Работа по православному краеведению учащейся 8 «Б» класса средней школы № 159 г. Минска Быковской Юлии, получившая диплом II степени на конкурсе исследовательских работ учащихся, прошедшем в Минске 12 мая 2017 года в рамках Первых Свято-Николаевских духовно-просветительских чтений. Работа выполнена под руководством Кукушкиной Тамары Владимировны – учителя русского языка и литературы ГУО «Средняя школа № 159 г. Минска».
- Вступление.
Христианское отношение к кладбищам
Кладбище – это место, к которому в разных культурах существует особое отношение. В наше время молодые люди боятся и не любят посещать кладбища. Безусловно, причиной тому страх смерти, кладбище зачастую воспринимается как «мир усопших, мир чужих», «город мертвых». Подавляющее большинство людей, посещающих кладбища, в первую очередь говорят о памяти: «Проявляешь уважение, помнишь родных», «Люди живут до тех пор, пока о них помнят», «Нужно уделять внимание усопшим». Однако посещать кладбища большинству людей не нравится, потому что «там гнетущая атмосфера», «не по себе», «кладбище настроение портит», «осадок остается на душе». Между тем, во времена Средневековья кладбища были чуть ли не самыми посещаемыми местами. Французский антрополог Ф. Арьес писал, что «кладбище служило форумом, рыночной площадью, местом свиданий и встреч».
Сегодня в Америке и Европе отношение к кладбищам, как местам печальным, пытаются преодолеть. Организуются экскурсии на кладбищах, там даже проводятся свадьбы. Кладбища превращают в экономически прибыльные места [1]. Гуляя, к примеру, по центру Стокгольма, можно набрести на старинные захоронения, которые не обнесены оградой. Среди обелисков неспешно прогуливаются туристы и фотографируют поросшие мхом надгробия. Подобные кладбища часто называют парками памяти.
В христианстве бережное отношение к местам захоронений связано с верой в загробную жизнь души и грядущее воскресение. Посещение кладбищ – это важный элемент христианского воспитания детей, традиция, позволяющая ощутить целостность семьи и всего народа. Существует обычай, согласно которому родственники съезжаются, в том числе издалека, чтобы вместе пойти на кладбище. Члены одной семьи отвечают друг за друга, в семье человек и при жизни, и после смерти не одинок. «Воспоминания об ушедших побуждают внимательнее относиться к живым», — говорит заведующий кафедрой вероучительных дисциплин Православного института св. Иоанна Богослова иерей Стефан Домусчи [2]. Так и все живущие на земле связаны с теми, кто закончил свой земной путь, и составляют единый народ. В этом смысле кладбища – хранилища исторической памяти. По отношению к кладбищам можно судить об отношении людей к жизни: в тех селениях, где кладбища ухожены, отношения между людьми, степень их самоорганизации и достатка совсем иные, чем там, где на кладбища махнули рукой [9].
В связи с этим поучительна судьба Минского Братского военного кладбища 1814 – 1818 годов.
- История Минского Братского военного кладбища 1914 – 1918 гг.
II.1. Создание кладбища
Минское Братское воинское кладбище героев Великой войны 1914-1918 годов было основано в Минске 29 ноября 1914 г. по предложению генерал-лейтенанта Павла Андреевича Смородского. 26 сентября 1914 года управляющий делами Александровского Комитета о раненых направил Минскому городскому Голове письмо, где указывалось, что в условиях начавшейся войны одним из главных направлений действий Комитета является почитание памяти убитых воинов: «Предложено во всех приходских церквах сооружать доски с начертанием имен павших воинов; кроме того, на родине убитых, на более видных местах ставить памятники хотя бы примитивного устройства в виде часовен, крестов, каменных столбов, плит и тому подобного».
В заботах об увековечивании памяти жертв настоящей войны Александровский Комитет о раненых «повергал на Высочайшее благовоззрение» пожелание о том, чтобы «умирающие воины были похоронены в каждом городе лишь на определенном кладбище и в одном месте. Впоследствии такие места могут быть обсажены деревьями, обнесены решеткой и будут представлять особые братские кладбища. На них можно сооружать часовни, кресты, памятники и проч. Такие братские кладбища будут напоминать будущим поколениям о жертвах Великой Европейской войны».
