок делает иногда вещи без нас, это значит, что мы ему не даем возможность говорить правду и не даем возможность делать вещи при нас. То есть это уже больше вопрос взаимоотношений. И второй момент. Да, бывает такое, что дети не выдерживают и что-то делают – иногда тайно, иногда явно. Из этого не нужно делать никакой трагедии. Мы не должны критиковать ребенка: ты плохой, потому что не постишься.
И, тем более, никогда не должны его пугать Богом и Божьими карами: «Господь тебя накажет!» Это, мне кажется, большой грех, когда мы в душе ребенка рисуем образ Бога как какого-то страшного контролера и судьи. Ни в коем случае нельзя. Нужно искренне с ребенком поговорить.
Начните опять с себя: ты знаешь, у меня тоже не всегда всё получается, иногда хочу, но не выдерживаю и делаю что-то не так, и мне потом плохо, но потом я встаю и снова начинаю делать.
Рассказать ребенку о том, что мы, когда начинаем что-то делать – например, сажать цветы, то не всегда все получается с первого раза, часто приходится два-три раза подходить. И подбодрить его, сказать: да, сейчас не получилось, но давай еще раз.
Но и показать ему, что вы расстроены таким его поведением, если это было сделано в тайне. Не он плохой, не критиковать его, а – я расстроен, мне так неприятно, что вот это было втайне от меня. Вот важный момент.
– Нужно ли сказать о том, что я узнал, что ты вот так себя повел?
– Важны нюансы взаимоотношений – узнал ли родитель, увидел сам, или кто-то ему сказал, или он проследил. Если это было тайно, и родитель об этом не мог узнать, но узнал, ребенка нужно постараться вывести на этот разговор. Может быть, какими-то своими примерами. Не стоит никогда говорить: вот, иди и в этом кайся батюшке, – потому что, бывает, ребенок приходит с запиской чуть ли не от мамы: вот я в этом согрешил. Покаяние – это работа внутренняя, а не внешняя.
Еще есть такая ошибка в пост, когда мы навязываем детям строгий пост продуктовый: вот это не ешь, это не ешь, и вот мы не едим, и ты не ешь. И вообще все святые так делали: по средам и пятницам молоко не пили в младенчестве…Ни в коем случае этого делать не нужно, у детей должен быть свой пищевой пост.
Это может быть у старших ребят ограничение от мяса; у младших ребят ограничение от сладостей, от каких-то вкусностей, и так далее. Но навязывать им строгий пищевой пост родители не должны. Все-таки у детей должна быть, в первую очередь, своя определенная диета, они растут, и я не вижу ничего страшного, если дети, и особенно младшие, в пост будут есть мясо.
Знаете, как лучше его приготовить? Попробуйте мясо готовить не очень вкусно. Не жареные котлетки с перчиком и приправами, а допустим, в пароварке, недосоленные, или отварить просто кусок мяса.
Мясо будет – вкуса не будет. Ну и, в конце концов, многие родители знают, что лучше всего ребенка уберегать в пост от вредных мясных продуктов: колбас, сосисок, и так далее – от того, что они едят с огромным удовольствием. Отварите им просто мясо, или сделайте гуляш, они его и так не особо едят, а для них это пост.
Кроме того, можно, конечно, есть рыбу, она практически заменяет собой мясо, и иногда мы рыбу едим мало, вот пост можно сделать таким рыбным временем, детей рыбой кормить. Но ее нужно готовить так, чтобы дети ели, а не отказывались.
Частые вопросы родителей: что делать в пост, когда дети в школе кушают? Я считаю, что в школе не нужно их ограничивать.
Во-первых, я, по крайней мере, еще не встречал школу, где очень вкусно кормят. Может быть, кто-то встречал, где вкусно, как в ресторанах, но обычно это еда, как ее называют, «общепитовская», «школьная».
Мои дети обычно от этой еды не в большом восторге. Поэтому для них еда в школе – это ни в коем случае не наслаждение, не нарушение поста, это печальная необходимость. Хочется есть – надо что-то поесть. Поэтому не думаю, что нужно ребенка в школе в чем-то ограничивать.
