Каждую минуту жить с мыслью о Боге

У каждого из нас свой ритм жизни, ежедневные дела и заботы, свой способ отдыхать. Но когда мы приходим в храм и попадаем в атмосферу Богослужения, все частное должно отходить на второй план. Ритм церковной службы на некоторое время становится нашим общим ритмом жизни, круг обязанностей, дел и забот тоже становится общим для всех молящихся. Пребывание в храме и само Богослужение помогают задумываться о смысле жизни, о покаянии. Мы стараемся видеть перед собой образ Спасителя и стремимся приобщиться к Божьей Благодати.

Церковное Богослужение устроено так, чтобы человек не замыкался в личных переживаниях, а переживал общение с Богом, святыми, молился о близких, чувствовал связь всего, что происходит в храме, со своей жизнью и жизнью мира. Путь самоизоляции, формирования «закрытого общества» верующих не приветствуется Церковью (именно таким хотели видеть общество «церковников» недоброжелатели в эпоху богоборчества). Уход человека от мира с его страстями и пороками всегда у святых был связан с болью за падший мир, любовью к людям, молитвой о них. Как пророк Моисей ходатайствовал пред Богом за непокорный и слабовольный израильский народ в странствиях по пустыне (Исх. 32, 11-15), так и Церковь молится за страну, за народ: «Еще молимся о богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, да тихое и мирное житие поживем во всяком благочестии и чистоте». Одна из важнейших задач Церкви — донести до людей во всем мире спасительную проповедь Христа.

Богослужебный день в Церкви напоминает жизнь человека. Как в повседневной, так и церковной жизни принято делить сутки на утро, день, вечер, ночь. Разница состоит в том, что церковные сутки по византийской традиции начинаются не в полночь, как по «светскому» измерению времени, а раньше— с вечера. В самом деле, разве заход солнца не указывает на то, что старый день подошел к концу, и следует перелистать страницу календаря и начать день новый?

Так, начало богослужебных суток знаменуется в храме службой, которая носит название Вечерни. Основная тема этой службы — благодарение Богу за прожитый день, покаяние, ожидание помощи Божией, а в христологическом смысле (ведь христианская Церковь, конечно, стремится каждое мгновение жизни связывать со Христом) — ожидание рождения Спасителя.

Вечерню продолжает Повечерие — это продолжительная, можно сказать, монашеская служба, полная (как и Вечерня) ветхозаветных текстов и молитв. В ней тоже главенствует тема покаяния, ведь без него не может состояться встреча человека с Богом!

Небольшая, опять же, монашеская служба, называемая Полунощницей, приближает время встречи со Христом, наступление эпохи Нового Завета. Это ясно звучит в песнопении «Се, Жених грядет в полунощи…» Любовь к ближним в этой службе особо выражается, в частности, в продолжительном молении об усопших, ведь их посмертная участь во многом зависит от молитв живых и всей Церкви.

Наконец, Утреня символизирует рассвет в жизни человечества, когда на земле родился Бог (об этом свидетельствует «Слава в вышних Богу и на земле мир!..» в начале Шестопсалмия). А в конце Утрени, во время возгласа «Слава Тебе, показавшему нам свет!», в древности стены храма озарялись лучами восходящего солнца На Афоне и по сей день часы сверяют по этому моменту — времени восхода солнца.

Из перечисленных служб «ночного» ряда в приходских храмах обычно служат только Вечерню и Утреню, опуская остальные службы. Поэтому Утреня у нас заканчивается рано, до полуночи. Живя в миру, мы не можем проводить в храме всю ночь до рассвета. Церковь приняла такое послабление ради того, чтобы мы, отдохнув, пришли в храм утром для завершения Богослужения.

А утром нас ждут Часы — третий и шестой (первый присоединяется к Утрене). Во время Часов христиане вспоминали указанные в Евангелии часы Крестных Страданий Спасителя: во время первого — суд синедриона и Пилата (Мк. 15, 1), третьего — распятие Господа (Мк.15, 25), во время шестого — страдания Спасителя на Кресте (Мк.15, 33). Это имеет особое значение в преддверии совершения Божественной Литургии, когда Крестная Жертва — на этот раз безкровная — повторяется в каждом храме, являя спасительный плод в Таинстве Евхаристии!

Завершается день девятым часом, во время которого нельзя не вспомнить девятый час Голгофы, когда Господь предает дух Свой, умирает за грехи мира, для спасения людей (Лк.26, 43) …

На следующий день в Церкви повторится тот же суточный круг, напоминая о том, что важно стараться как можно чаще, — если не постоянно — помнить о Боге, связывать утро, день, вечер с молитвой, работать и отдыхать, словом, жить — в присутствии Бога, чтобы свет «общего делания» (Литургия в пер. с греческого — «общее дело») из стен храма изливался на нашу повседневную жизнь, становясь живой проповедью миру о спасении.

Преподаватель Минского духовного училища

Андрей Ахметшин

Газета «Воскресение», № 9, 2015 г.