Эти предложения были поддержаны начальником Минского военно-окружного управления, который 2 октября 1914 года обратился в Минскую городскую управу и просил «…спешного распоряжения об отводе соответствующего места под кладбище для погребения умерших воинов, по возможности отдельно для христиан и отдельно для нехристиан…». К вопросу активно подключились органы городской власти и органы военного управления. Планировалось создать не одно, а несколько братских кладбищ.
Одновременно Минский губернатор потребовал от городских властей неотложного выполнения «городскими и земскими учреждениями Высочайше одобренных пожеланий Александровского Комитета о раненых». Им же было внесено предложение о приобретении городом участка земли между Виленским и Долгиновским трактами, который принадлежал Минскому кафедральному собору, под устройство нового православного кладбища.
30 октября 1914 года на совместном совещании представителей городских и земских властей Минской губернии было принято постановление о скорейшем выполнении предложений Александровского Комитета, в котором указывалось принять меры к немедленному отводу участков для братских кладбищ, которые бы соответствовали всем требованиями начальника Минского военного округа. С этой целью необходимо было провести специальный осмотр участков и составить акты о пригодности их под кладбища «в санитарном отношении по местоположению и составу почвы». После получения специального разрешения от Губернского правления немедленно следовало приступить к обнесению их оградой, а также нанять необходимое количество могильщиков для рытья могил, подноса к могилам доставляемых на кладбище гробов с покойниками и содержать братские кладбища в исправности и чистоте.
3 ноября 1914 года состоялось экстренное заседание Минской городской думы, на котором был заслушан доклад Минской городской управы о подготовке к открытию нового военного кладбища. Было принято решение: «Поручить городской управе под устройство отдельного братского кладбища приобрести от причта Минского кафедрального собора 1 десятину земли при Виленском тракте… с правом в случае надобности расширения братского кладбища за счет земли, приобретаемой для православного кладбища». 29 ноября 1914 года Минское губернское правление дало официальное разрешение на его открытие.
Так было создано Минское военное Братское кладбище, которое находилось между Виленским и Долгиновским трактами (теперь – Старовиленский тракт и ул. Червякова). Первоначально новое Минское военное Братское кладбище целиком находилось в ведении городской управы, которая должна была следить «…чтобы в приеме и погребении доставляемых на это кладбище покойных воинов, павших жертвами настоящей Великой Европейской войны, не было допущено ни малейшего ни промедления, ни затруднения». В более поздних официальных документах указывается, что военное кладбище было передано в подчинение Минскому военному коменданту и получило название «Минское Братское воинское кладбище».
Городские власти немедленно приступили к работам по благоустройству территории кладбища. По измерению земли оказалось всего 2394 кв. саж. В документах исторического архива НИАБ указывается, что первоначально кладбище было разделено деревянным забором на 2 части (христиане – православные, католики, лютеране + иноверцы – иудеи, мусульмане). 10 декабря 1914 года Минским городским землемером был составлен «План участка земли». В соответствии с этим планом территория кладбища получила четкую регулярную планировку и была разделена на 8 кварталов. С востока на запад территорию кладбища пересекала главная аллея. Между кварталами были устроены специальные дорожки. Главные ворота на кладбище предполагалось организовать со стороны Старовиленского тракта. В конце 1914 г. было установлено ограждение кладбища, а с 29 ноября там начались захоронения. В 1915 г. Минск стал прифронтовым городом, погибших стало значительно больше, город наполнился беженцами. Поэтому тогда кладбище для военных было расширено, а рядом с ним было создано кладбище для беженцев, которое через несколько месяцев было присоединено к военному.
17 декабря 1914 года Городская дума приняла постановление о постройке деревянной часовни на Братском кладбище. Строительство было начато в марте 1915 года. По просьбе Императрицы проект часовни сделал А. Бенуа, а в 1916 г. Александра Федоровна велела начертать на здании часовни надпись «Героям Великой Европейской войны». В документах по инвентаризации кладбища (1918) указана весьма скромная обстановка внутри часовни. Отмечалось, что дощатая часовня с двухстворчатыми дверями и врезным замком имела 2 окна и лишь стойки для установки гробов.
