Бог кончину Своей Матери выделил как великое событие в истории Церкви и в истории Вселенной. Перед Её праздником строгий, подобно Пасхальному, пост. Церковь в этот день дает нам обильную пищу для души. Давайте вдумаемся в праздник вместе с новомучениками и исповедниками и напитаемся смыслами и благодатью, нам посылаемыми.
Сщмч. Серафим (Чичагов), назидая прихожан в этот день, замечал, что духовная сила и всемирная слава Богоматери открылась людям только по Ее Успении. Вся Ее жизнь была преисполнена величайшими испытаниями, скорбями, уничижениями, подозрениями даже от ближних. «Безмолвствуя среди шумного мира, Она кротко и смиренно наблюдала за евангельскими событиями из народной толпы, которая сопутствовала Христу, и слагала все в своем сердце». Кротко прожила жизнь благодатная Мария и за страдание, за смирение и веру, наконец, за Материнскую любовь сподобилась стать одесную Престола Сына в Своем Успении.
О чести, которую сподобилась принять Богородица, говорит исповедник святитель Лука Крымский: «Кто умирал так из земнородных, как умерла Пресвятая Богородица? Чье смертное ложе окружали лики апостолов? В возглавии чьего смертного одра сияла небесным светом райская ветвь, принесенная архангелом Гавриилом за три дня до смерти Пресвятой Богородицы? Чью душу пришел принять Сам Господь и Бог наш Иисус Христос? О никто, никто, конечно, никто!».
Чему учит нас Успение Богородицы? К чему призывает?
К праведности. Чтобы не вкусить смерти вечной, ужаса ада – необходимо исполнять волю Божию. Жить смиренно и нести крест воли Божией. Над всеми святыми исполняются слова из Откровения о смерти первой и второй: «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним…» (Откр. 20:6).
Нам в этой жизни необходимо ожить, услышав Евангелие, «Глас Сына Божия». Первое воскресение или переход «из смерти в жизнь» начинается, когда мы, по слову блж. Августина, возвращаемся к Жизни после смерти, состоящей в грехах и остаемся твердым в Жизни со Христом.
Святитель Лука в одной из многих проповедей на Успение замечал: «Смерть первая это то, что испытает всякий земнородный – смерть тела. А смерть вторая – это ужасная вечная смерть тех, кто погряз во грехах, кто услышит страшные слова Христовы: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его». Смерти второй, конечно, не вкусят все праведники, все те, кончина которых была подобна кончине Пресвятой Богородицы, чья кончина была тоже не мучительной, обычной для людей смертью, а блаженным успением».
Праведник, как пчела, призван собирать частички Царствия Небесного всю жизнь день за днем. Эта мысль из проповеди на Успение сщмч. Сергия Мечёва. Нам надо убегать от смерти. Убегать от всякого греха. Именно в грехе концентрируется смерть вторая. Сщмч. Сергий вразумляет и наставляет: «Если вы не будете еще на земле собирать (небесные) сокровища, то страшен будет для вас час смертный, и в тот час никто не поможет вам. Теперь, в этой жизни, надо собирать элементы Царствия Божия, и тогда, мало-помалу, начнете понимать значение этого великого праздника, который мы празднуем сегодня.
И, дай Бог, чтобы день нашей смерти не застал нас врасплох, но чтобы мы уподобились тем, кто еще здесь начал небесную жизнь.
И тогда Божия Матерь будет молиться о нас в час этого страшного перехода, как мы молились Ей всегда, прося «не вверять нас человеческому предстательству», но принять нашу молитву и сохранить нас под Святым Своим Покровом».
Успение это праздник победы над смертью. Это праздник той, которая может стать помощницей в тот час, когда мы будем расставаться со всем земным. Нам необходимо в помощь взять Богородицу в нашей жизни. Христианину нужен подвиг в жизни, нужна борьба. А для этого необходима сила и помощь. Сщич. Григорий (Лебедев) в один из памятных дней Пресвятой говорил, что нам нужна охрана и помощь Богородицы: «Помощь нужна сейчас, немедленно! Возьмите охрану со стороны; возьмите в помощь Ту, Которая от века предизбрана служить людской охране и людскому спасению. Ту, которая через тайну Воплощения уже начала Свое служение. Ту, Кому при Кресте поручены все ученики Христа, как дети поручаются матери, – Пречистую Богородицу. Можно ли забыть о Ней? Забыть о Ней, когда в служении людскому спасению Она «в молитвах неусыпающая» «день и ночь молится о нас», простирая к Сыну носившие Его руки!».
Как высоки эти слова. Какой они переполнены мотивацией. Все Небо стоит на страже спасения человека. Святитель продолжает: «Приблизьте же к себе Богородицу, … Не только к домам и семьям, к своим душам и жизням приблизьте Ее. Пусть охранит их от всякого зла, в котором запуталась и гибнет душа. Вот надежный сторож и незаменимый покров, вот тихое убежище от бурь греха и поддержка уставших, обездоленных, израненных грехами, больных, боримых; это молитва Пречистой. Молитва Богородицы – как ласка Матери всего мира».
По определению, данному нам с небес: Жизнь – это слушать и исполнять Слово Божие. Свт. Лука так говорит об этом в связи с нынешним праздником: «Не смертью, а блаженным успением называем мы кончину Пресвятой Богородицы. Она уснула блаженным вечным сном. На ней исполнились слова Спасителя: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5, 24). Неужели можно представить себе, чтобы на суд предстали Пресвятая Богородица, Иоанн Креститель, святые апостолы, святые пророки, весь бесчисленный сонм мучеников?! О нет, о нет! Этого представить себе нельзя».
Для Богородицы смерть не стала неожиданностью. Её, как и Благовещением, предупредил Архангел. Мысль о том, что смерть становится благой вестью, особо ярка в этот день. Апостол Павел уже после Успения повторил мысль самого нынешнего праздника: «Для меня жизнь Христос и смерть приобретение» (Филп. 1:21).
Сщмч. Сергей Мечёв светлыми красками описывает Праздник и предлагает нам обновить свое отношение к смерти: «Заканчивая церковный год. Церковь дает нам образ смерти величайшей христианки – Пречистой Девы Марии в праздновании Ее Успения. Смерть для Нее была воистину «Успением». Переход в другой мир, в Царство Ее Сына и Бога не был для Нее неожиданным. На иконах Успения мы видим не только Матерь Божию, но и Христа, «женскую душу на руках носяща». Но ведь не только для Нее, но и для нас Христос есть Бог и Спаситель. Поэтому, взирая на образ Честнаго Ея Успения, и мы, в нашей силе и мере, должны выявить свое отношение к смерти».
Мария Дева это не просто слова. Это имя нашей Небесной Заступницы. Это знали и этому учили новомученики. Сщмч. Серафим Чичагов говорил: «Где, у кого теперь искать ласки и сочувствия? Только одна Матерь Божия, Радость всех скорбящих, прошедшая столько человеческих испытаний и скорбей, может утешить Своею святою, чистою любовью и укрепить в предстоящих подвигах. Так возлюбил Бог Церковь Свою, что даровал нам всем Матерь Свою, Богородицу. Будем же неумолчно призывать Ее на помощь Русской Православной Церкви и просить освятить нашу землю Своими святыми стопами и рассеять наших врагов святым дыханием уст Своих!»
Где в сердце сияет свет Царствия Небесного, там нет места тьме смерти. Пусть Богородица будет нашей путеводительницей в жизнь, чтобы в успении мы могли уподобиться ей.
Протоиерей Андрей Гавриленко
По материалам сайта pravlife.org