Еще одна ошибка – это пост как наказание ребенка. Вот ты плохо себя вел, давай теперь постись. Ни в коем случае нельзя постом наказывать!
Пост – это в определенном смысле добровольное начинание, иначе для ребенка это будет всегда связано с наказанием, и потом для него пост станет чем? Наказанием. От кого? От Бога. Это очень страшно. Пост – это добровольный подвиг, который мы вместе несем. Можно помочь ребенку, чуть-чуть его подтолкнуть, но ни в коем случае не наказывать.
И, конечно, это слишком большие нагрузки, когда мы ребенку сразу даем все и сразу, и вот это, и вот это, и вот это, и вот это. Все это лишь усугубляет возможность, и так не самую большую, ребенку полноценно попоститься и этот подвиг пронести.
Если мы все на него наложим, результат будет совершенно понятный: ребенок столько не понесет, он будет тайно пост нарушать, ему будет стыдно, у него нарушатся отношения и с нами, и с Богом, иногда и со священником, будет стыдно покаяться в этом. В итоге мы ребенка загоним в угол, из которого, к сожалению, выхода нет. Поэтому все нужно делать постепенно.
И – обязательно должна быть обратная связь. Мы должны всегда ребенку давать понять, что мы его любим и принимаем любым. Если даже у него что-то не получается, он может об этом с нами поговорить, рассказать нам, и мы не будем его за это ругать, и тем более не любить.
Дети, особенно маленькие, боятся, что родители могут не любить, мы их этим наказываем иногда. Поэтому здесь очень важно, чтобы была возможность обратной связи, ребенок знал, что он может прийти и честно поговорить, что у него что-то не получается, иногда даже есть смысл пост заменить.
Ну, не тянет ребенок, пока нет у него возможности – хорошо, давай возьмем что-то другое, какую-то альтернативу.
Здесь, знаете, пример: пришел, допустим, молодой человек в «качалку», и, если он сразу возьмет себе «на грудь» сто килограммов и будет заниматься на всех тренажерах, из качалки он, может, и выйдет, но на следующий день ни руки, ни ноги не поднимет, и результат будет худший. Вот то же самое с постом. Всё должно быть постепенно, всему свое время и своя мера.
– Батюшка, с какого возраста ребенку можно в полной мере нести труды постные, а в каком возрасте это еще рано и невозможно ожидать, что ребенок справится?
– Вообще поститься, мне кажется, можно начинать с четырех лет, но так поститься, как мы говорили. То есть где-то небольшое ограничение от сладкого и от мультиков: чуть-чуть меньше мультиков, чуть-чуть меньше сладкого, потому что пост. И как ребенка к этому мотивировать: мы постимся, и ты постишься. Ты участвуешь в важном взрослом деле.
Ребенок маленький всегда захочет поучаствовать в важном взрослом деле. И вот такой пост уместен, пока ребенок находится в дошкольном возрасте.
Младший школьный возраст, а это до 7–11 лет, предполагает более серьезный пост – там добавляем что-то большее. И еще серьезнее подростковый возраст – 12 плюс, когда мы стараемся вот эти постные подвиги увеличивать. Мы говорили в нескольких передачах (телеканал «Союз») о тех подвигах, которые можно детям предложить.
Но пост нужно давать постепенно, и все-таки каждому возрасту давать возможность попоститься, потому что пост – это в том числе и научение ограничивать свою волю, что для нас очень важно.
– То есть все-таки не откладывать пост на будущее, не говорить, что вот ребенок вырастет и тогда научится поститься, а действительно, потихонечку, маленькими шагами, вместе с ростом ребенка продвигаться?
– Да, вообще на будущее не надо ничего откладывать – ни учить молиться, ни учить добрым делам – все это нужно закладывать в возрасте 3–5 лет, потому что потом может быть поздно…
По материалам сайта azbyka.ru