В 1915 году на кладбище была построена церковь, рядом с ней находился и дом священника. Можно предположить, что эту деревянную церковь уничтожили в 1937 г.
Последние захоронения военнослужащих (и местных жителей на кладбище беженцев) на этом месте были произведены в 1918, а по некоторым сведениям, в 1920 году. Всего на нем похоронено около 5 тысяч человек. К сожалению, имена большей части из них на данный момент неизвестны. В настоящее время в Российском Государственном Военно-историческом архиве в Москве хранятся списки только 2180 воинов, погребенных на кладбище, из них поименно известно 1955. В основном погребения в этих списках датированы началом 1915 – серединой 1916 годов.
II.2. Происхождение названия кладбища
Братское кладбище со дня своего основания сразу создавалось как мемориальное. В соответствии с законом Российской империи, каждый военнослужащий должен был быть погребен в отдельной могиле и в гробу. Братским оно называлось в честь воинского братства, а не в нашем теперешнем понимании, когда хоронят нескольких человек в одной могиле, т.е. на кладбище были только индивидуальные захоронения, а не общие. По словам о. Иоанна Хорошевича, настоятеля храма в честь святой равноапостольной Марии Магдалины, осуществляющего духовное попечение о кладбище, воинское захоронение является братским не только по названию, но и по своему духу. Там были похоронены люди разных конфессий и сословий, кладбище объединяло «всех там погребённых, на поле брани убиенных и от ран скончавшихся воинов». Согласно документам, на Братском кладбище похоронено «нижних чинов православного вероисповедания – 1769, нижних чинов евангелическо-лютеранского вероисповедания (4-й участок) – 44, нижних чинов католического вероисповедания (8-й участок) – 107». Кладбище стало последним приютом для людей многих национальностей. Здесь покоятся русские, украинцы и белорусы, встречаются также грузины, армяне, латыши, евреи [3].
Среди похороненных были как рядовые, так и офицеры.
Надо сказать, что среди погребенных на Минском кладбище – не просто офицеры, а офицеры-герои. Так, князь Илья Васильевич Челокаев (Чолокашвили), прапорщик 301-го пехотного Бобруйского полка, был удостоен ордена св. Георгия 4-й степени посмертно. В описании подвига сказано, что 9 сентября 1915 г. сводная рота под командованием Челокаева наткнулась на противника: «Около 4 часов дня головная застава была встречена внезапно с 300-400 метров сильным ружейным и пулеметным огнем с позиций противника у опушки леса, что к югу д. Баранцы. Князь Челокаев не растерялся, лихо бросился с криком «ура» вперед, в штыки. Он бежал впереди роты, первым добежал до неприятельского стрелявшего пулемета, ударил шашкой по голове немца и вместе с подбежавшими людьми роты взял этот пулемет. Натиск был настолько дружен и энергичен, что противник дрогнул и бросился бежать. В этом бою было взято 2 пулемета, повозка, 6 человек пленных, 30 ящиков пулеметных лент, убито немцев – 2 офицера и 15 нижних чинов. Наши потери: 1 убит и 5 ранены нижних чинов». В ночь с 11 на 12 сентября 1915 г. герой-офицер был смертельно ранен во время ночной атаки на деревню Боровцы.
