Краеведческий подход в реализации духовно-нравственной составляющей патриотического воспитания

Доклад Р.Н. Клёсовой, руководителя духовно-просветительского  и паломнического отдела Свято-Зосимо-Савватиевского монастыря Новогрудской епархии, прочитанный на Свято-Евфросиниевских педагогических чтениях.

Патриотическое воспитание является важной составляющей духовно-нравственного воспитания, которое включает в себя кроме гражданского – семейное, трудовое, этическое, эстетическое и социальное воспитание. Поэтому идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности – в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д.

Содержание и направленность патриотизма определяется, прежде всего, духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений.

Роль и значение патриотизма возрастает на крутых поворотах истории, когда объективные тенденции развития общества сопровождаются повышением напряжения сил его граждан. Проявления патриотизма и высоконравственных чувств и поступков в такие периоды отмечены благородными порывами, особой жертвенностью во имя своего народа, своей Родины.

К особенностям текущего времени относится признание высокой социальной значимости патриотизма, необходимости создания реальных возможностей и осуществления целенаправленных усилий для его развития у детей и молодёжи.

Сущность понятий «патриот», «патриотизм», «патриотическое воспитание». Впервые слово «патриот» стало употребляться в период Великой французской революции 1789-1793 гг. Патриотами тогда называли себя борцы за народное дело, защитники Республики в противовес, как тогда считали, изменникам и предателям Родины из лагеря монархистов.

Владимир Иванович Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» дал следующее определение: «Патриот, патриотка – любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник».

«Патриот, – говорится в другом словаре, – человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины».

Философское определение патриотизма, гласит: «Патриотизм (от греч. patris – отечество) – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины».

В словаре С.И. Ожегова патриотизм обозначает «любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу».

В последнее время всё большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.

В понятие «патриотизм» входят когнитивный (знания, представления), эмоциональный (чувства) и поведенческий (умения, навыки) компоненты, которые реализуются в сфере социума и природы.

Как система качеств личности, патриотизм включает три основных структуры:

– чувственно-эмоциональную (любовь к малой Родине, веру в силы и возможности своего народа, гордость за принадлежность к своей нации, осознание величия и роли Отечества в истории, любви к национальной культуре, сопричастности к проблемам государства и народа, готовности к защите Родины);

– духовно-ценностную, которая предполагает глубокое уважение к духовно-нравственному наследию народа, способность ставить интересы Отечества выше личных;

– практически-деятельную, включающую практические действия личности, отражающие ее патриотическое сознание.

Роль элементов первой структуры играют чувства, элементами второй являются духовные ценности; третьей – действия, практически реализующие вышеуказанные ценности и чувства.

Таким образом, патриотизм неразрывно связан с духовно-нравственным воспитанием личности. Иван Александрович Ильин, великий русский философ, гениально выразил духовную сущность патриотизма в работе «Путь духовного обновления». «Патриотизм, – по мнению Ильина, – есть любовь; – не просто «предпочтение», «склонность» или «привычка». И если эта любовь не «пустое слово» и не «поза», – то она есть инстинктивная прилепленность к родному. Поэтому патриотизм всегда инстинктивен. Но он не всегда духовен. И то, что должно быть достигнуто, – есть взаимное проникновение инстинкта и духа в обращении к Родине. Инстинктивная страсть должна креститься огнем духа; духовное избрание, предпочтение и самоопределение должно получить всю силу инстинктивной страстности. Это будет любовь зрячая и оформляющая; это будет духовность таинственно-целесообразная и страстно-мудрая; это будет истинный патриотизм…»

Как можно построить воспитательную работу по формированию патриотических чувств и качеств личности, покажем на примерах. 

Итак, знаниевый компонент. На формирование его направлена работа кабинета православного краеведения, который даёт детям и подросткам реальное представление о православных святынях Беларуси и своего прихода и включает следующие экспозиции («Святые земли белорусской», «Православная икона», «Православный храм», «Дорогами православной Беларуси»).

Педагогами-краеведами нашего прихода составлен краеведческий маршрут по объектам исторического, природного, литературного и культового наследия. Всего в маршруте 21 объект и о каждом можно рассказывать часами. Благодаря этому наша Великая Кракотка  стала местом паломничества республиканского масштаба. И теперь экскурсии в 150-160 участников одновременно уже для нас не редкость. Радует, что по большей части это молодые люди – школьники, студенты, представители исправительно-трудовых учреждений. Истории наших храмов и монастыря привлекают внимание не только граждан Беларуси, но и  граждан Латвии, России, Германии и даже Голландии.

Эмоциональный или чувственный компонент. По мнению Н.Г. Чернышевского, историческое значение каждого человека измеряется его заслугами перед Родиной, а человеческое достоинство – силою его патриотизма. Как нельзя ярче об этом  рассказывают  стенды  «Герои Беларуси» и экспозиции кабинета православного краеведения.

Особое значение в формировании чувственного компонента имеет  приобщение к православной культуре через православные праздники (стенд «Свет души» и театрализованные представления) и участие в праздновании памятных дат в истории храмов прихода.

Считаем также очень важным обеспечение обратной связи в формировании чувственно-эмоциональной сферы. Она выражается в экспозиции творческих детских работ.

И наконец, поведенческий компонент  формируется через практическую деятельность по увековечиванию памяти защитников Родины, по благоустройству территории храмов прихода (а их у нас 4) и святых источников, в многочисленных благотворительных акциях.

Как писал С. Л. Рубинштейн, «основным строительным материалом в становлении личности является не количество мероприятий, а те психологические состояния, которые пробуждаются благодаря участию в них». Поэтому, готовясь к проведению любого мероприятия, учитываем, насколько значимо это мероприятие, как воспримут его участники, чем отзовется оно в душах подростков?

Привлекая к проведению массовых мероприятий ребят, стараемся привести в действие механизм, основанный на явлении «Сдвига мотивов на цель действия» (А.Н. Леонтьев), когда воспитанники, включаясь в общественно-значимую гражданско-патриотическую деятельность, обладают вначале малосодержательными, не развитыми в социальном отношении мотивами. Активное участие в этой деятельности дает возможность почувствовать личную причастность к делу и открыть для себя его новый смысл. В конце концов, такого рода личностные состояния закрепляются и становятся нравственной привычкой. Происходит становление гражданина-патриота.

«Православный христианин призван любить свое Отечество…Такая любовь является одним из способов исполнения заповеди Божией о любви к ближнему, что включает любовь к своей семье…и согражданам. Патриотизм православного христианина должен быть действенным». (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви)

Не случайно любовь к Родине известный педагог и богослов священник Василий Васильевич Зеньковский назы­вал симптомом духовной жизни. С педагогической точки зрения это означает то, что нельзя развивать это чувство в отрыве от духов­ной жизни человека. Воспитательная работа по патриотическому воспитанию и духовно-нравственному становлению личности должна оцениваться  степенью готовности к проявлению этого чувства у детей и молодёжи в реальной повседневной жизни.

Использованная литература

  1. Иван Ильин. Путь духовного обновления. – Харьков, 2001.

[Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://bookz.ru/authors/il_in-ivan/put_-duh_079.html. – Дата доступа: 21.08.2014.

  1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – «Питер», 2000.
  2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1953. – 848 с.
  3. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. – М., 2000.

Философский словарь  / Под ред. И.Т.Фролова. – М.: Политиздат, 1991. – 560 с.