Протоиерей Андрей Чиженко – о том, как правильно понимать книгу преподобного Иоанна Лествичника «Лествица» и зачем ее читать.
В четвертое воскресенье Великого поста Православная Церковь вспоминает преподобного Иоанна Лествичника и его бессмертное и великое творение «Лествица». Почему?
Церковь словно бы нам говорит: «Вот посреди Поста ты, человече, укрепился в силах Честным и Животворящим Древом Креста Господня и теперь с Богом продолжай движение вверх по лестнице на Небо». И Святая Четыредесятница является этой лестницей на Небо для каждого православного христианина.
И чем еще является эта дивная лествица?
Вспомним слово Спасителя: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6). Постараемся с Божьей помощью применить образ лествицы преподобного Иоанна Лествичника к данному евангельскому стиху.
Лествица – это все человеческое бытие. В духовном и философско-онтологическом смысле. Лествица – всё историческое движение человеческого сообщества и лично каждого человека. Поэтому она путь. Лествица – это путь.
В чем же состоит её истина?
В том, что данное бытие человечества всегда вертикально. Это лестница. Движение либо вверх, либо вниз. Третьего не дано. Т. е. человек каждую секунду, минуту, час, день, месяц, год движется либо вверх – к Богу, либо вниз – к диаволу. Нет никакой стихийности. И никакой многоплановости, хаотичности пути. Всё предельно просто. Либо вниз – либо вверх. Отсюда и икона преподобного Андрея (Рублева) «Страшный суд»: Сияющий Христос восседает на престоле, одна рука Бога поднята вверх, другая – вниз. Всё предельно ясно. Ты по лествице жизни двигался вверх – иди вверх, горе, в рай. Ты по лествице жизни двигался вниз – иди дальше вниз, в ад. Ты сам так выбрал.
И в этом истина.
В чем же состоит жизнь лествицы? Да, изначально жизнь – это Бог. Он единственно есть Источником и Подателем жизни. Им живет всё. Но с грехопадением человека жизнь исказилась. Она приобрела форму боя, конфликта. Это очень видно, к примеру, в искусстве. Возьмем, к примеру, драматургию. Написание пьесы невозможно без конфликта. Без конфликта актер не сыграет роль и т. д.
То же мы видим и в духовной литературе. К примеру, в житии преподобного Андрея Юродивого есть описание того, как Андрей видел ристалище-бой светлых Ангелов с темными демонами. В Книге «Откровение» святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова есть описание таинственных судеб мира, одна из которых – гонения, конфликты, кои воздвигнет на Церковь диавол (Откр. 12). Но также эта битва должна развернуться и в душах людей – битва за собственное спасение.
На описании этой битвы и строится вся книга «Лествица» преподобного Иоанна Синайского, игумена. Она состоит из тридцати глав-слов, которые описывают определенные страсти и определенные добродетели. Ими можно победить эти страсти. Фактически книга «Лествица» – это инструкция по спасению человеческой души. И по этой «Лествице» спаслись тысячи христиан.
Попробуй и ты. Открой и начни читать эту святую книгу. Первое слово-ступень заключается в том, чтобы душу свою отлепить от любви к миру и к земле и направить ее ввысь к Богу. И на этом пути надобно (перифраз цитаты преподобного Иоанна Лествичника) «горячность свою сохранить неугасимой и даже до конца жизни своей не перестать всякий день прилагать огонь к огню, горячность к горячности, усердие к усердию и желание к желанию».
Слово первое заканчивается так: «Первая степень. Вступивший на нее не обращайся вспять».
С Богом. Двигайся по лестнице вверх. Не обращайся вспять. На каждой ступени лествицы тебя ждет Бог, Который откроет для тебя великие духовные сокровища и великое блаженство. Лишь бы ты сам захотел начать движение вверх – в Небо. Домой.
По материалам сайта pravlife.org