Штабс-капитан 4-го Туркестанского стрелкового полка Евстафий Данилович Урсуленко (20.9.1873, Кишинёв – 16.7.1915, близ Минска) был кавалером сразу нескольких почетнейших боевых наград – четырех степеней Знака Отличия Военного Ордена (получены в 1899-1905 гг.), орденов
св. Анны 4-й степени, св. Станислава 3-й степени с мечами и бантом,
св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом. 16 мая 1915 г. он получил Георгиевское оружие «за то, что, состоя в 12-м Туркестанском стрелковом полку, 22 февраля 1915 г., руководя подготовкой ночной атаки укрепленной неприятельской позиции, расположенной на высотах между д.д. Пень-Поле и Буды-Сулковские, Под сильным ружейным и пулеметным огнем преодолев проволочные заграждения в 4 ряда, атаковал 4-мя ротами эту позицию и, выбив штыками около 6-7 рот немцев, овладел ею и, несмотря на контратаки превосходящих сил противника, удержал ее за собою». 13 июля 1915 г. герой был тяжело ранен, три дня спустя умер в санитарном поезде на пути в Минск и нашел последний приют на Минском Братском кладбище…
Хоронили на кладбище и неизвестных солдат. В списках РГВИА таких насчитывается 225 человек. Некоторые из них известны лишь по именам, другие – по номеру и названию воинской части, о некоторых не сохранилось никаких данных, кроме даты и места смерти.
В основном на Минском Братском кладбище покоятся пехотинцы – солдаты пехотных, гренадерских и стрелковых полков Русской Императорской армии (именно они несли наибольшие потери во время боевых действий). Представителей других воинских специальностей – артиллеристов, кавалеристов, саперов, – относительно немного. Иногда встречаются казаки, пограничники, мотоциклетчики, летчики, воздухоплаватели, шоферы, связисты. Списки погребенных на кладбище заполнены от руки и содержат в себе несколько позиций: фамилию и имя покойного; воинское звание и часть; дату смерти; место смерти.
II.3. Судьба кладбища в советское время
После революции Первая мировая война в Советском Союзе была названа империалистической, а люди, погибшие на фронтах, стали считаться просто жертвами, а не героями войны. Братское кладбище оказалось заброшенным. Оно еще существовало в 1930-е годы, но кладбищенская церковь была уже снесена.
В годы Великой Отечественной войны, в первые дни после оккупации Минска немецкими войсками, на Братском кладбище был организован первый лагерь смерти в городе Минске. «В докладной записке» министериального советника Дорша рейхслейтеру Розенбергу о лагере военнопленных и гражданских лиц в городе Минске от 10 июля 1941 года говорилось, что «на площади 2,2 га было согнано около 100 тысяч военнопленных и 40 тысяч гражданских лиц». Со стороны Виленского тракта находились «ворота из колючей проволоки», эти ворота служили для прохода пленных. По сторонам от ворот были большие кострища, где, с одной стороны, сжигали отнятые паспорта, деньги, облигации и другие документы; с другой стороны «бросали и сжигали: лопаты, топоры, кирки, ломы и другой инструмент». Ворота для немцев были с северной стороны.
В лагерь загоняли военнопленных и гражданских в возрасте от 13 до 60 лет. На одного заключенного приходилось менее 0,2 кв. метра площади. Люди стояли, прижавшись друг к другу, сидели на корточках, а если спали, то клали голову на колени товарищу. Жара днем доходила до 35º. Заключенные умирали без еды, воды и медицинской помощи. На весь прилегающий жилой район и лагерь работала только одна водокачка. Туалетов не было. Появились дизентерийные больные.
Порядки в лагере были жестокие: убивали за малейшую «провинность»: выражение недовольства, отказ лечь на землю после отбоя и др. Лагерь был огорожен колючей проволокой в пятнадцать рядов по деревянным столбам. Охраняли лагерь фашисты из передовых десантных войск, вооруженные автоматами, гранатами, крупнокалиберными пулеметами. Патрулировали два танка, в ночное время лагерь освещали два прожектора.
Вскоре узников этого лагеря перевели во временный концлагерь на берегу р. Свислочь возле птицефабрики им. Крупской (бывшее имение польского пана), где провели фильтрацию. После нее 10 тыс. узников было расстреляно неподалеку, часть военнопленных отправили в концлагерь в Масюковщине, большую часть минчан отпустили домой под обязательство выйти на работу. Часть узников отправили в небольшой (около 3 тыс. узников) стационарный концлагерь в поселке Дрозды. Немцы вырыли несколько траншей для захоронения умерших напротив кладбища (теперь по этому месту проходит тротуар по ул. Червякова).
