«В начале было Слово» (Ин. 1, 1)… Мы привыкли воспринимать церковную службу в первую очередь через текст. А как молятся те, кто лишен слуха? – За ответом на этот вопрос я отправилась в Клин, в храм Святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, где уже более15 лет совершаются богослужения с переводом на русский жестовый язык (РЖЯ). Мы побеседовали с его настоятелем – протоиереем Анатолием Фроловым.
– Слабослышащих и глухих людей называют инакоодаренными. Правда ли, что тем, кто лишен каких-то привычных всем нам возможностей, Господь дарует нечто взамен – даже в обычном, земном плане?
– У людей с нарушениями слуха свой язык – а значит, свое восприятие мира, культура, менталитет. Почти все они читают по губам, по мимике. Неслышащие люди очень проницательны. По выражению вашего лица они тут же заметят, если вы лжете, говорите неискренне. И вполне вероятно, что тут же скажут вам об этом. Благодаря этому с ними приятно общаться: есть уверенность в обоюдной искренности. У слабослышащих и глухих родителей дети быстрее и лучше развиваются интеллектуально. Как известно, мелкая моторика помогает развитию мозга, а такие ребятишки с младенчества привыкают следить за жестами родителей, повторять их – при этом сами владеют и обычной речью. А среди самих неслышащих есть очень талантливые люди. Например, Дмитрий Балашов, благодаря которому у нас при храме началась работа в этом направлении. Он прекрасно образован, у него абсолютная грамотность: ни одной ошибки, все запятые на месте. Очевидно, он зрительно определяет и запоминает интонации. Язык у него красивый, образный, он прекрасный рассказчик!
– Кажется, обычно лишенные слуха люди не могут и говорить?
– Это заблуждение. Практически все они говорят, многие невнятно, а некоторые – вполне четко. Что касается Дмитрия, он лишился слуха, когда ему не было еще и одного года. К счастью, родители сделали все, чтобы развивать мальчика, серьезно занимались с ним, и он стал образованным молодым человеком с большим интересом к жизни, миру, людям. Успешно окончил Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова и Свято-Тихоновский Богословский институт, тогда еще курсы. Тогда, в 1990-х годах, в Московском Богородице-Смоленском Новодевичьем монастыре была группа слабослышащих и глухих. Дмитрий стал приезжать к ним на службы. Представители общества глухих города Клина в 2005-м году обратились ко мне с просьбой помочь группе глухих людей в катехизации. Они стали собираться при нашем храме, участвовать в богослужениях, в приходских чаепитиях, совершать совместные поездки, паломничества. Где они только не бывали: дважды ездили в Горный Алтай, побывали на Байкале и Камчатке. В Англию и Израиль летали! До пандемии посещали монастыри, выставки. Я с ними тоже ездил. И, конечно, важная часть работы – это занятия по катехизации. Люди изучают православную веру, Священное Писание и Предание. Дмитрий возглавил это движение, стал нашим катехизатором. На язык жестов службы переводит друг нашего прихода, протодиакон Павел Трошинкин. Что особенно ценно, переводы его не формальны – слово в слово, а, как говорит св. Иероним Стридонский, «не от слова к слову, а от мысли к мысли». Дмитрий обратился к Святейшему Патриарху, написал ему о том, как он видит окормление слабослышащих людей в Церкви, написал кандидатскую диссертацию и статью «Социализация глухих в Русской Православной Церкви». Это стало важным шагом в развитии работы со слабослышащими и глухими на общецерковном уровне.
– Такая работа ведется?
– Да. Сейчас за это отвечает Координационный центр по работе с глухими, слепоглухими и слабослышащими Отдела по церковной благотворительности и социальному служению. Его возглавляет епископ Пантелеимон (Шатов). Конечно, наш храм не единственный, где помогают таким людям. В Сергиеве Посаде действует школа-интернат для слепоглухих, там их духовно окормляют насельники из Троице-Сергиевой лавры. В Москве работа ведется в Тихвинском храме бывшего Симонова монастыря и в храме Всех святых земли Русской в Новокосино, а по всей России таких храмов около 50.
– В храме Свт. Тихона для слабослышащих проводятся отдельные богослужения?
– Нет. На этих службах присутствуют и прочие наши прихожане. Как правило, слабослышащие собираются по субботам, им так удобнее, но, конечно, приезжают и на главные церковные праздники. В последнее воскресенье сентября, в Международный день глухих, приезжают большие группы. Мы ставим в храме у солеи экран, справа, чтобы это не мешало видеть службу, и выводим на него текст богослужения. Когда первый раз на Пасху мы поставили этот экран, наши постоянные прихожанки сказали: «Батюшка, как здорово! Стало понятно, что поют!» Когда в храме есть слабослышащие, я произношу вслух все молитвы, чтобы они могли читать по губам. Для них я начал служить при открытых царских вратах. Потом Святейший издал указ – в храмах, где есть глухие, служить с открытыми царскими вратами.
– А как они исповедуются?
– Исповедуются они по запискам, и я отвечаю в письменном виде. Жестами исповедоваться неслышащий не может: остальные увидят и «прочтут».
– Слабослышащие и глухие люди участвуют в приходской жизни?
– Конечно! У нас дружный приход, и слабослышащие люди участвуют в приходской жизни вместе с другими верующими. Мы отмечаем праздники, собираемся на чаепития – а одних престольных праздников у нас 6: святитель Тихон вспоминается 4 раза в году, а также в дни Новомучеников и Святителей Московских. Для слабослышащих мы ставим отдельный стол, чтобы они могли беседовать, видеть друг друга. Но, конечно, они общаются и с обычными прихожанами. С удовольствием приходят на детские праздники, елки – там все образно, понятно. Многие из них у нас обвенчались, потом крестили деток.
– В вашем храме есть необычная икона прекрасного золотного шитья – исцеление Спасителем глухого косноязычного человека. Как она появилась?
– Это уникальный образ, не знаю, есть ли подобные где-то еще. Его вышила Татьяна Серкова, руководитель золотошвейной мастерской «Яхонт», наша слабослышащая прихожанка. Кстати, если вы внимательно прочтете в Евангелии об исцелении Спасителем глухого косноязычного, то увидите, что Господь применяет основные принципы работы с лишенными слуха людьми: прикосновение, зрительный образ. Восполняет отсутствие слуха: «Иисус, отведя его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его; и, воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: ‟еффафа”, то есть: отверзись» (Мк. 7, 31–37). Через прикосновение Христос дал понять этому человеку, что он сейчас будет исцелен. Возведя очи на небо – зримо показал, что молится Небесному Отцу и призывает к тому же исцеляемого.
– То есть для слабослышащих и глухих людей очень важно восполнить отсутствие звука другими источниками информации и эмоций?
– Да. Такие люди «слышат глазами». Именно поэтому нам важно расписать храм – пока что стены белые. Этого очень хотят прихожане – в первую очередь лишенные слуха. Фрески послужат для них иллюстрацией богослужений и добавят красочности к их восприятию. Кстати, сбор средств на проект росписи проводит Фонд Архангела Михаила. Если кто-то захочет помочь, сделать это можно здесь: https://clck.ru/aqyQL
С протоиереем Анатолием Фроловым
беседовала Алина Сергейчук
По материалам сайта pravoslavie.ru