Митрополит-воссоединитель или почему белорусы забыли о митрополите Иосифе (Семашко)?

В рамках проведения в Витебской епархии XXI Сретенских образовательных чтений с докладом “Жизнь и труды высокопреосвященного Иосифа (Семашко), митрополита Литовского. К 220-летию со дня рождения и 150-летию со дня кончины” на пленарном заседании выступила кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Беларуси нового и новейшего времени БГУ, профессор Минской духовной академии Валентина Анатольевна Теплова.

После чтений нам удалось пообщаться с Валентиной Анатольевной и узнать, почему в XXI веке о митрополите Иосифе (Семашко) знают лишь профессиональные историки.

К большому сожалению, профессор подтвердила, что личность и деятельность этого выдающегося архиерея в современной учебной литературе преподносятся некорректно, а иногда и вовсе ошибочно.

На наш вопрос, почему же только спустя 220 лет со дня рождения и 150 лет со дня кончины белорусы вновь вспомнили о митрополите Иосифе, Валентина Анатольевна ответила очень просто: “Для меня это тоже загадка, как мы могли столько лет не замечать этого человека или бояться отметить его юбилей”.

Начало возрождения личности святителя в нашей стране восходит к 1998 году. Тогда отмечалось 200-летие со дня его рождения, и впервые возникла мысль о том, что необходимо возродить имя митрополита Иосифа и рассказать людям об его истинной позиции. Дело в том, что не секрет, что в историю этот Владыка вошел с именем “Иудушка Семашко”. Так его назвали католики за деятельность по воссоединению униатов с православными. Термин “воссоединение” до сих пор не употребляется в учебной литературе и в профессиональной среде светских историков. Вместо этого пишется, что митрополит Иосиф занимался “уничтожением” унии. Однако “Семашковские чтения”, зародившиеся в Минской духовной семинарии уже 10 лет назад, не были начальной точкой возрождения памяти этого архиерея. Почитание митрополита Иосифа (Семашко) было принято еще в 1870 году. В XIX — начале XX века была проведена большая исследовательская работа, результатом которой явилась публикация значительного числа жизнеописаний Владыки. Однако потрясения, пережитые Церковью в связи с революцией 1917 года, прервали эти исследования. Из работ современных исследователей, посвященных личности митрополита Иосифа (Семашко), следует назвать только одну — кандидата богословия, протоиерея Александра Романчука “Митрополит Иосиф (Семашко): очерк жизни и церковно-общественной деятельности”.

По словам Валентины Анатольевны, фигура Литовского митрополита не заслуживает забвения, ведь дело, совершенное им, до сих пор не утратило своего значения. В период, когда процесс становления молодой белорусской государственности можно считать законченным, рассмотрение и оценка личности и трудов архиерея-воссоединителя способствуют не только более глубокому пониманию этнокультурных и конфессиональных проблем прошлого и осознанию аналогичных процессов в настоящем, но и служит предотвращению межконфессиональных конфликтов в будущем.

Мы не могли оставить в стороне вопрос, связанный с белорусским языком, который некоторые слои населения нашей страны тесно связывают с униатством. Как показала исследовательская работа, белорусский язык вытеснялся из церквей, принявших унию, и заменялся польским и латинским языками. Существует множество свидетельств данного процесса, подтверждающих тот факт, что уния не принесла белорусскому языку никакой пользы, напротив, в это время он стал языком простых крестьян, так как утратил широкое применение в науке, богослужении и литературе.

В связи с тем, что решением Синода Белорусского Экзархата 2018 год объявлен годом памяти митрополита Иосифа (Семашко), запланирован целый ряд тематических мероприятий на территории всей Белорусской Православной Церкви.

Кристина Догодька

По материалам сайта Витебской епархии vitprav.by