Позже на месте бывшего Братского кладбища сделали рынок для торговли животными, домашним скотом. Можно полагать, что размещенные на свободной территории, рядом с военным кладбищем, беженцы организовали возле своего лагеря рынок, где покупались, продавались, менялись вещи и продовольствие. Обычно он работал несколько дней в неделю. При ухудшении экономического положения жителей города на рынке торговали чаще. В советские времена этот рынок официально называли колхозным Сторожевским.
В годы перестройки оживилась мелкая торговля на всех рынках города. С Комаровского рынка мелких торговцев вначале вытеснили на задворки у входа на рынок со стороны ул. Кульман (Дома быта) на необустроенную площадку, которую жители образно назвали “Полем чудес”. Начало строительства в конце 1970-х. дома № 23 на ул. Червякова переместило Сторожевский рынок на новое место, ближе к нынешней ул. В. Хоружей, где находилось бывшее кладбище беженцев.
На это место по указанию районных властей завезли старые полусгнившие прилавки с навесами. За входную плату на рынке разрешалась мелкая торговля. На нем продавали преимущественно мелкую живность. По этой причине его часто называли птичьим или скотным рынком. Весной
1996 г. крыши прилавков под тяжестью намокшего снега рухнули на торговцев. Для оказания медпомощи прибыло около десятка машин скорой помощи. После этого торговлю на Сторожевском рынке закрыли, а торговцев и покупателей направили в Ждановичи на новое “Поле чудес”. На образовавшемся пустыре стали выгуливать собак, учились вождению автомобилей.
II.4. Возрождение святыни
С началом перестройки, в 1990-х годах, появились организации и частные лица, заинтересованные в приватизации участка, на котором размещалось Братское кладбище. 30 мая 2008 на месте бывшего Сторожевского рынка при прокладке канализационного коллектора строителями были извлечены из земли человеческие останки. Работы были прекращены после вмешательства общественности. Как выяснилось, разрешение на проведение здесь земляных работ была дано Министерством культуры. По словам председателя общественного объединения «Белорусское добровольное общество охраны памятников истории и культуры» Антона Астаповича, работы удалось приостановить благодаря активистам общества охраны памятников, в частности – известному историку и архивисту, члену президиума объединения Владимиру Денисову. Он связался с посольством Российской Федерации, а посольство, в свою очередь – с Советом безопасности Беларуси, после чего работы были прекращены, останки возвращены в землю, а траншея закопана. Но часть бывшего погоста уже успели застроить жилыми домами.
Белорусское добровольное общество охраны памятников истории и культуры подняло вопрос о сохранении места этого кладбища и принятия его под защиту государства. В защиту бывшего Братского кладбища выступила и республиканская пресса. Были подготовлены экспертные заключения Института истории НАН, Национальный исторический архив подготовил развернутую справку о наличии архивных документов, которые подтверждают ценность этого объекта.
Большой вклад в дело восстановления братского кладбища внесла Православная церковь. Среди верующих был организован сбор подписей в защиту святыни. Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх всея Беларуси Филарет обратился к Президенту Республики Беларусь
А.Г. Лукашенко с просьбой о создании мемориала на бывшем братском кладбище. Президент поддержал просьбу Владыки. На восстановление кладбища были выделены средства. Был проведён конкурс на лучший архитектурный проект мемориала.
Справедливость восторжествовала: в воскресенье 14 августа 2011 года митрополитом Минским и Слуцким, Патриаршим Экзархом всея Беларуси Филаретом на Минском Братском военном кладбище была освящена часовня в честь иконы Божией Матери «Знамение». Часовню выполнили открытой с 3 сторон, во избежание вандализма доступ в нее был ограничен коваными решетками. Внутри по благословению владыки Филарета размещена икона Божьей Матери “Знамение”. Эта икона была изображена на воинских хоругвях в русских войсках и является покровительницей воинов. Снаружи на портиках – бронзовые барельефы святых воинов Александра Невского, Дмитрия Донского, Иоанна-воина, а также архангела Михаила. Сама часовня облицована гранитом. Территория кладбища ограждена. Ограда выполнена из зелёного мрамора и украшена ковкой и щитами с изображениями орденов Российской Империи. Арка над центральным входом символизирует Покров Пресвятой Богородицы. Имена павших воинов увековечены на мраморных плитах.
III. Заключение. Значение возрождения святыни
Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, на церемонии открытия мемориала сказал: «В этот святой день мы стали свидетелями знаменательного события – восстановления памяти наших предков, сограждан, героически павших в боях за нашу Родину во время Первой мировой войны». Владыка Филарет выразил «благодарность Президенту Беларуси, городским властям, архитекторам, строителям, историкам и всем тем, кто своими усердными трудами по крупицам собрал сведения о погребенных здесь людях». Военнослужащие роты почетного караула на руках внесли три обитых бархатом гроба с останками безвестных воинов Первой мировой войны в часовню в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение». К стенам часовни были возложены венки от государственных органов и иностранных дипломатических миссий стран – участниц Первой мировой войны. Минутой молчания и тремя залпами почтили память воинов, чей прах нашел успокоение в часовне Минского Братского военного кладбища. Делегации администраций районов столицы, жители и гости Минска, молодежь и ветераны возложили цветы к месту захоронения.
В памятные даты – в годовщину начала первой мировой войны, в дни поминовения усопших – здесь проходят поминальные службы. Для этого перед часовней сооружена специальная площадка. Настоятель храма святой равноапостольной Марии Магдалины протоиерей Иоанн Хорошевич, осуществляющий духовное попечение о кладбище, подчёркивает, что возрождение Минского Братского кладбища стало возможным благодаря содействию Президента Республики Беларусь и способствовало сотрудничеству светской и церковной властей, объединению неравнодушных к отечественной истории людей.
История Минского Братского военного кладбища, где нашли последний приют тысячи воинов, отдавших свои жизни за веру и Отечество, помогает нам лучше осознавать трагедию и величие нашей истории, способствует сохранению исторической памяти.
Список использованных материалов:
- Балашов Борис, протоиерей. Христианское отношение к смерти. [Электронный ресурс]. – Режим доступа www.pravklin.ru. – Дата доступа: 05.04.2017.
- Баринова Д. 17 добрых традиций из прошлого. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.pravoslavie.ru/75873. – Дата доступа: 05.04.2017.
- Бондаренко В. Минское Братское воинское кладбище 1914-1918: списки погребённых. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zapadrus.su/rusmir/istf/235–1914-18-.html. – Дата доступа: 05.04.2017.
- Григорян В. Писание и Предание о воскресении из мёртвых. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://serafim-library.narod.ru/PublikatciiSerafima/pub-kraval-pushkin-i-ss.html. – Дата доступа: 05.04.2017
- Добровольский П. От детской площадки до университета. Что находится на месте старых минских кладбищ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://news.tut.by/society/497746.html. – Дата доступа: 05.04.2017.
- Зеленкова А. Братское военное кладбище в районе бывшего Сторожевского рынка в Минске. Форум сайта «Глобус Беларуси». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fgb.by/viewtopic.php?p=5150. – Дата доступа: 05.04.2017.
- Минское Братское кладбище. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bacian. livejornal.com. – Дата доступа: 05.04.2017
- Останки воинов первой мировой войны торжественно перезахоронены сегодня в Минске. Сообщение БЕЛТА. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.open.by/country/59411. – Дата доступа: 05.04.2017.
- Посещение кладбищ в русской культуре. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.saveoursouls.ru/pressa.aspx?PressaID=1423. – Дата доступа: 05.04.2017.
- Усачёв О.И. Братское военное кладбище. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minsk-old-new.com/minsk-3295.htm. – Дата доступа: 05.04.2017.
- Форум сайта «Бойцовский клуб». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fightclub.by/forum/viewtopic.php?t=2403&view=next. – Дата доступа: 05.04.2017.
В работе использованы материалы сотрудника Национального исторического архива Республики Беларусь Денисова В.Н. и воспоминания настоятеля прихода храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Минске протоиерея Иоанна Хорошевича.